на главную страницу

20 Июня 2002 года

Тема номера

Четверг

Будущее армии в наших руках

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Военного университета Министерства обороны РФ генерал-полковник Валерий МАРЧЕНКОВ

Беседу вели Владимир Ларченков, Виталий СТРУГОВЕЦ.



     ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА: Валерий Иванович Марченков. Родился 5 июля 1947 года. Окончил Московское высшее общевойсковое командное училище, военные академии имени М.В. Фрунзе и Генерального штаба. Командовал взводом, ротой, полком, отдельной мотострелковой бригадой, дивизией, корпусом. С 1998 года – первый заместитель начальника Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ. В июне 2001 года назначен на должность начальника Военного университета.

     – История Военного университета на удивление богата различными реорганизациями. Сначала – неуклонный рост и расширение, затем беспрерывные преобразования, связанные с сокращениями. В итоге на месте бывшей Военно-политической академии, Военного института иностранных языков, Гуманитарной академии – нынешний Военный университет. Преобразования завершены?
     – Не думаю. Армия, как известно, часть общества. Вот и наш весьма специфический вуз никак не мог быть в стороне от тех процессов, которые на протяжении его истории происходили в обществе и государстве. Можем ли мы сказать, что на сегодня все преобразования в стране завершены? Нет. Поэтому, полагаю, и наш вуз обретет необходимую стабильность не завтра. Главное же - мы должны сделать все, чтобы та научная школа, тот педагогический потенциал, которые едва не растеряли в минувшие годы, все-таки стабилизировались, развивались и укреплялись. Прежде всего потому, что те уникальные специалисты, которых мы готовим, были, есть и будут востребованы не только в Вооруженных Силах, но и в обществе в целом. История университета подтверждает это: стоило только в силу сиюминутных политических или иных обстоятельств принять решение о сокращении или даже упразднении той или иной «нашей» специальности, как спустя незначительное время выяснялось: решение было поспешным, не во всем продуманным. Конкретный пример: накануне Великой Отечественной войны был создан знаменитый Военный институт иностранных языков Красной Армии. В 1956 году в связи с сокращением Вооруженных Сил его расформировали. Но уже через два года была признана ошибочность такого решения. Сначала ВИИЯ восстановили в ранге факультета, а в 1963 году он уже праздновал свое второе рождение. Впрочем, среди решений, принятых в отношении нашего университета за последние годы, есть немало позитивных.
     – А именно?
     – В советское время наш вуз долгие годы специализировался на подготовке офицеров-политработников среднего и высшего звеньев. Это те, кто теперь носит имя офицеров-воспитателей. Среди них были и военные моряки, и «сухопутчики» всех родов войск, и ракетчики, и летчики, и офицеры ПВО, Внутренних и Пограничных войск. Причем их обучение велось не под одну гребенку, а с учетом тех реальных учебно-боевых и боевых задач, которые стояли перед родами войск и видами Вооруженных Сил.
     Смею сказать, из наших стен выходили высококвалифицированные профессионалы. Огромная по численности Советская Армия в части воспитательной работы с людьми не знала тех проблем, которыми переполнена ныне армия российская.
     Все изменилось в одночасье. Развал Союза, «обнуление» роли партии и… резкое снижение статуса политработников до уровня, я бы сказал, ниже разумного. Проблемы с личным составом стали расти в геометрической прогрессии. В это же время, заметьте, одно за другим закрываются политические училища. Не реорганизуются, а именно закрываются. Конечно, и командир должен быть во многом воспитателем. Но главные его задачи другие. И оставлять армию и ее командиров (особенно в низовом звене) без испытанных десятилетиями помощников в период кардинальных перемен в государстве… Сегодня, слава Богу, приняты иные решения. Вот и наш университет, что называется, снова пригодился. Теперь наш долг – возрождая эту специальность, сохранить лучшие традиции подготовки истинных, как любили говорить раньше, «инженеров человеческих душ». Это очень непросто, но крайне важно. Последние годы в помощь воспитателям мы готовим и других, крайне необходимых войскам специалистов: военных психологов, юристов и военных социологов. Это только один пример, когда все, что «течет и изменяется», изменяется и течет в нужном, как нам представляется, направлении. И в объединении под нашим общим началом будущих прокуроров и следователей, военных юристов и переводчиков тоже есть определенный, сообразующийся со временем резон. Здесь и экономия государственных средств, и соединение в одно целое сходных направлений образования, и, самое главное, – возможность конкретизации учебного процесса в интересах Вооруженных Сил.
     – Валерий Иванович, для непосвященных Военный университет – это некое элитное высшее военное учебное заведение, куда простому смертному дорога, что называется, заказана…
     – Военный университет действительно элитное учебное заведение. В разное время выпускниками и преподавателями университета были люди, известные не только в России, но и за рубежом: политики, военачальники, ученые, юристы, лингвисты. Это Сергей Степашин, Илья Панин, Анатолий Сидоренко, Владимир Стрекозов, Анатолий Муранов, Николай Петухов, Юрий Яковлев, Владимир Смирнов, Геннадий Золотухин, Михаил Кислицын...
     Слушателями вуза были в свое время дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт генерал-полковник Петр Климук, Герои Советского Союза летчики-космонавты Виталий Жолобов, Евгений Хрунов, Александр Волков, Виктор Афанасьев. Звезда отечественного и мирового хоккея Владислав Третьяк – тоже выпускник этого вуза.
     В университете за годы его существования служили и работали более 150 Героев Советского Союза и Героев России. В общей сложности здесь подготовлено более 100 тысяч специалистов с высшим образованием.
     Повторюсь, и сегодня Военный университет остается элитным учебным заведением. Но только в смысле образования. И ни в каком другом. Что же касается «заказанной дороги»… Наш высокий конкурс на вступительных экзаменах обусловлен теми же обстоятельствами, что и в любом другом достойном высшем учебном заведении: прежде всего уровнем преподавания, затем степенью, если можно так выразиться, популярности той или иной специальности, перспективностью будущей профессии с точки зрения сегодняшнего дня.
     Да, к нам поступить непросто: наши педагоги весьма требовательны. И не только во время вступительных экзаменов. Это объяснимо: обидно отчислять курсантов первого, второго, а иногда и старших курсов по неуспеваемости. За период с 1998 года мы были вынуждены отчислить более 500 курсантов! А что делать? Мы не имеем права направлять в войска бесперспективных специалистов. Вот и стараемся сегодня уже на вступительных экзаменах, что называется, упредить удар. Нынешние абитуриенты – это будущее нашей армии и флота. А будущее хочется видеть достойным. По большому счету они – это Россия завтра.
     При прочих равных условиях мы, как правило, отдаем предпочтение именно абитуриентам из числа «простых смертных». Особенно если они из числа солдат и сержантов срочной службы, из российской глубинки. Понятно, что на прокурорско-следственный факультет, на факультет иностранных языков и на некоторые другие специальности конкурс у нас особенно высокий. Но этот конкурс создан временем и известными обстоятельствами. Да и учиться по этим специальностям весьма не просто. Не все ребята выдерживают. Тем не менее государственный заказ выполняется. А недобора у нас просто не бывает. При всем этом, если вы заглянете в личные дела курсантов, увидите: Россия-матушка у нас представлена весьма полно и по социальному срезу, и географически.
     – Сегодня наконец-то в полный голос заговорили о необходимости самого пристального внимания к высшей школе. «Утечка мозгов» за рубеж, убогие зарплаты, когда педагоги высшей квалификации вынуждены подрабатывать в нескольких вузах, и так далее, и тому подобное… Военный университет эти проблемы тоже не обошли?
     – К сожалению, да. Мизерное вознаграждение за труд и службу профессорско-преподавательского состава по-прежнему остается главной причиной оттока из военных вузов квалифицированных педагогов и ученых. Только в связи со снижением тарифных разрядов педагогам-военнослужащим из университета за последних два года ушли тридцать докторов и кандидатов наук.
     Экспорт, я бы сказал, умов, а не мозгов, в нашем случае осуществляется в основном в коммерческие вузы. Люди уходят туда, где платят более-менее приличные деньги. Согласитесь, полковника и доктора наук денежное содержание, не превышающее шести тысяч рублей в месяц, просто подталкивает к такому шагу. Но ни я, ни кто-то другой не вправе их за это осуждать. Здесь можно только сожалеть. Хотя, должен сказать, и многим из них тяжело расставаться с alma mater. Большинство, уходя, все же остаются: на полставки, на четверть ставки… И здесь играет роль не только альтруизм. Это – высокоморальное и патриотическое отношение к делу.
     – Высокая мораль и патриотизм – это прекрасно. Но ведь надо что-то делать, чтобы остановить этот процесс...
     - Недавно в “Красной звезде” начальник Главного управления кадров - заместитель министра обороны Российской Федерации по кадрам генерал-полковник Панков изложил основные принципы развития военного образования. В частности, преподавателям, кто имеет ученые степени, планируется воинские звания присваиваться на ступень выше занимаемой должности.
     Мы тоже стремимся находить разные способы стимулирования деятельности обучаемых и профессорско-преподавательского состава. В годовщину Военного университета, например, организовали чествование наших докторов наук. В настоящее время в Военном университете на различных должностях трудятся около ста докторов наук. Подавляющее большинство из них проходили свое становление в качестве ученых в стенах нашего учебного заведения. Каждый из них известен своими научными достижениями, внес существенный вклад в развитие той или иной отрасли научных знаний: истории, философии, политологии, педагогики, психологии, социологии, лингвистики, военного права. Многие создали свои уникальные научные школы.
     А недавно у нас прошло еще одно чествование: лучших преподавателей университета. Среди наших ведущих педагогов – полковники В.Кузьмович, С.Репко, А.Лукьянец, А.Соболев, В.Макаренко, капитан 1 ранга А.Чертополох, подполковник юстиции А.Шевчук, служащие В.Фирсенков, О.Дергаусова, А.Степанищев, Д.Харитонов, Т. Ужегов, Ю.Леонов, О.Приймак и многие другие. Я считаю, что люди, когда они видят внимание к себе, к своему труду, не только стремятся работать еще лучше, но и легче преодолевают те проблемы, которые принесло нам время.
     – Но финансовые проблемы профессорско-преподавательского состава, надо думать, не единственные для Военного университета? Создание отвечающей современным требованиям учебно-материальной базы, подбор кадров, решение социальных вопросов, особенно обеспечение жильем…
     – Острейшие проблемы. Что тут сказать, если на обеспечение учебного процесса и научной работы мы получаем только 5-10 процентов требуемых «плановых» ассигнований. Но на выходе, по результатам сделанного, мы значительно превышаем эти цифры. У нас в университете шутят: настоящий адъюнкт – это будущий научный работник, который уже умеет строгать, пилить, красить, делать стенды… Я скажу, что и преподаватели у нас в большинстве своем мастера на все руки. Если бы не их бескорыстный энтузиазм… Спасибо им за это. Кроме того, мы изыскиваем возможности получения внебюджетных средств. Помогают нам и шефы. Неоценимую помощь оказывает, например, Людмила Ивановна Швецова – первый заместитель премьера правительства города Москвы. Фонд «Единомыслие», где генеральным директором Юрий Валентинович Мишин, назначил для наших курсантов несколько стипендий. Следуя этому примеру, решила поддержать Военный университет и ассоциация «Мегапир», где председателем совета директоров Александр Николаевич Каньшин. Посильное содействие оказывают структурные подразделения Министерства обороны, его пресс-служба, которую возглавляет полковник Николай Алексеевич Дерябин, командование Московского военного округа. Спасибо им всем.
     Так что учебная база у нас пусть и не так энергично, как хотелось бы, но развивается. И кадровые вопросы мы в основном решаем. Причем не только за счет «московского» ресурса. Если кандидатура достойная, то предыдущее место службы офицера – вопрос второй. Благо, в управлении кадров Генерального штаба к нашим проблемам относятся с пониманием.
     А вот жилищная проблема – по-прежнему проблема номер один. В университете есть не только бесквартирные преподаватели, но и начальники кафедр, факультетов. В очереди на жилье более 400 человек. Мы понимаем: надо сделать все для того, чтобы «квартирный вопрос» не портил нам жизнь. И вот уже могу сообщить: в конце прошлого года было принято решение о строительстве общежития на территории Лефортово на 112 квартир. Спасибо большое за это Юрию Михайловичу Лужкову.
     – Валерий Иванович, а нужны ли такие муки и такие подвиги, если специалистов профиля Военного университета готовят во многих гражданских вузах? Берем студента, отправляем его, к примеру, на полугодичные сборы, и в строй…
     – Шутите? А знаете ли вы, сколько выпускников военных кафедр гражданских вузов идет в войска? Один процент! Идея подготовки специалистов для Вооруженных Сил в гражданских вузах предельно утопична. Это первое. Второе. Даже не всякий курсант за пять лет обучения, постоянно находясь в армейской среде, сполна получает навыки, крайне необходимые кадровому офицеру. А что говорить о студенте? Строевая выправка и та приобретается годами. На сборах ее вовсе не получишь. Не зря ведь тем же государственным образовательным стандартом для наших обучаемых предусмотрены сотни часов на военно-профессиональную подготовку и практику. Так что, если учесть его требования, студенту «на офицера» придется учиться лет 7-8. Нет, не сможет государство обойтись без военных вузов. Станиславский говорил: чтобы сыграть роль, в нее надо вжиться. Но ведь спектакль длится от силы несколько часов, а не двадцать пять лет. Потому-то и важно для будущего офицера досконально знать азы армейской службы.
     Скажу больше, именно наши специалисты сегодня нужны как никогда. А завтра их востребованность поднимется еще выше. Информационное общество – непреложный факт нашего времени. Как и информационное противоборство. Россия сегодня, в век тотальной информатизации, крайне нуждается в специалистах, способных, как раньше говорили, работать с людьми. Работать по всем направлениям: от политологического просветительства, юридической, социологической и психологической поддержки до информационного и культурно-досугового обеспечения.
     – На межвузовской конференции, посвященной проблемам военного образования и поиску путей их решения, которая проходила на базе Военного университета, вы предложили ввести трехуровневую систему подготовки специалистов в военно-учебных заведениях. Что это за система?
     – Не секрет, что уровень подготовки офицеров в целом по России за последние годы несколько снизился. Причина общая: ухудшение финансирования и материально-технического обеспечения. Мы в университете считаем, что часть общих проблем военного образования можно решить, не выходя за рамки образовательной системы. Трехуровневая система подготовки специалистов в ввузах – это начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Тому, кто получил среднее профобразование и желает получить высшее, необходимо будет пройти обязательную практику в войсках. Здесь много интересных моментов, но это отдельный разговор. Добавлю только один штрих: при такой системе мы сразу же избавляемся от проблемы «троечников», которых не надо будет тянуть за уши к высшему образованию.
     - А каковы результаты выпуска 2002 года?
     - 23 июня по традиции в мемориальном комплексе на Поклонной горе мы дадим напутствие, как говорят, в большую жизнь, более 600 наших выпускников. Среди них - 20 золотых медалистов. Более 130 офицерам, окончившим Военный университет, будет вручен диплом с отличием. Среди лучших выпускников Герой Российской Федерации подполковник Альберт Чириков, кавалер орденов Мужества, “За военные заслуги” и медали “За отвагу” подполковник Владимир Герасименко, майор Андрей Кушнир, удостоенный медали Суворова, кстати, отец пятерых детей, лейтенанты Станислав Микитюк, Арсений Пешков, Иван Задорожный, награжденный тремя медалями за участие в миротворческих операциях, Александр Тюрин и многие другие. Пользуясь случаем, хочу еще раз пожелать всем нашим выпускникам успехов в службе на благо Отечества, удачи и перспективы.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker