Перейти на главную страницу

8 Июня 2002 года

Спорт

Суббота




НЕ ОБУЗА, А ОПОРА

    Бурятский республиканский совет РОСТО, который с 1992 года возглавляет Евгений ТЕРЕНТЬЕВ, всего лишь на два месяца младше своего "родоначальника" - Осоавиахим-ДОСААФ-РОСТО, совсем недавно отметившего 75-летний юбилей.

    Руководители Бурятской АССР, образованной в 1923 году, оперативно откликнулись на призыв правительства страны, и в республике 10 марта 1927 года была создана организация Осоавиахим. С тех пор здесь подготовлены для службы в армии сотни тысяч специалистов - водителей, парашютистов, связистов и т.д.
    В начале 1990-х годов, попав в стихию дикого рынка и рыночных отношений, республиканская организация РОСТО, призванная готовить молодежь к военной службе, вести не только среди молодых людей, но и всего населения военно-патриотическое воспитание, оказалась на грани развала. Тем не менее к чести руководства здешнего совета РОСТО надо отметить, что, несмотря на все проблемы и трудности, которые имелись за все эти "лихие" годы, не были закрыты ни один спортивно-технический клуб (СТК), ни одна школа. Более того, регулярно проводятся соревнования по военно-прикладным видам спорта среди призывников (на снимке).
    Клуб служебного собаководства, существующий с 1960 года и возглавляемый Ириной Николаевной Москвитиной, вот уже 12 лет, не получая ни рубля бюджетных денег, выжил за счет членских взносов и оплаты за дрессировку собак. Жизнь заставила его перейти на полный хозрасчет, хотя и это не решает всех проблем.
    Затраты, например, на ежегодно проводимые выставки не окупаются. Выручают спонсоры. Есть планы под эгидой федерации собаководства Бурятии возобновить подготовку служебных собак для пограничных войск, прорабатывается вопрос подготовки поисковых собак для МЧС, но для этого нужна специальная служба кинологов, которая сейчас есть только в МВД республики.
    Усилиями заслуженного работника физической культуры России Владимира Петровича Бусовикова сохранен имеющий богатую историю с 1935 года Республиканский спортивно-стрелковый клуб, где сейчас культивируются пулевая стрельба, стрельба из арбалета, военно-прикладные виды спорта. В 1993 году стрелки открыли свой оружейный магазин "Стрелец", который сейчас является главным спонсором клуба в отправке команд на различные соревнования. И, кстати, стрелки из Бурятии добиваются призовых мест на соревнованиях всероссийского уровня. А недавно появился первый в республике мастер спорта международного класса по стрельбе - Юрий Марменков.
    Самым трудным был 1998 год, когда финансирование из Центра составило лишь 6 процентов от потребного. В 1999 и 2000 годах получили 10 процентов, а в прошедшем, 2001-м, - уже 20 процентов. Это, конечно же, крохи по сравнению с потребностями, но уже и такая забота много значит.
    - Необходимые для жизнедеятельности организации средства зарабатываем сами, причем по-разному, - рассказывает Евгений Константинович Терентьев. - Готовим водителей всех категорий, сдаем в аренду свободные помещения организациям, оказываем населению платные услуги по автоперевозкам, готовим специалистов по пошиву меховых головных уборов. В Сибири это весьма пользующаяся спросом специальность...
    Впрочем, не следует думать, что Бурятская организация
    РОСТО превратилась в некий клуб скорняков или портных. Главным для нас всегда был и остается оборонный заказ. И потому идет поиск новых путей и возможностей расширения этой важной работы. Например, Хоринский СТК (начальник - Михаил Цыренжапов) по договоренности с инженерной службой Сибирского военного округа начал готовить механиков-водителей полковой землеройной машины, Заиграевский СТК (начальник - Виктор Балаганский) по этой же специальности готовит специалистов из числа тех, кто учился в ПТУ на тракториста, Баунтовский СТК (начальник - Павел Пьяных) взялся за подготовку радистов.
    Сейчас по сравнению с 1990 годом количество курсантов увеличилось в полтора раза. В то же время остается нерешенным вопрос проживания и питания иногородних курсантов. По этой причине многие юноши из отдаленных уголков и районов республики не могут пройти обучение, хотя горят желанием получить техническую специальность. Раньше за все платило государство, а теперь это - проблемы РОСТО.
    Нельзя не отметить, что администрации городов и районов республики, как и в прежние, 70-80-е годы, стараются чем могут помочь ростовцам. Но денег все равно не хватает, поскольку выпало главное звено - централизованная финансовая и материально-техническая помощь со стороны руководства Республики Бурятия.
    - А ведь мы совсем не лишние! - с огорчением говорит председатель Бурятского республиканского РОСТО Евгений Константинович Терентьев. И его можно понять. У соседей, в Читинской области, где экономический потенциал никак не выше, находят возможности включить отдельной строкой в областной бюджет деньги для нужд ростовцев Забайкалья. Так, в 2000 году область выделила 200 тысяч рублей, в 2001 году - 250 тысяч, на 2002 год запланировано 285 тысяч.
    Думается, такой подход является добрым примером отношения к проблемам оборонной организации, делающей большое и нужное стране дело. Почему бы не взять опыт соседей на вооружение руководству и народным депутатам Республики Бурятия?
 ||  Подполковник Тимур ЛАМБАЕВ.



Джульбарс не простит равнодушия

    Добравшись до площадки кинологического центра "Ясеневый", я сразу же забыл о том, что нахожусь в нескольких сотнях метров от оживленной магистрали одного из самых больших мегаполисов мира. Пение птиц, шелест листвы и звонкий лай собак - все это стало прекрасным звуковым оформлением открывшейся перед глазами картины - живописной поляны Битцевского парка. Вот уже 15 лет эта площадка - рабочее место Михаила Насонова (на снимке), руководителя кинологического центра "Ясеневый" - районного клуба РОСТО Юго-Западного округа столицы.
    На заре перестройки старший инженер по ремонту компьютеров оставил свою высокооплачиваемую должность и сделал хобби делом жизни. Увлечение служебным собаководством стало для Михаила профессией.
    - Чем занимается возглавляемая вами организация?
    - Уставные задачи нашего клуба - пропаганда отечественного собаководства, организация спортивно-дрессировочной деятельности с участием населения близлежащих районов и преподавательская работа в области служебного собаководства. Помимо меня, в штате центра еще пять инструкторов и бухгалтер. Зарабатываемые средства (мы находимся на самофинансировании) тратим на выполнение уставных задач.
    - В настоящее время служебное собаководство - это высокодоходное занятие или пока еще работа на перспективу?
    - Это работа на энтузиазме, с убежденностью в том, что мы занимаемся нужным делом и делаем его хорошо. Как и любое творческое занятие, кинология не терпит застоя. Безостановочное движение вперед - только так, на мой взгляд, можно решить проблемы отечественного собаководства.
    - А их много?
    - Хватает. Дело в том, что собаководство в народном хозяйстве страны, увы, рассматривается по остаточному принципу. Военно-учетная специальность, соответствующая нашему профилю, существует, но на подготовку кинологов нет заказа от силовых ведомств и министерств. Не решен вопрос с землепользованием под данный вид деятельности - нас причисляют к коммерческим организациям, предоставляющим услуги населению. Отсюда - непомерные налоги. Не сформированы дрессировочные нормативы, что было бы очень важно для достойного представления отечественных собак в рабочем классе на международных выставках...
    - Каковы функции собаководства в народом хозяйстве?
    - Очень обширные. Причем в разных сферах. Например, собаки российской дрессировки - лучшие в мире по поиску людей под завалам в местах техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций. Нашим кинологам очень хорошо удается, используя породные особенности, выявить индивидуальные характеристики собаки для их использования в этом виде деятельности.
    Минно-розыскная служба. Здесь просто невозможно переоценить собаку. На сегодняшний день только система обоняния собаки может различать индивидуальные запахи. И хотя недавно по телевизору был показан сюжет об изготовлении американцами прибора, якобы стопроцентно определяющего мины, сомнительно, что от работы собак в этой области откажутся.
    Собачий нюх, как известно, используется и в криминалистике. При сравнении запаха на предмете и на подозреваемом в преступлении человеке собака может стать доказательством того, брал или не брал человек этот предмет в руки. В европейских странах для суда присяжных это является значимым фактором. Есть даже специальная наука, исследующая запахи, - одерология, в экспериментах по которой собакам отводится главная роль.
    Еще собаки широко используются при охране важных стратегических и хозяйственных объектов...
    - Но ведь, помимо работы, собака для многих людей просто друг...
    - Конечно, причем я бы сказал: это единственный настоящий друг! Собака прощает своему хозяину все то, что ни другие животные, ни тем более человек никогда не простят. Она не прощает лишь равнодушия к себе.
    А еще собака в большей мере определяет распорядок и образ жизни семьи, где она находится. Мне неизвестны случаи, когда люди пожалели бы, что взяли собаку в семью по причине того, что это животное им не нравится. С собаками расстаются, не имея возможности или желания ими заниматься: вовремя кормить, гулять, правильно воспитывать...
    - Многие люди со своими четвероногими друзьями занимаются спортом. Какие спортивные дисциплины существуют в собаководстве?
    - Кинологи проводят большое количество соревнований. Существуют состязания по общему курсу дрессировки (РКД), где судьями оценивается послушание собаки при выполнении таких команд, как "лежать", "сидеть", "стоять". И прохождение ими препятствий: горки, бума (возвышающегося над землей бревна), барьера...
    Есть соревнования по защитно-караульной службе (ЗКС). Здесь собаки показывают свое мастерство в охране предмета, защите хозяина. Проводятся, кроме того, соревнования по спасению на водах. Собаки, в основном крупных пород, спасают тонущего человека...
    - А есть такой вид спорта, которым человек может заниматься с любым по размеру и породе псом?
    - Есть, это - аджилити. Своего рода конкур для собак. Соревнования проводятся среди маленьких, средних и больших классов собак, и из-за своей зрелищности и демократичности эти старты имеют большое число поклонников как в нашей стране, так и за рубежом. Кстати, в Москве, других городах России соревнования по аджилити проводятся довольно регулярно. Недавно, например, у нас прошел чемпионат мира. Так что рекомендую воочию убедиться в том, насколько это увлекательный и полезный вид спорта.

    Фото автора.
 ||  Беседу вел Максим ШАКИРОВ.



"Игрушки" для взрослых

    Автомодельный спорт не так популярен как, например, футбол, но интересен, на мой взгляд, не меньше. Ведь он подразумевает не только участие в соревнованиях, а еще и создание моделей разных классов, настоящее творчество, полет инженерной мысли! Различаются модели, например, по типу двигателя и его мощности. Есть кордовые модели - это модели-копии, аэросани, которые испытываются на привязи по замкнутому кругу и классифицируются в зависимости от рабочего объема двигателя. Другой класс - радиоуправляемые, с электродвигателями и двигателями внутреннего сгорания для соревнований как в одиночных, так и в групповых стартах.
    За рубежом автомоделизм становится все более популярен. Возникают новые клубы, людей, вовлеченных в это дело, с каждым годом прибавляется. Вот только в России картина совсем иная. Приведенная историческая справка дана не случайно. Она свидетельствует о былых победах, стремлении наших соотечественников быть первыми в мировой табели о рангах. И потому просто не укладывается в голове тот факт, что сегодня автомоделизм в России оказался на грани исчезновения.
    Размышлениями о наболевшем делится главный тренер по радиоуправляемым моделям Центрального автосудомодельного клуба РОСТО Рафаил ОГАРКОВ.


    - Нельзя сказать, что российские автомоделисты стали выступать совсем уж плохо. Но в последние годы мы действительно показываем не такие высокие результаты, как раньше. На радиоуправляемых "машинах" зарубежные соперники обходят нас с явным преимуществом. Радует пока то, что держимся в тройке сильнейших на кордовых моделях. Александр Карпузиков, Борис Афанасьев не один год занимают первые места. Кстати, Карпузиков тот еще мастер. За его кордовую модель один швед, тоже участник соревнований, свой "Фольксваген" был готов отдать. Уж не помню, как они там договорились.
    - Какова причина неудач в выступлениях на радиоуправляемых машинах? Какие еще проблемы существуют?
    - Мы сегодня не живем, а существуем. Все упирается в деньги, а точнее - в их отсутствие. Из необходимых годовых средств выплачивается только третья часть. А ведь в смету входят расходы на соревнования, поездки, подготовку и испытание моделей. В результате чем-нибудь приходится жертвовать.
    Радиоуправляемые модели - больной для нас вопрос. Новая модель стоит 1.500-2.000 долларов. Но нам уже не до роскоши, готовы и на старых стартовать. Да вот их эксплуатация и ремонт стоят тоже недешево. Например, цена одного только колесика - 400-700 рублей. Почти как новая покрышка для "Жигулей". А таких надо четыре штуки. Кстати, колесная база изнашивается быстрее всего. Детали сейчас используются в основном импортные, и мы вынуждены их закупать - в России таких, как правило, не производят. А если бы и производили, то они стоили бы еще дороже. На Западе специальные производства давно налажены, у нас - штучные изделия. Там модель к старту на заказ готовят, денег не жалеют. А мы из-за отсутствия средств вынуждены выступать на чем придется. Оттого и проигрываем.
    - Подрастающее поколение проявляет хоть какой-то интерес к технике?
    - К сожалению, юных техников у нас в клубе можно по пальцам пересчитать. Интерес к творчеству у молодежи в 1990-е годы упал резко. Кружки, что были раньше, практически не функционируют. Мы еще пытаемся как-то агитировать ребят, расклеиваем объявления в школах. Но желающих записаться в клуб все равно мало. А с теми, кто к нам приходит, занимаемся элементарными вещами - мастерим из фанеры машинки простейшей конструкции. А ведь ребятам хочется и более сложными вещами заниматься, но на это уже требуются серьезные материальные затраты. Правда, иногда ребятишки вынуждают родителей раскошеливаться на хорошие детали. В большинстве же случаев мамы юных моделистов, как только придут в наш магазин, посмотрят на цены, теряют всякий энтузиазм.
    Ассортимент товаров в магазине клуба широк: радиоуправляемые самолеты, машины, катера, детали к ним. Но цены, действительно, не на всякий карман рассчитаны. От 100 рублей за мелочевку до 400 долларов за готовый мотор. Хотя по мировым стандартам это не так уж и дорого.
    А ведь именно для подростков моделизм крайне полезен. Он развивает логику, конструкторские и инженерные способности. Когда-то кружки моделистов были заполнены детьми и школьниками, глубоко увлеченными творческой работой. И ведь именно так начинали известные всему миру отечественные конструкторы Туполев, Яковлев... Сегодня дело обстоит так, как будто уже нет никакой необходимости что-то конструировать, выдумывать. Готовая продукция по модельным видам спорта лежит на прилавках - знай себе "отстегивай" денежки. Или покупай готовый конструктор да мастери. А как же техническое творчество? Где будут развивать свои дарования будущие инженеры и конструкторы, если автомодельный спорт у нас, может быть, вообще скоро забудут? По крайней мере, все к тому идет. Долгов за коммунальные услуги у клуба на сотни тысяч рублей, а платить нечем.
    Не хотелось бы заканчивать разговор на такой печальной ноте. Хочется верить, что автомоделизм вернет утраченные позиции. Ведь есть в России и специалисты, и опытные тренеры. А финансовые трудности - это, убежден, лишь временное явление.

    Историческая справка
    Среди технических видов спорта автомоделизм - один из наиболее молодых. Первая секция была создана в 1942 году в Париже, несколько позже подобные появились в Италии, Англии, Бельгии, Голландии, Швейцарии и ФРГ. В 1949 году французы и итальянцы в Лионе проводят первые соревнования, после которых у участников появляется идея о создании Европейской федерации автомобильного спорта. Федерацию основали в 1950 году, и уже через год в Лионе прошел первый чемпионат Европы. В СССР стали соревноваться лишь с 1957 года. Тогда под названием "матч четырех городов" (Москва, Ленинград, Харьков, Рига) в Москве состоялись первые автомодельные старты. После этого автомоделизм начинает активнее набирать обороты. Проводятся чемпионаты СССР, на которые съезжаются спортсмены из крупных городов страны. А в 1961 году сборная команда дебютирует на чемпионате Европы в Познани (Польша), откуда возвращается с победным кубком. Вячеслав Соловьев, Юрий Бобров, Сергей Казанков стали первыми из наших соотечественников обладателями международного трофея.
    Днем официального рождения автомоделизма в нашей стране стал 1964 год. Союз спортивных обществ и организаций СССР включил Федерацию автомоделизма в единую всесоюзную спортивную классификацию, после чего спортсмены стали бороться за присвоение спортивных разрядов и званий.
    В последующие годы советская команда продолжала лидировать на международных первенствах, подтверждая превосходство в интеллекте, инженерной мысли, конструкторском мастерстве.
    Но в начале 1990-х положение в автомодельном спорте ухудшилось. После перестройки во многих областях возникли трудности, спорт исключением не стал. Если проблемы коснулись большого спорта, то все остальные тем более пострадали.

 ||  Павел ТАНЕЕВ.



Экзаменует автодром

Автомобилист - понятие комплексное. Это и водитель, и ремонтник, и специалист по эксплуатации и обслуживанию техники. "Профи", подготовленные в автошколах РОСТО, в очередной раз демонстрировали весь широкий арсенал своего мастерства на соревнованиях по автомногоборью, состоявшихся в подмосковном Красногорске. Это был 1-й этап чемпионата России на легковых автомобилях. В командном первенстве традиционно победил Красногорский автоклуб РОСТО. Второе место досталось автоклубу РОСТО из Санкт-     Петербурга. А в личном первенстве лидировал Вадим Маслеников (С/к РОСТО, г. Красногорск).
    Аналогичные соревнования прошли и на автодроме Домодедовского учебно-спортивного центра РОСТО. Здесь наиболее заметны были юниоры. Их результат - второе командное место. Приз за первое командное место из рук начальника Домодедовского УСЦ РОСТО, заслуженного работника транспорта РФ Николая Ефремова получил представитель автошколы "Ютика". В личном первенстве лучшим был Валентин Стоякин.

    
    Фото автора.

 ||  Юрий ШИПИЛОВ.


Назад

НАШ АДРЕС:

mail@redstar.ru

 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker