на главную страницу

8 Июня 2002 года

Линия жизни

Суббота

Как солдаты покупали киловатты

Александр ТИХОНОВ (Цхинвали - Тбилиси), "Красная звезда".



Точно неизвестно, чью именно "светлую голову" осенила идея собирать с личного состава российского батальона, входящего в состав Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта, деньги для оплаты потребляемой "русбатом" электроэнергии. И эта идея была претворена в жизнь, несмотря на то что имела не только сторонников.

     Вообще-то согласно достигнутым еще в 1994 году на политическом уровне договоренностям (ст. II Положения "Об основных принципах деятельности воинских контингентов и групп военных наблюдателей, предназначенных для нормализации ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта") создать необходимые условия для проживания миротворцев должны были органы местной власти. Администрация Цхинвали предоставила российскому батальону несколько зданий и территорию, а также была готова обеспечить пункт временной дислокации "русбата" электроэнергией. По тому же графику, что и весь город: несколько часов утром и вечером. Но, кроме обычного электричества, по проводам в Цхинвали бежит так называемое "коммерческое". У его потребителей в розетках та же сила и частота тока, те же 220 вольт, но по другим расценкам. Зато "коммерческий" электроток может поступать практически круглосуточно. Конечно, само по себе существование двух видов электроснабжения в одной и той же сети феноменально, но мы не станем рассматривать законы физики и экономики, лежащие в основе этого неординарного явления. Сейчас речь о том, что "коммерческое" электричество было предложено нашим миротворцам. Для их светлого - в прямом смысле слова - будущего нужны были только деньги...
     Наша новейшая история имеет различные примеры выяснения отношений между военными и энергетиками. Но нигде и никто не додумался изыскивать средства на оплату у солдат.
     Вообще-то в армии, как известно, оплатой электроэнергии занимаются квартирно-эксплуатационные органы. До недавнего времени (в том числе на момент заключения договора между миротворческим батальоном и цхинвальской "Электросетью") все объекты "русбата" и часть зданий объединенного штаба ССПМ стояли на учете в Тбилисской КЭЧ Группы российских войск в Закавказье. Ремонт зданий и сооружений Тбилисская КЭЧ осуществляла, а вот предоставленные миротворцам коммунальные услуги не оплачивала. Почему? Информацию о том, что батальон сам заключил договор с цхинвальской "Электросетью", подполковник Пискунов - нынешний начальник КЭО ГРВЗ - воспринял с удивлением. Но если уж такой договор появился, то, по словам Пискунова, командование батальона должно было представить его в Тбилисскую КЭЧ.
     - Оплата электроэнергии наличными деньгами, тем более собранными с личного состава, недопустима, - говорит Пискунов. - Средства на эти цели выделяются с соответствующих статей сметы Министерства обороны. Повторяю, этот договор должен был быть сдан в КЭЧ, чтобы КЭЧ могла его зарегистрировать, отработать механизм оплаты и производить ее. А так мы эту войсковую часть даже в годовую заявку на средства, необходимые для расчета за коммунальные услуги, не включали...
     О стоимости одного "коммерческого" киловатт-часа в батальоне имели представление лишь некоторые. Зато все как один знали, что для "борьбы с потемками" каждому нужно ежемесячно "отстегивать" по 150 "рэ". Взнос в сравнении с размером денежного довольствия, учитывая, что в батальоне все служат по контракту, невелик. Поэтому большинство офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов согласились деньги сдавать. Лишь немногие, почуяв неладное, всю получку оставляли себе.
     Договор между "русбатом" и цхинвальской "Электросетью" был подписан 15 июля прошлого года. "Электросеть" обязалась поставлять электроэнергию в пункт временной дислокации батальона "по удлиненному графику" (так сформулировано в договоре), а батальон - оплачивать ее по тарифу 0,8 руб. за один киловатт-час. Что конкретно подразумевается под удлиненным графиком, в договоре не поясняется, так что при перебоях со светом претензии к поставщику выглядели бы бессмысленными. Хотя надо отметить, что за время действия договора электроэнергия подавалась практически без перерывов.
     Через некоторое время после первого добровольного взноса за свет по батальону поползли слухи о том, что сбор идет не только на общие нужды. Открыто никто недовольства не проявлял, и опровергать слухи со счетами и квитанциями об оплате в руках командование батальона не стало. Видимо, не могло. Потому что согласно представленным "Красной звезде" квитанциям за потребленную в августе, сентябре, октябре, ноябре и декабре электроэнергию батальон заплатил соответственно 4.464, 5.664, 10.240, 12.000 и 12.000 рублей. За потребленные в конце декабря, январе и феврале киловатты была почему-то выписана только одна квитанция на сумму 88.80 рублей. Лишь в квитанциях за сентябрь и октябрь старое показание счетчика совпадает с новым показанием за предыдущий месяц. В дальнейшем же, если верить квитанциям, батальон оплачивал одни и те же киловатты по два раза. Как это случилось, заместитель командира батальона по тылу капитан Дмитрий Латанов объяснить не смог. По его словам, в заключении договора он принимал участие, но этих квитанций до сих пор ни разу не видел. А из объяснений подполковника Кошелева выходило, что никто внимательно в квитанции и не всматривался - мол, сколько писали, столько мы и платили. Однако более близкой к истине, скорее всего, является версия, которую с просьбой не называть его имени поведал один из миротворцев. По этой версии, реально за электроэнергию уплачено значительно больше, чем указано в квитанциях, но гораздо меньше, чем собиралось (а ежемесячно удавалось собрать порядка 60 тыс. рублей). Схема позволяла договаривающимся сторонам неплохо учитывать взаимную выгоду.
     Командование батальона не отрицает, что сбор денег осуществлялся не только на электроэнергию, но и на другие нужды, и подчеркивает при этом добровольный характер взносов. О сдаче денег и "на другие нужды" личный состав батальона знал, правда, весьма туманно представляя их перечень. Но вот об указанных в квитанциях суммах за электричество подавляющее большинство миротворцев не имело ни малейшего представления. Им просто не хотелось служить в темноте. Вместе с тем не мешало бы, чтобы кто-то пролил свет на эту темную историю.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker