на главную страницу

18 Июня 2002 года

Армия и общество

Вторник

Легко ли выжить корабелам

Анатолий АНТИПОВ, «Красная звезда».



     Визитная карточка
     Михаил Вячеславович Хейфиц родился в 1953 году в г. Пушкине Ленинградской области. В 1975 году окончил Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. С 1975 по 1981 год проходил службу на флотилии атомных подводных лодок (на Камчатке), с 1981 по 1997 г. - в военных представительствах Минобороны и Главном штабе ВМФ. В мае 2000 г. стал первым заместителем председателя правления АКБ «Межрегиональный инвестиционный банк». С марта 2001 г. - генеральный директор ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения».
     Доктор экономических наук, капитан 1 ранга запаса.

     

     - Михаил Вячеславович, расскажите более подробно о возглавляемом вами концерне и решаемых им задачах.
     - ОАО «Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения» (КСМК) создан с целью концентрации усилий по продвижению продукции на внутреннем и внешнем рынках. В его состав вошли ряд российских судостроительных предприятий – Средне-Невский (г. Санкт-Петербург), Хабаровский и Амурский (г. Комсомольск-на-Амуре) судостроительные заводы, Прибалтийский судостроительный завод (г. Калининград), судостроительное общество «Вымпел» (г. Рыбинск) и головной проектант – ЦМКБ «Алмаз» (г. Санкт-Петербург).
     Все эти предприятия, за исключением Амурского, ориентированы на строительство средне- и малотоннажных судов и кораблей. Что касается военного кораблестроения, то фирмы концерна поставляют отечественным и инозаказчикам подводные лодки, тральщики, ракетно-артиллерийские и патрульные катера. Подчеркну при этом, что современные малые корабли и катера, оснащенные противокорабельными ракетами, обладают ударной мощью, соответствующей кораблям классов корвет и даже фрегат, хотя по стоимости строительства и эксплуатации они в несколько раз дешевле.
     Сегодня мы решаем одну из приоритетных задач по концентрации финансовых потоков с целью эффективной реструктуризации основных фондов предприятий, оснащения их новым оборудованием, укрепления кадрового и научного потенциалов, безусловного выполнения государственного оборонного заказа и коммерческих контрактов, связанных с освоением новых рынков сбыта.
     - Один из них наверняка связан с реализацией контракта «Орлан»?
     - Этот контракт был приурочен к недавнему российско-американскому саммиту. Амурский судостроительный завод и компания «Экссон» (США) подписали беспрецедентный в новой российской истории контракт по строительству и модернизации нефтедобывающей платформы «Орлан», названной по имени обитающей на Сахалине птицы. Мы участвовали в тяжелом тендере среди крупнейших мировых компаний - производителей подобного рода платформ - и победили в нем. Стоимость контракта 140 млн. долларов. Перед нами поставлены жесткие сроки: первый этап работ должен быть завершен в октябре 2003 года, второй этап – в декабре 2004 года. Эта платформа будет добывать нефть в рамках проекта «Сахалин-1».
     Это немаловажно для России, потому что значительная доля нефти и газа по соглашению о разделе продукции является собственностью нашей страны и вырученные от ее продажи средства пополнят федеральный и региональный бюджеты. Подписанный контракт важен не только для Амурского завода, но и для отраслевых предприятий, которые в широкой кооперации выступают в работах на «Орлане». Это большое подспорье для сохранения кадрового и научного потенциала судостроительных заводов. Немаловажно и то, что в процессе модернизации платформы будут освоены новые технологии, пополнены оборотные средства, которые пойдут в том числе и на техническое переоснащение предприятий. Например, на Амурском заводе уже идет активный прием рабочих, инженеров, технологов, конструкторов. На сегодняшний день уже поступили на работу около 500 специалистов. Сюда возвращаются старые кадры, большой отток которых был в период провальных 1993-1999 годов. До конца следующего года на предприятии будут работать около 9 тысяч человек.
     - Каков вклад амурских судостроителей в выполнение гособоронзаказа?
     - Амурский завод выполняет большую программу в рамках государственного оборонного заказа, в первую очередь это ремонт и модернизация атомных подводных лодок Тихоокеанского флота. Поддержание в боевой готовности АПЛ и дизельных подлодок ТОФа, которые здесь также будут проходить ремонт и модернизацию со следующего года, – это важнейшая задача по укреплению российских дальневосточных рубежей. Особенно актуальна эта задача в контексте военно-политической обстановки, складывающейся в мире, борьбе с терроризмом, надежной охраной государственной морской границы.
     И вот что еще хотелось бы подчеркнуть. Научно-производственный, технический, кадровый потенциал дальневосточных судостроительных предприятий неразрывно связан с поддержанием сил Тихоокеанского флота в боевой готовности. Если этот потенциал будет подорван – также безвозвратно будет подорвана возможность поддерживать корабли флота в соответствующей боевой готовности. Это понимают в Минобороны, во властных структурах регионального и федерального уровней.
     Хочу подчеркнуть, что с командованием флота, полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе и руководством Хабаровского края сложились не просто хорошие, а отличные взаимоотношения по той простой причине, что задачи, которые мы решаем, абсолютно общие. Командующий флотом регулярно бывает на заводе, хорошо знаком с производством, ставит задачи, которые выполняются нами в кратчайшие сроки. А по результатам недавнего посещения завода главкомом ВМФ принята программа по ремонту и модернизации дизельных подводных лодок, которые ранее были здесь построены.
     Отдельно хотелось бы сказать о взаимоотношениях с руководством Хабаровского края. Его глава В. Ишаев вышел из судостроителей, он досконально знает это дело и, если необходимо, не только нас поправляет в тех или иных вопросах, но и ставит конкретные задачи, как бы подталкивая двигаться вперед. У него прекрасно работает аппарат, занимающийся оборонной промышленностью. Все проблемы решаются оперативно, но обязательно с учетом интересов края.
     - А как складываются отношения с Российским агентством по судостроению?
     - К великому нашему сожалению, здесь мы не находим серьезной поддержки. Руководство агентства больше ориентировано на решение проблем Северо-Западного региона, забывая о сбалансированном развитии судостроительной промышленности. При этом Дальневосточный регион оказался как бы в роли изгоя. И ряд решений, которые принимаются сегодня агентством, лишь только подтверждают наши опасения.
     Еще один тому пример – недавнее совещание в Совете безопасности, на которое выносились вопросы Российским агентством по судостроению. Вновь речь шла о предприятиях Северо-Западного региона, а Дальний Восток опять не упоминался, как будто его в природе не существует. На наш взгляд, агентством дезинформируется руководство страны в части, касающейся состояния дел в этом регионе. Вот еще почему мы стремимся доносить правду до президента, правительства, федеральных органов власти об истинном положении в Дальневосточном регионе. С учетом геополитических и геостратегических интересов России и удаленности от Центра его развитие должно быть одним из приоритетных, вот на чем надо бы сконцентрироваться Россудостроению - на модернизации и дальнейшем развитии базовых предприятий отрасли и в первую очередь Дальнего Востока.
     - В интересах каких других силовых ведомств работают предприятия вашего концерна?
     - Это прежде всего Федеральная пограничная служба, которой мы в прошлом году передали патрульный и ракетный катера. И в этом году в рамках ГОЗ мы должны построить еще один катер «Мираж» и катер «Мангуст», которые также войдут в состав ФПС. Мы изыскали возможность профинансировать их достройку. К чести Федеральной пограничной службы, она своевременно и в срок рассчитывается с нашими заводами за выполненные работы.
     В конце мая было заложено уникальное судно, получившее название «Спрут». Это первое в истории России судно, которое будет выполнять природоохранные функции. Мы освоили строительство таких судов на калининградском «Янтаре» для немецких пограничников, потом родилась идея построить такое судно и для России. Этим проектом не случайно заинтересовался директор ФПС генерал-полковник К. Тоцкий. «Спрут» предназначен не только для эффективной борьбы с нарушителями территориальных вод и экономической зоны, но и для охраны биологических и морских природных ресурсов. По оценкам специалистов, ежегодно контрабанда морских биоресурсов только на Дальнем Востоке составляет от 3 до 3,5 млрд. долларов, которая осуществляется как иностранными, так и российскими судами. Учитывая высокую степень готовности проекта и производственных мощностей, ФПС приняла решение о строительстве серии таких судов. Они будут полностью адаптированы для российских условий, проект будет доработан в ЦМКБ «Алмаз» с учетом требований российской пограничной службы. Эти суда в первую очередь будут нести службу в Охотском море.
     Также рассматривается возможность совместного патрулирования с немецкими или шведскими пограничниками сериями таких судов в районе Балтийского и северных морей. Сегодня судно заложено, мы взяли на себя обязательства в кратчайшие сроки на условии предавансирования его построить. Об этом проекте мы докладывали председателю правительства М. Касьянову, получили его одобрение. Он посетил «Янтарь» и остался очень доволен, как работают прибалтийские судостроители.
     - Наверняка Михаил Касьянов интересовался ходом строительства и других кораблей в интересах российского Военно-морского флота?
     - В первую очередь это касается большого противолодочного корабля проекта 11540 «Ярослав Мудрый». Его строительство в рамках гособоронзаказа является важной государственной задачей. Степень готовности корабля довольно высокая, важно и то, что средства на его достройку имеются. Очень жаль, что не можем также активно строить и сторожевой корабль нового поколения «Новик». На наш взгяд, и командование ВМФ, и руководство Минобороны придут к выводу, что «Новик», как базовая платформа всех новых комплексов оружия, средств связи и навигации и т.д., будет необходим флоту, без него невозможно его развитие. Дело в том, что на «Новике» длительное время испытывались и отрабатывались новые комплексы, которые в скором времени поступят на вооружение.
     «Янтарь» также занимается коммерческими программами. Мы сотрудничаем со всеми странами Балтии. Норвегия, Голландия, Германия и другие заказывают нам корпуса и суда, начиная от яхт и кончая супертраулерами. Заказчики остаются довольны в первую очередь качеством выполненных работ, которое показывают российские корабелы.
     Также серьезными программами загружены Хабаровский судостроительный завод, ОАСО «Вымпел», что в городе Рыбинск. Они много строят для пограничников, а также в рамках экспортных контрактов готовятся к выполнению серьезных программ, которые ставит перед нами Рособоронэкспорт.
     - Заказы для ФПС доминируют в общем портфеле вашего концерна?
     - Заказы для Военно-морского флота являются для нас приоритетными. Достаточно назвать такие цифры: каждый третий надводный корабль построен на прибалтийском «Янтаре», а почти половина подводных лодок – на Амурском судостроительном заводе.
     - Чем живет концерн помимо выполнения гособоронзаказа?
     - Мы участвуем в ряде серьезных тендеров, в частности по освоению вьетнамского шельфа, по строительству судов и танкеров для стран Юго-Восточной Азии и нескольких европейских стран. Думаю, что реализация этих задач нам по плечу. Тем более что в нашем концерне существует мощное маркетинговое подразделение, которое активно занимается изучением рынка. Такое же мощное у нас экономическое подразделение. Мы стараемся формировать ценовые и коммерческие предложения, которые устраивают заказчиков. Но для этого необходимо хорошо знать рынок и серьезно этим заниматься.
     И еще. Нам удалось собрать уникальный коллектив. В недавнем прошлом это сотрудники внешнеторговых ведомств, но основной костяк – ведущие специалисты Военно-морского флота. Морские офицеры, ушедшие в запас, по-прежнему служат Родине, укрепляя ее экономический и военный потенциал.
     - Какую роль играет Межрегиональный инвестиционный банк в реализации проектов вашего концерна?
     - Без него было бы непросто активно заниматься осуществлением названных выше проектов. Те кредиты и инвестиции, которые мы берем в МИБ, позволяют нам успешно реализовывать программы и уверенно смотреть в будущее. Мы также плодотворно сотрудничаем со Сбербанком РФ – нашим стратегическим партнером. Он хорошо владеет всеми нашими программами, активно их кредитует. Все это говорит о том, что капитал активно идет на развитие промышленности России. И это не случайно, ведь будущее страны во многом зависит от уверенного развития промышленности, без чего немыслима и надежная обороноспособность нашего государства.
     На снимке: во время посещения Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» (справа налево) – директор предприятия Н. Волов, заместитель директора - начальник департамента морской охраны ФПС вице-адмирал В. Логвиненко, губернатор Калининградской области В. Егоров, генеральный директор Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения М. Хейфиц, председатель совета директоров КСМК И. Кругляков.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker