на главную страницу

18 Июня 2002 года

Пульс планеты

Вторник

Амбициозные планы Вашингтона

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



На днях на американской авиабазе Форт-Грили (Аляска) с торжественной церемонии началось строительство шахт пусковых установок перехватчиков ракет наземного базирования. Тем самым Вашингтон официально приступил к созданию системы национальной противоракетной обороны страны, а Договор по ПРО от 1972 года окончательно прекратил свое действие.

     

     Как закладывался камень стратегической стабильности
     

     На протяжении тридцати лет этот договор лежал в основе стратегической стабильности. Он был заключен после долгих и трудных переговоров после того как в мае 1971 года наконец было достигнуто советско-американское соглашение о том, что правительства СССР и США сконцентрируют свои основные усилия на выработке соглашения об ограничении развертывания систем противоракетной обороны.
     Ко времени выработки основной концепции Договора по ПРО между США и СССР уже были заключены следующие соглашения: «О запрещении ядерных взрывов в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963)», «О запрещении размещать ядерное и другое оружие массового уничтожения в космосе (1967)», «О нераспространении ядерного оружия (1968)», «О запрещении размещать ядерное оружие и другое оружие массового уничтожения на дне морей и океанов (1971)».
     Следствием этих мирных соглашений стало и подписание 26 мая 1972 года «Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны». Согласно статье III этого договора каждая из сторон получала возможность развертывания системы ПРО «радиусом сто пятьдесят километров с центром, находящимся в столице данной Стороны». Второй район «размещения системы ПРО радиусом сто пятьдесят километров, в котором расположены шахтные пусковые установки МБР».
     В 1974 году согласно дополнительному протоколу к Договору по ПРО было решено оставить только один район размещения СПРО. Советский Союз выбрал для защиты Москву. Соединенные Штаты - базу МБР Гранд-Форкс в Северной Дакоте. Американцы остановились на этом районе не случайно. Еще с конца 60-х годов США пытались разработать в одностороннем порядке систему ПРО. Однако каждый год конгресс урезал финансирование на эти разработки и в результате остался единственный район развертывания СПРО, указанный выше. Но и он просуществовал недолго. В 1976 году высокая стоимость обслуживания системы и ограниченные ее возможности вынудили американское руководство отдать приказ о закрытии системы. Основной радар системы ПРО в Гранд-Форксе был включен в систему Североамериканской ПВО (НОРАД).
     Следует отметить, что попытки подорвать договор предпринимались неоднократно. Особенно опасными они были в годы президентства Рональда Рейгана. Так, 23 марта 1983 года в обращении к американскому народу он заявил о начале работ в рамках Договора по ПРО, которые ставят своей целью изучение дополнительных оборонительных мер против баллистических ракет. Была разработана программа, получившая название «Стратегическая оборонная инициатива», которая в случае ее реализации должна была обеспечить защиту всей территории Соединенных Штатов от МБР. Это достигалось путем размещения перехватчиков в космосе.
     Отчетливо понимая, что программа СОИ вызывает новый виток гонки вооружений в мире, США тем не менее активно начали усилия по разработке этой программы и претворению ее в жизнь. Не остановило их и то, что данная программа нарушала ДПРО. Более того, в том же 1983 году, в июле, внимание Соединенных Штатов привлекло строительство радара в районе Красноярска, который они посчитали частью системы предупреждения о ракетном нападении. В связи с этим советской стороне был заявлен протест. Отметим, что СССР через некоторое время прекратил строительство этого объекта.
     Что касается программы СОИ, то вокруг нее на протяжении всего периода правления Рейгана между двумя сверхдержавами шла ожесточенная борьба. В конце 80-х была подписана целая серия соглашений и сделано множество заявлений, касающихся судьбы Договора по ПРО, проблем использования космоса, ограничений наступательных вооружений. А в 1991 году уже президент Джордж Буш-старший выдвинул новую концепцию программы СОИ.
     Этим развитием СОИ стала Глобальная защита от ограниченного удара (ГЗОУ). В отличие от своего предшественника она позволяла перехватывать ограниченное число ракет. Тем не менее ДПРО все равно нарушался. Так как в рамках ГЗОУ планировалось создание и размещение 1.000 космических перехватчиков «Бриллиант Пебблс», около 1.000 перехватчиков наземного базирования, размещенных в 6 районах базирования, а также системы космических и наземно-мобильных средств слежения.
     В январе 1992 года, то есть уже после распада СССР, Буш призвал конгресс поддержать разработку программы по защите страны от ограниченного ракетного удара. С этого момента и начались все нынешние попытки США создать НПРО в обход все еще действующего договора. Через три дня после воззвания Буша Президент России Борис Ельцин предложил идею создания Глобальной системы защиты (ГСЗ). Под этим подразумевалась совместная разработка средств защиты от нападения из космоса в соответствии с ДПРО. В том же 1992 году США предложили проект нового протокола к договору, который резко расширял возможности США по развертыванию систем ПРО, в том числе и в космосе.
     С 1994 года американцами овладела идея создания ПРО ТВД, что не запрещено договором. Но чтобы ни у кого не возникало соблазна использовать в дальнейшем ПРО ТВД в качестве одного из стартовых условий развертывания системы ПРО страны, в мае 1995 года президентами России и США было определено, что ПРО ТВД не должны угрожать ядерным стратегическим силам другой стороны. И что ПРО ТВД нельзя использовать для создания НПРО. Вашингтон согласился с этими простыми и одновременно мудрыми словами. Но только на время. Потому что в 1996 году американцы решили переориентировать свои системы ПРО ТВД на системы НПРО. Решено было создавать основные элементы НПРО по программе «3+3». Эта программа подразумевала, что в течение трех лет создаются основные элементы системы. А затем в течение последующих трех лет эти элементы в случае необходимости развертываются в полноценную систему ПРО страны.
     Многие эксперты предсказывали, что США, опираясь на свое подавляющее превосходство в военно-экономическом потенциале после распада СССР не только над Россией, но и над всеми своими союзниками вместе взятыми, пойдут на одностороннее нарушение Договора 1972 г. и явочным порядком приступят к развертыванию НПРО, когда это станет более-менее технически возможным. Что и произошло с приходом к власти в США Джорджа Буша-младшего.
     

     Пока есть желание,но нет возможности
     

     В самом примитивном описании система НПРО, по замыслам создателей, включит в себя несколько элементов: наземные перехватчики ракет; систему боевого управления (два подэлемента: непосредственно система боевого управления и система связи с перехватчиками, находящимися в полете); высокочастотные РЛС противоракетной обороны; РЛС системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН); группировку спутников СБИРС (инфракрасная система космического базирования).
     Наземные перехватчики ракет или противоракеты – основное оружие ПРО. Они уничтожают боеголовки баллистических ракет за пределами земной атмосферы.
     Система боевого управления – своеобразный мозг системы ПРО. В случае запуска ракет по территории США именно она будет управлять перехватом. Система связи с перехватчиками в полете представляет собой шестиметровый радиоприемопередатчик, который осуществляет связь с ракетами в полете. Всего их предполагается построить 14 штук с размещением попарно.
     Наземные высокочастотные радары ПРО отслеживают траекторию полета ракеты и боеголовки, информацию о чем отправляют в системы боевого управления. Последняя в свою очередь дает команду перехватчикам.
     Группировка спутников СБИРС представляет собой по сути двухэшелонную спутниковую систему, которая будет играть ключевую роль в системе управления комплекса НПРО. Верхний эшелон – космический – в проекте включает в себя 4-6 спутников СПРН. Низковысотный эшелон состоит из 24 спутников, находящихся на удалении 800-1200 километров. Эти спутники оснащены датчиками оптического диапазона, которые обнаруживают и определяют параметры движения целей.
     Первоначальным звеном в создании НПРО должно стать, по замыслу Пентагона, строительство радиолокационной станции (РЛС) на острове Шемия (Алеутские острова). Место для начала развертывания системы НПРО выбрано не случайно. Именно через Аляску, по расчетам экспертов, проходит большая часть полетных траекторий ракет, которые могут достигнуть территории США. Поэтому именно там планируется размещение около 100 противоракет. Кстати, эта РЛС, находящаяся еще пока в проекте по сути завершает создание вокруг США кольца слежения, в которое входят радар в Туле (Гренландия), РЛС «Флаингдейлс» в Великобритании и три радара на территории Соединенных Штатов – «Кэйп Код», «Клиэр» и «Бил». Все они действуют уже на протяжении около 30 лет. Их модернизация считается следующим этапом создания системы НПРО. Еще один этап, но в весьма далекой перспективе – увеличение дальности перехвата противоракетами до 2000 километров.
     Кроме того, подобные же задачи – слежение за пусками ракет и предупреждение о ракетном нападении, – по мнению США, должна выполнять и РЛС в Варде (Норвегия), расположенная всего в 40 километрах от российской границы.
     Вместе с тем перспективы создания американцами противоракетной обороны по-прежнему неясны. Вашингтон ратует за создание массированной, эшелонированной системы ПРО, которая включала бы в себя не только наземный компонент перехвата, но и морской, и космический. И сегодня у США, как явствует из мнений аналитиков, нет технологии системы ПРО, которую они могли бы развернуть в ближайшее время. Большинство уже проведенных испытаний наземных перехватчиков окончились неудачей. А системы морского и космического базирования США, по мнению экспертов, смогут начать испытывать в лучшем случае через много лет. Например, испытания космического лазера намечены на 2012 год.
     

     Военное соперничество лишилось тормозов
     

     Отказавшись от Договора по ПРО, США тем самым подвергли ревизии всю систему международных отношений в сфере стратегической стабильности. И это в то время, когда события 11 сентября в полной мере продемонстрировали, что Штатам, равно как и другим государствам, сейчас в большей степени угрожает тот же международный терроризм. И никакая система ПРО страны не спасла бы американцев от самолетов, захваченных фанатиками-смертниками. Тем не менее, согласно официальной трактовке, до сих пор целью НПРО является создание и развертывание системы, которая обеспечит защиту всей территории Соединенных Штатов от нанесения ограниченного ракетного удара со стороны ранее «проблемных государств», а теперь уж и вовсе «оси зла». К числу последних официальный Вашингтон относит Ливию, КНДР, Кубу, Иран, Ирак и Сирию.
     Однако, по мнению аналитиков, не эти мнимые угрозы являются движущей силой системы НПРО. Ни для кого не секрет, что американские промышленные корпорации на выборах президента страны в той или иной степени поддерживают соответствующих кандидатов. За это они рассчитывают получить определенные преимущества в будущем. Буш, видимо, теперь отдает долги. Основными компаниями, занимающимися разработками системы НПРО, официально назначены «Боинг» - головная координирующая компания, «Рейтеон», «Локхид Мартин», ТРВ (эти фирмы образуют Объединенную компанию противоракетной обороны) и другие компании. Учитывая, что в создание системы НПРО уже вложено 60 миллиардов и запланировано истратить еще порядка 100 миллиардов (по некоторым оценкам – до 300 миллиардов долларов), можно понять, почему американский военно-промышленный комплекс заинтересован в дальнейшей разработке проектов.
     В этих условиях России в интересах национальной безопасности нет смысла соблюдать Договор СНВ-2. Более того, под вопросом уже оказываются Договор СНВ-1 и Договор РСМД. Здесь же следует учитывать, что республиканский сенат США в 1999 году отказался ратифицировать Договор о всеобщем и полном запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). И получается, что мир вступает в XXI век, не имея никаких правил игры, которые регулируют военное соперничество. Причем соперничество не в биполярном мире, где было два главных участника - США и СССР, а в гонке вооружений с участием многих игроков. Это Китай, Индия, Европейский Союз…
     Россия, как и большая часть мирового сообщества, не заинтересована в том, чтобы развитие событий пошло по этому пути. Поэтому переговоры с администрацией Буша были и остаются в центре внимания. Они будут очень сложными, поскольку Вашингтон привык в последние годы действовать с позиции силы. Тем не менее России и США уже удалось подписать в мае нынешнего года соглашение о сокращении стратегических потенциалов. А это оставляет надежду, что режим ограничения стратегических наступательных и оборонительных вооружений на ближайшие 10-20 лет может быть сохранен. Особенно если не только Москва, но и другие столицы мира проявят последовательность и принципиальность.
     На снимках: Центр управления группировкой спутников СБИРС; спутник СБИРС. Фото «Локхид-Мартин».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker