на главную страницу

19 Июня 2002 года

Армия и общество

Среда

"Золотой запас" комбрига Кужилина

Роман ФОМИШЕНКО, "Красная звезда".



...Напутствуя перед учением молодых взводных - вчерашних выпускников военных училищ, командир роты советовал им не стесняясь обращаться за помощью к своим заместителям. Мол, все младшие командиры имеют отличную подготовку, да и учение у них не первое. Не зазорно, если подскажут. Лейтенант Кужилин, впрочем, недоумевал: чему меня, золотого медалиста Московского ВОКУ, может научить солдат? Но уже на следующий день лейтенант понял, что может. Полевой выход взвод "завалил". Нет, его подчиненные делали все по уставу. Но незнание молодым офицером местности, боязнь доверить командование младшим командирам, непрекращающиеся вводные быстро сбили с толку лейтенанта. Ошибки посыпались одна за другой.Спустя неделю командир роты капитан Владимир Славиков поставил очередную задачу - перегнать на новую площадку бронетранспортеры. Лейтенант опять настоял на своем: "Справлюсь сам!" В автомобильном парке под руку попался молодой "водила", и первый же БТР едва не свалился с дороги...

- В тот момент я был вне себя от досады, - гвардии полковник Александр Кужилин - командир гвардейской мотострелковой Севастопольской бригады - замолчал и внимательно посмотрел на своего собеседника - молодого лейтенанта Николая Иванова, выпускника военного института, сидящего напротив. - Вы понимаете? В глазах подчиненных я тогда опозорился как мальчишка. Дважды!..
Лейтенант внимательно слушал командира. Чувствовалось, что он сравнивал рассказ полковника со своими недавними поступками. Отличник учебы, получивший распределение в лучшую часть Московского военного округа, Николай считал, что сумеет сразу же сделать свой взвод лучшим. Ведь для этого были все предпосылки - знания, честолюбие.
Да и за прошедший год его подчиненные добились высоких результатов. Но командир роты считает, что Иванов не нашел с сержантами общего языка. Зачастую сам делал то, что обязаны делать младшие командиры...
Комбриг полковник Кужилин решил поговорить со взводным лично. Утром поднял подразделение по тревоге. А потом заставил подчиненных гвардии лейтенанта Иванова действовать по вводной. Командовать поручено было сержантам без командира взвода. А те, непривыкшие действовать без офицера, оказались не на высоте. За что и получили "неуд".
Вот тогда-то и записался на прием к комбригу лейтенант Иванов. Полковник Кужилин как будто знал, что привело молодого офицера к нему. Поэтому и начал разговор сам. А ему есть что рассказать, посоветовать, о чем вспомнить.
Свои первые командирские уроки Александр Кужилин получил в учебной части в Белорусском военном округе. "Учеба - процесс двусторонний. Здесь от любой помощи отказываться грех. Даже если она исходит от младшего по званию" - эти слова своего первого командира роты капитана Славикова, сказанные при подведении итогов полевого выхода, Кужилин сразу запомнил. А вскоре представилась возможность на практике убедиться в правоте ротного.
Помог замкомвзвода Ашот Хасимов. После случая с БТРом Кужилин вызвал его к себе. Командир и подчиненный долго беседовали, разбирали ЧП. Понять друг друга было несложно - почти ровесники. Тертый службой Хасимов где нужно подсказывал, Кужилин - прислушивался. А когда втянулся, сам повел взвод вперед.
Через полгода об успехах взвода Кужилина говорили во всем учебном центре. В декабре комполка в нарушение всех правил премировал молодого офицера пятью сутками отпуска.
Александр, взвод которого был признан лучшим в полку, от отдыха отказался. В пользу Ашота. "Этот отпуск в большей степени заслужил сержант Хасимов, - сказал Кужилин капитану Славикову. - Значит, он и должен ехать домой..."
Свою первую награду, медаль "За отличие в воинской службе" I степени, Кужилин получил всего через полгода после того, как принял роту в знаменитой 6-й гвардейской мотострелковой бригаде, дислоцировавшейся в то время в Берлине. Кужилин собрал роту: "Это ваша медаль. Ваша работа. Спасибо за добросовестный труд и понимание".
В 6-й гвардейской Александр Владимирович прошел все должности от командира роты до командира отдельного мотострелкового батальона.
...В 1995 году конкурс по полевой выучке в рамках Московского военного округа проводился на базе 20-го корпуса в Воронеже. Александр Владимирович защищал честь бригады среди командиров батальонного звена.
Кандидат в мастера спорта по стрельбе из пистолета Кужилин выбил "30" из "30". Всего 6 патронов понадобилось, чтобы положить из "Калашникова" все три мишени. Его штабная карта была признана наиболее грамотной и подробной с тактической точки зрения. И, хотя до заветного первого места Александр Владимирович тогда не дотянул совсем чуть-чуть, он был рад своему успеху.
Спустя несколько месяцев Кужилин написал рапорт с просьбой допустить его к вступительным экзаменам в Военную академию имени Фрунзе.
Тактика, военная стратегия стала "коньком" недавнего комбата и во время учебы в академии. По этой же дисциплине он писал дипломную работу "Устойчивость и активность обороны мотострелковой дивизии". Она была направлена на конкурс среди слушателей всех военных академий страны.
Работа Кужилина была отмечена золотой медалью. После школьной и училищной она стала уже третьей в биографии будущего комбрига. Четвертую он получил по окончании академии - за отличную учебу. Но и этим ученый совет не ограничился. Кужилину присвоили досрочно очередное воинское звание. В третий раз (!) за службу.
На новую должность - начальника штаба гвардейской мотострелковой Севастопольской бригады - Александр Владимирович пришел с солидным "золотым запасом". И, конечно же, с серьезным багажом знаний. Случай испробовать их на практике подвернулся сразу же.
- Комбригу представился, а он: "Через 10 дней у вас, товарищ подполковник, бенефис - командно-штабные учения. Готовьте командирское решение и, как говорится, вперед, за орденами", - вспоминает гвардии полковник Александр Кужилин.
Но... По итогам учений "севастопольцы" заработали лишь удовлетворительную оценку.
Зимой Кужилин "должок" вернул. Его мотострелки по традиции сошлись в условном бою с подразделениями Таманской дивизии. И были лучшими.
- А через несколько месяцев, летом 2000 года, - рассказывает Александр Кужилин, - танковый полк "таманцев" мы на "полном ходу" завели в болота...
...По условиям учений "севастопольцы" оборонялись. "Таманцы", ясное дело, горели желанием отличиться. "Масла в огонь" добавила еще одна деталь - начальник штаба округа дал своим подопечным полную свободу действий. И за давними соперниками дело не стало: они предлагали такие нестандартные, смелые тактические решения, что даже у посредника стали сдавать нервы. "Так нельзя, это против всех правил стратегии", - то и дело замечал он. Но "севастопольцев" и "таманцев" уже нельзя было остановить.
- Мы стали отходить в глубь обороны, заманивали, заманивали, а в итоге "заперли" их танковые подразделения между болот и нанесли сокрушающий удар, - вспоминает Александр Владимирович...
Новая "схватка" давних противников не за горами. Правда, теперь соперничать придется с новым начштаба - в 2000 году Кужилин принял должность командира бригады.
Александр Владимирович считает, что опыт, накопленный за время службы, обязательно должен быть востребован. Крайне важно, чтобы процесс передачи знаний от старшего поколения к младшему не прерывался.
- В современных Вооруженных Силах командир - это не просто человек, который образцово исполняет приказы и крепко держит власть над подчиненными, - размышляет комбриг Кужилин. - Командир - это прежде всего воспитатель. А наставничество, как известно, требует разносторонних личных качеств.
Помнится, битый жизнью Попандопуло из "Свадьбы в Малиновке" говорил, что главная беда батьки-атамана, что нет у того "золотого запаса". У комбрига Кужилина он есть. Нет, я совсем не о тех медалях, с которыми он окончил школу, военное училище и академию. У сильной армии стратегический запас - это опыт таких двужильных "кужилиных". Их наработки и методика воспитания личного состава сегодня бесценны.
...На днях комбриг гвардии полковник Александр Кужилин вновь посетил то самое подразделение гвардии лейтенанта Иванова, поднял его подчиненных по тревоге. Четко и быстро действовали младшие командиры. Без суеты получили оружие, экипировались, построились на плацу. По всему было видно, что его недавний разговор с молодым взводным пошел на пользу. А раз так, то, значит, еще на одного отличного офицера в бригаде стало больше.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker