на главную страницу

19 Июня 2002 года

Армия и общество

Среда

В сердце клятва Гиппократа

Петр АЛТУНИН, "Красная звезда".



Владимир Борисович Симоненко после окончания Военно-медицинской академии попал служить на подводную лодку, где был единственным доктором в экипаже из 90 человек. И когда кому-то требовались медпомощь и даже, может быть, операция, он знал, что никто, кроме него... И так было всю жизнь, на всех его должностных ступеньках. Сейчас он, генерал-майор медслужбы, доктор медицинских наук, профессор, уже семь лет возглавляет Центральный военный клинический госпиталь имени П.В. Мандрыка. С ним мы и решили поговорить о том, что значит клятва Гиппократа для военных медиков, насколько велика личная ответственность врача за свою работу.

- Ответственность за свое дело, - чуть улыбнувшись, сказал Владимир Борисович, - нужна вообще-то каждому работнику, а медику - вдвойне. Чуткость врачей по отношению к больному должна проявляться с первой минуты после поступления больного в госпиталь. У нас почти каждого встречает полковник медслужбы Потапенко Валерий Николаевич, начальник приемного отделения. Человек исключительно внимательный, он сразу же дает соответствующие распоряжения своим подчиненным. Необходимо точно определить, в какое отделение его направить, чтобы потом не вводить в заблуждение врачей и самого больного.
- Это, наверное, потому, что ваш госпиталь "генеральский", как его иногда называют...
- Не только поэтому. Хотя наш госпиталь в 1919 году создавался для полевого штаба РККА и в основном был предназначен для командного состава Вооруженных Сил. Конечно, всегда в нем было повышенное внимание к пациентам. Достаточно сказать, что в годы войны в нем после ранений находились на излечении командующие фронтами, армиями. Известно, например, что маршала Еременко навещал Сталин. Так вот я хочу сказать, что ныне, когда стационар госпиталя - в Сокольниках, а бывший "Арбатский" стал его филиалом, традиции внимательности, ответственности за каждого больного, индивидуальный подход к нему сохранились и по сей день, хотя круг больных, находящихся на излечении, значительно расширился: генералы, офицеры, члены их семей.
С первой минуты больной находится под пристальным взором врачей и медсестер. Если, скажем, он попадает в 1-е кардиологическое отделение, то его начальник Игорь Вокуев и его помощники - врачи Евгений Дедов, Марина Афанасьева всегда руководствуются нашим общим правилом "Не навреди" и перво-наперво стараются установить точный диагноз. Помогают им в этом деле компьютерный томограф, ультрозвуковая и рентгеновская аппаратура, аппараты лазерного облучения крови и многое другое - все, что идет на пользу лечения больного без хирургического вмешательства. И пока он находится в отделении, врачи выявляют сопутствующие заболевания, определяют, что из лечебных методик ему показано, а что нет. Подавляющее число больных выписываются из этого отделения с улучшением самочувствия.
Хирургам тоже помогает новая техника. Наш госпиталь является пионером применения многих малоинвазивных технологий, десять лет назад здесь была сделана первая лапароскопическая операция, теперь таких операций на счету у госпиталя 1.160.
Нельзя не сказать добрых слов о главном хирурге профессоре Леониде Беляеве - мастере операций на печени и желчных путях, о ведущем урологе Константине Романове, о сосудистом хирурге Анатолии Коцюбе, от которого всегда требуется ювелирная работа.
Эффект от подобных хирургических вмешательств очевиден, но он достигается не только профессиональными врачебными действиями, но и в немалой степени тем, что медики всей душой "болеют" за своих больных. Когда требуется, они день и ночь проводят у их изголовья, не считаясь со временем и затраченными силами. Это, кстати, можно сказать и о руководителях госпиталя, и, в частности, о заместителе начальника госпиталя по медицинской части полковнике медслужбы Валерии Жукове. У него немало административных забот, но при всех случаях день его начинается и заканчивается обходом палат, и прежде всего с тяжелобольными.
- Владимир Борисович, я слышал, что госпиталь не ходит в передовых по части оборачиваемости койко-мест?
- Мы не дотягиваем до рекомендуемых среднестатистических данных - 15-16 дней на одного больного, у нас получается 18-19 дней. У нас нет заранее определенных сроков выписки больных. С ними надо терпеливо работать до их полного выздоровления. Тем более что в нашем госпитале проходят лечение участники Великой Отечественной войны и последующих боевых действий. Достаточно сказать, что из 4 тысяч человек, вылеченных в прошлом году, 1.533 - старше 70 лет, 437 - старше 80, а 52 человека старше 90 лет. Думаю, что такое количество долгожителей среди наших больных объясняется не только хорошей наследственностью, но и кропотливой, с большой самоотдачей работой с ними медперсонала госпиталя.
- У вас трудятся врачи-ветераны?
- Это наш золотой фонд. Генералы в отставке хирурги Виктор Самохвалов, Виталий Пичуев, бывший наш начмед Валерий Яковлев, несмотря на возраст, работают так, что им могут позавидовать молодые. Как раз они-то в наше время, когда утеряны многие нравственные ценности и ориентиры, когда во многих гражданских медучреждениях царят равнодушие к больным и погоня за рублем, и являются примером самоотверженного труда и бескорыстия.
- Владимир Борисович, недавно московские власти объявили, что через 5 лет каждый москвич будет иметь своего лечащего врача.
- Наш госпиталь, надо сказать, опередил эту идею на несколько десятков лет. Еще когда диспансер существовал в стесненных условиях, врачи уже имели прикрепленных больных. Они отвечали за своевременную диагностику, лечение и профилактику своих пациентов, осуществляли динамическое наблюдение за ними. В их обязанность входило не только лечение офицеров и генералов, но и изучение условий их воинского труда и быта, раннее распознавание начальных стадий заболевания и назначение не только тех или иных медикаментов, но и соответствующих лечебно-профилактических мероприятий.
Тут напрашивается аналогия с работавшими когда-то в России земскими врачами. Кстати, в молодости земским врачом был и Петр Васильевич Мандрыка, имя которого носит наш госпиталь. Земский врач фактически выполнял функции семейного врача, мог и прооперировать, и полечить больного народными средствами, и дать добрый совет. Я-то лично подобное испытал, когда был врачом на подводной лодке.
В этой связи хотел бы напомнить одну истину: медицина - это служение, а не сфера обслуживания. И даже в период рыночных отношений нельзя деньгами измерять оказание медицинской помощи.
- Как сегодня продолжаются все эти традиции?
- Несмотря на сложность финансово-экономической обстановки, у нас не только "удержалось" диспансерное отделение, но и благодаря активной помощи ГВМУ серьезно укрепилось. Сегодня оно уже в статусе консультативно-диагностической поликлиники (КДП), находящейся в филиале № 1 госпиталя. Руководители филиала полковники медслужбы Геннадий Долгов и Анатолий Войчук, начальник КДП полковник медслужбы Игорь Новиков делают все возможное, чтобы между врачами и закрепленными за ними офицерами и генералами, членами их семей были живая связь, доверительные отношения.
Здесь тоже трудятся представители всех поколений: ветераны высокого класса уролог Василий Бойченко и рентгенолог Константин Жгенти, представители "среднего возраста" - Владимир Сиренко, Георгий Кравцов и молодая поросль - Вадим Олейников, Игорь Чернушевич, недавно защитившие кандидатские диссертации, врач 1-й категории Вячеслав Половинка.
Вячеслав Степанович Половинка, к примеру, по окончании ВМА послужил на Камчатке начальником медпункта мотострелкового полка, ординатором госпитального взвода в медсанбате. Учился и проходил практику в клинической ординатуре в госпитале Бурденко. А сегодня - лечащий врач и с недавних пор начальник терапевтического кабинета. За ним закреплены 65 семей, в том числе 25 кадровых офицеров и генералов, есть вдовы военнослужащих, а всего - 160 человек. Много это или мало? Если сравнить с какой-нибудь районной поликлиникой, где в месяц могут принять до тысячи человек, то здесь вроде благодать. Но это не так. Тут свои особенности. Половинка всех этих 160 человек знает по именам-отчествам, по тому, кто и что собой представляет, у кого что болит и какие заботы отягощают его в жизни, быту, какие черты характера. Или Игорь Чернушевич. Он не ждет звонка от своих подопечных, понимая, что звонят они нередко лишь тогда, когда вдруг "гром грянет" - инсульт или инфаркт. Поэтому периодически сам звонит им с вопросом о самочувствии, а нужно - домой подъедет.
Начальник КДП Игорь Новиков ценит свои кадры лечащих врачей, но и не полагается на их "самодеятельность". Он постоянно общается с ними, делится опытом. Каждую среду проводит занятия по деонтологии (наука о взаимоотношениях врача и больного). Один раз в три года врачи поликлиники направляются на учебу в Государственный институт усовершенствования врачей Минобороны, на ведущие кафедры медицинских учреждений Москвы.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker