на главную страницу

20 Июня 2002 года

Пульс планеты

Четверг

«Росарио» против «Корпорейт»

Война за Фолкленды: взгляд сквозь годы

Александр АНДРЕЕВ.



Это было 20 лет назад. В 1982 году Великобритания и Аргентина вступили друг с другом в кратковременный, но ожесточенный конфликт за обладание Фолклендскими островами. Более полутора месяцев пустынные острова и акватория вокруг них были ареной боев, ставших эпопеей мужества и верности долгу для всех их участников.

     Аргентина, в 1816 году провозгласившая независимость от Испании, объявила своей территорией и Фолклендские острова, в то время необитаемые. В 1833 году, пользуясь тем, что у Буэнос-Айреса не было сил и средств контролировать архипелаг, на Фолкленды высадились англичане, и с тех пор острова находятся под британским управлением.
     Стоявшая у власти в Буэнос-Айресе военная хунта генерала Л.Гальтиери к началу 1980 годов ввергла страну в экономическую депрессию. Чтобы отвести мысли населения от проблем, а заодно, может быть, войти в историю в качестве национальных героев, военное руководство Аргентины в 1982 году разработало план силового решения проблемы принадлежности островов.
     В самом конце марта 1982 года группа аргентинских рабочих, получив разрешение британских властей, высадилась на островах для якобы разборки на металлолом строений старой заброшенной китобойной базы. Пробыв там совсем недолго, аргентинцы подняли над базой флаг своей страны. Местные власти по вполне понятным причинам потребовали немедленно покинуть территорию Фолклендов, а получив отказ, выдворили пришельцев силой. По всей вероятности, акция с подъемом флага была заранее спланированной провокацией, поскольку правительство в Буэнос-Айресе на следующий день заявило, что англичане не имели права выдворять аргентинцев «с их собственной территории», а соединение ВМС Аргентины, которому надлежало «восстановить суверенитет», в этот момент уже находилось в море и держало курс на острова. План захвата Фолклендов носил наименование «Операция «Росарио».
     В ночь с 1 на 2 апреля группа аргентинских кораблей в охранении авианосца «25 мая» (бывший британский «Колоссус») и двух эсминцев британского «проекта 42» высадила 600 десантников в районе административного центра Фолклендов Порт-Стэнли. По ряду данных, аргентинское командование получило инструкции по возможности избежать каких-либо потерь со стороны англичан. Британский гарнизон, состоявший всего из 68 человек, после интенсивного боя капитулировал по приказу губернатора Р. Ханта. 3 апреля аргентинцы захватили и остров Южная Георгия, где 20 британских солдат, конечно, не могли отразить вторжения. Все пленные англичане были отправлены на родину, а острова объявлены «навечно аргентинскими». Затем на острова было перевезено большое количество отборных войск и снаряжения.
     Британский кабинет министров во главе с М.Тэтчер, пользуясь единодушной поддержкой парламента, незамедлительно принял решение об отвоевании архипелага. План возвращения островов получил название «Корпорейт». Никакие переговоры уже не могли повернуть процесс вспять, ибо вопрос затрагивал престиж великой державы. Для клики Гальтиери в свою очередь пути назад тоже не было - неудивительно, что попытки США оказать посреднические услуги не имели никакого успеха.
     Но с самого начала, несмотря на всю решимость Лондона, осуществление этой операции представлялось исключительно трудным делом. Для британцев основную проблему представляло то, что в Атлантике у Соединенного Королевства не было крупных баз. Даже то, что США позволили использовать свою базу на острове Вознесения, не могло принципиально изменить положения - ведь даже этот остров от Фолклендов отделяют 8 300 км. И все-таки Лондон решился на войну.
     Подготовка к освобождению островов шла беспрецедентно быстрыми темпами. Уже 5 апреля первый эшелон экспедиционных сил был сформирован - к островам вышли авианосцы «Инвинсибл» и «Гермес». Всего же в состав соединения под командованием адмирала Б. Вудворта, предназначенного для восстановления британского контроля над Фолклендами, вошло более 100 кораблей. Слабым местом эскадры было малое количество самолетов - всего 20 «Харриеров» на авианосцах и еще 30 на специально переоборудованных транспортах. И это в то время, когда Аргентина имела возможность бросить в бой практически все свои ВВС - свыше 250 боевых самолетов, - а подготовка аргентинских летчиков была на очень высоком уровне даже по параметрам развитых стран.
     Вообще говорить о каком-либо количественном превосходстве англичан, как иногда утверждается, по меньшей мере неверно. На десантных кораблях соединения Вудворта находилось только 8.5 тыс. человек десанта, почти не имевших тяжелой техники, а 14.5 тыс. аргентинских солдат и офицеров на островах были обеспечены всем необходимым. Очень осложняло действия королевского флота и то, что в апреле-мае в Южной Атлантике погода очень неспокойна (в южном полушарии это осень), часты шторма, туманы и снеговые шквалы, а светлое время суток ограничено 6-7 часами. Погода, таким образом, играла на руку оборонявшимся.
     12 апреля вступило в силу решение Лондона о введении режима 200-мильной «зоны боевых действий» вокруг островов. Первым успехом британских экспедиционных сил стало овладение Южной Георгией. Уже 24 апреля британские части (в основном спецподразделения - САС), высадившись на остров, быстро заставили аргентинский гарнизон из 150 человек поднять белый флаг. При этом вертолеты «Линкс» уничтожили в гавани Грютвикена аргентинскую подводную лодку «Санта Фе». У англичан потерь в людях не было.
     Завоеванию англичанами полного господства на море в большой мере способствовало привлечение к боевым действиям атомных многоцелевых подводных лодок. Они вышли в район островов в последних числах апреля, когда аргентинский флот планировал нанести удар по приближавшимся британским надводным силам двумя группами - с севера и юга. ПЛА «Конкэрор», получившая с помощью спутниковой разведки данные о местонахождении самого крупного корабля аргентинской южной группы - старого артиллерийского крейсера «Генерал Бельграно» (бывший американский «Феникс» типа «Бруклин», 1941 года постройки, 13 500 т, 12 152-мм орудий), вечером 2 мая атаковала его торпедами Мк.8. Получивший два попадания «Генерал Бельграно» переломился и затонул, унеся на дно 321 из 950 человек экипажа.
     Гибель крейсера оказала чрезвычайно большое моральное воздействие на аргентинский флот, командование которого поняло, что не сможет эффективно бороться с атомными подлодками. Корабли вернулись в базы, и после 2 мая ни один из боевых кораблей ВМС Аргентины больше не рисковал выходить далеко в море. Таким образом была установлена прочная блокада Фолклендов, которую аргентинцы более не пытались нарушать.
     Тем не менее не все было гладко и у англичан. Отсутствие специализированных самолетов ДРЛО заставило британцев использовать для радиолокационного дозора боевые корабли. Это увеличило их потери, поскольку таким образом корабли оказывались подставлены под удары авиации противника, не имея прикрытия.
     Первой потерей королевского флота стал эсминец «Шеффилд». 4 мая он был поражен ПКР «Экзосет» с аргентинского самолета и через пять дней затонул во время буксировки. Но гибель одного из самых современных кораблей не подорвала решимости британцев. 7 мая кабинет Тэтчер объявил, что отныне атакован будет любой корабль противника не только в 200-мильной зоне, но и вообще вышедший за пределы территориальных вод Аргентины.
     21 мая британские силы под прикрытием огня корабельной артиллерии начали высадку на Восточный остров. Жестокие бои с значительно превосходящими силами аргентинцев продолжались несколько дней. Особого накала они достигли у небольшого городка Гус-Грин, где 600 морских пехотинцев после 14-часового боя заставили сдаться 3.200 аргентинцев, потеряв только 17 человек убитыми и нанеся противнику потери в 250 человек.
     20-29 мая были днями самых ожесточенных боев на море и в воздухе. Аргентинские самолеты «Скайхок», «Мираж-3» и «Супер Этандар», действуя группами по 4-10 единиц, почти постоянно атаковали британские корабли и силы десанта, неся при этом огромные потери от огня корабельных ЗРК и артиллерии. Британские летчики на «Харриерах» также сбивали один самолет за другим. Но несмотря на это, аргентинская авиация отважно продолжала атаки. 21 мая был потоплен фрегат «типа 21» «Ардент». 23 мая получил тяжелые повреждения однотипный фрегат «Энтилоуп», выполнявший задачи ДРЛО, и на следующий день он затонул. 25 мая аргентинские летчики отметили свой национальный праздник, потопив эсминец «типа 42» «Ковентри» и транспорт «Атлантик Конвейор». Несколько кораблей получили повреждения, в том числе авианосец «Инвинсибл».
     Эти потери нисколько не сказались на боевой мощи британского соединения и не снизили боевой дух войск. В то же время ВВС Аргентины в этих боях лишились почти половины своих боевых самолетов, не сумев воспрепятствовать высадке англичан или как-либо повлиять на исход сухопутных операций. Потери королевских ВВС в воздушных боях оказались ничтожны - всего один «Харриер».
     Нехватка самолетов у оперативного соединения вынудила Лондон использовать силы стратегической авиации. Бомбардировщики «Вулкан», взлетая с территории Великобритании, дозаправлялись на острове Вознесения и несколько раз наносили бомбовые удары по району аэродрома у Порт-Стэнли. Это были самые дальние боевые вылеты за всю историю мировой военной авиации.
     Большую роль сыграли действия в тылу аргентинцев подразделений САС. Так, 14-15 мая отряд из 20 спецназовцев при поддержке огня 114-мм орудий эсминца «Гламорган» осуществил диверсию против аэродрома на острове Пеббл, взорвав все находившиеся там самолеты, в том числе 6 штурмовиков «Пукара». Вклад бойцов САС на конечном этапе войны был значительным - они собрали ценные разведданные, которые помогли снизить потери экспедиционных сил во время боев за Порт-Стэнли.
     После некоторой паузы 8 июня британцы высадили на Восточный остров дополнительные силы. Этот день принес им серьезные потери - собрав последние силы, ВВС Аргентины нанесли новый удар. «Скайхоки» добились попадания бомб в танкодесантное судно «Сэр Галахад». Погибли 50 человек, а само судно вскоре затонуло. Но и этот успех аргентинцев совершенно не повлиял на ход боевых действий. Британские войска, стараясь действовать в темное время суток, неудержимо продвигались к Порт-Стэнли. Наконец, 14 июня Порт-Стэнли был почти полностью блокирован. Осознав, что продолжение сопротивления только привело бы к большим бессмысленным потерям, командир аргентинского гарнизона генерал М.Менендес принял решение о капитуляции.
     Тем самым закрылась одна из самых ярких и интересных страниц военной истории ХХ века. Британский флаг вновь был поднят над Фолклендскими островами. Потерпев поражение в войне, аргентинское правительство во главе с генералом Л.Гальтиери вскоре подало в отставку.
     Война стоила Великобритании жизней 230 человек, из них 120 в сухопутных силах. Возвращение Фолклендов обошлось британцам в огромную сумму - полтора миллиарда фунтов стерлингов, но вряд ли эти потери могли затмить радость победы. Потери аргентинцев в войне были почти вчетверо выше.

     На снимке: британская морская пехота на горе Кент.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker