на главную страницу

25 Июня 2002 года

Пульс планеты

Вторник

ВЬЕТНАМ: НОВЫЙ «АЗИАТСКИЙ ТИГР»

Сергей СУМБАЕВ.



Страна, идущая по пути социалистического развития, готова пополнить ряды «азиатских тигров». Речь идет о Вьетнаме – одном из самых давних и верных российских партнеров.

     Китайская модель с местной спецификой
     Внутриполитическую ситуацию в современном Вьетнаме можно охарактеризовать коротко – стабильная. Нынешнее ее развитие строится на принятой еще в 1986 году на съезде компартии Вьетнама так называемой «программы обновления», реализация которой с 1991 года приносит свои плоды. Страна вышла в число мировых лидеров по экспорту риса, вьетнамский кофе занимает одно из ведущих мест в списке экспортных товаров. Другая прибыльная статья вьетнамской экономики – морепродукты.
     Несмотря на то что из 80 млн. человек, проживающих в стране, 80 процентов составляет сельское население, руководство страны делает упор на развитие легкой и средней промышленности. Это в первую очередь швейная, трикотажная и обувная промышленность. В относительно небольших пока масштабах налажена сборка бытовой техники, телевизоров и компьютеров, автомобилей. Внешнеторговый оборот страны составляет более 30 млн. долл. в год. Рост ВВП страны в 2001 году достиг 6,8 процента.
     Перемены, происходящие в стране, становятся результатом действий компартии, которой принадлежит руководящая роль. Партия занимает ведущее положение в сфере политики и экономики. Вместе с тем КПВ только определяет основные направления развития, не пытаясь влиять на естественный ход экономических процессов. Более того, партия не считает необходимым вмешиваться в дела правительства. В принципе можно сказать, что для развития страны выбрана китайская модель развития с местной спецификой. С целью заимствования положительного опыта осуществляются и постоянные обмены с китайской стороной по политической и экономической линиям.
     Что касается государственного и частного бизнеса, то во Вьетнаме представлены и тот, и другой. Крупные предприятия принадлежат государству, хотя сейчас наблюдается тенденция к передаче контроля над некоторыми из них в частные руки или, по крайней мере, к приданию им новых форм управления. Средний и мелкий бизнес, в основном торговля, туристический, транспорт (такси) принадлежат частным лицам.
     Важное место в развитии экономики занимает нефтегазовый комплекс. В освоении нефтяных месторождений на морском шельфе основную роль играет Россия. В основе его лежит совместное с Россией предприятие «Вьетсовпетро», которое приносит прибыль обеим сторонам. В настоящее время идет подготовка к совместным работам по освоению газовых месторождений. Однако при высоких темпах добычи нефти главной проблемой Вьетнама до недавнего времени было отсутствие мощностей для ее переработки. С этой целью было принято решение о начале строительства первого нефтеперерабатывающего завода в Зунгкуате в Центральном Вьетнаме, чья мощность должна составить 6,5 млн. тонн в год.

     Неприсоединение, прагматизм и миролюбие
     Внешняя политика Вьетнама строится по нескольким основным направлениям. Первое и основное среди них занимают отношения с соседними странами, такими как Китай, Лаос и Камбоджа. Самые тесные отношения установлены с Лаосом, им придан статус особых. Эта страна является ближайшим другом и союзником Вьетнама.
     Отношения с Камбоджей развиваются спокойно и дружественно. Период вьетнамского вмешательства закончился давно, возвращаться к нему никто не собирается, особенно после восстановления королевской власти в стране. Есть некоторые спорные пограничные вопросы, но они решаются. В конце нынешнего года должна состояться очередная двусторонняя встреча по установлению границы.
     С северным соседом – Китаем – отношения нормализованы. Во многом этому способствовало то, что политика Китая в отношении Вьетнама в свое время претерпела изменения. Пекин заинтересован в дальнейшем развитии сотрудничества, которое приносит пользу обеим странам, как экономическую, так и политическую. Пограничные споры по земле были решены в 1999 году, в 2000 году была решена проблема с разделением Тонкинского залива.
     Китай не является лидером по инвестициям в новые производства Вьетнама, однако он активно восстанавливает предприятия и промышленность, построенные китайцами до ухудшения отношений в 1970-х годах.
     Вторым направлением вьетнамской внешней политики являются региональные отношения, в частности со странами АСЕАН. Они достаточно важны для Вьетнама, который укрепляет свое положение в регионе. И эти связи позволяют получать поддержку и помощь со стороны других стран — членов организации.
     Далее идут отношения с традиционными партнерами, куда входят Россия, страны СНГ и Восточной Европы. Кого-то может удивить, но отношения с этими странами не претерпели особых изменений. Восточная Европа, к примеру, остается достаточно крупным внешнеторговым партнером Вьетнама. Например, недавно Ханой посетила большая болгарская делегация. Со странами СНГ по понятным причинам отношения пока еще налаживаются, но происходит это довольно успешно.
     Россия же, и это всячески подчеркивается вьетнамской стороной, остается традиционным и приоритетным партнером. Уместно заметить, что наши отношения с Вьетнамом никогда не строились по подчиненной схеме, Ханой проводил политику, которую считал нужной. А опыт минувших лет показывает, что из союзников СССР наиболее тесные связи у нас остались именно с союзниками такого типа.
     В последние месяцы повышенное внимание российской общественности к Вьетнаму было вызвано передачей под юрисдикцию Вьетнама базы Камрань. Некоторыми аналитиками наш уход оттуда рассматривался чуть ли не как потеря Вьетнама и переход его под влияние США или Китая. Тем не менее официальная позиция Ханоя по поводу Камрани звучит следующим образом: база будет «использоваться для социально-экономического развития Вьетнама». Что вкладывается в это высказывание, сказать сложно, но пока нет никаких указаний на то, что база окажется в американских или чьих-то других военных руках. Привлечение туда инвестиций из-за рубежа возможно и желательно для Вьетнама, но на присутствие иностранных солдат на своей территории вьетнамцы вряд ли пойдут.
     В целом же эксперты характеризуют нынешние отношения между Вьетнамом и Россией как «насыщенные». Сохранились встречи на высшем уровне. Активизировалось сотрудничество в области энергетики (а 80 проц. энергии производится на объектах, построенных Советским Союзом). Во время недавнего визита премьер-министра Михаила Касьянова было подписано соглашение о выделении кредита в 100 млн. долл. на строительство двух ГЭС. Повышается уровень контактов в сфере образования и культуры. Однако Россия стоит только на восьмом месте по объему капиталовложений в экономику страны.
     Отношения с такими странами, как Япония, США, Индия, а также с Евросоюзом тоже важны для Вьетнама. Ханой демонстрирует достаточно неплохие отношения с Индией, опять же и в области торговли и инвестиций, и в области политической – все-таки обе страны - члены Движения неприсоединения. Япония вкладывает во Вьетнам очень крупные инвестиции, однако дальше экономических контактов дело пока не идет.
     Отдельно стоят США. Как известно, они признали Вьетнам только в 1995 году. Некоторый холод в отношениях сохраняется, в двусторонних отношениях стороны руководствуются исключительно прагматизмом. При этом во Вьетнаме до сих пор считается, что США не оставили коварных планов. Тем не менее стороны заинтересованы в более интенсивных связях. Американцы, кроме того, хотят видеть американские компании во Вьетнаме. Ведь укрепление экономических отношений означает укрепление отношений и политических. Иметь же в регионе еще одну дружественную страну, причем развитую страну, Вашингтон считает отнюдь не лишним.
     Подводя итоги внешней политики Вьетнама, можно сказать, что благодаря неизменному прагматичному и миролюбивому курсу страна стала ведущей державой Индокитая, получила известное уважение со стороны соседей и завоевала репутацию надежного партнера в плане торговли.

     Оборонные приоритеты
     В настоящее время вьетнамское руководство не рассматривает какую-либо страну как потенциального противника. Об этом свидетельствует и резкое сокращение военного бюджета с 17 проц. от ВНП в 1990 году до 4,3 процента в 1998 году. Основной упор делается на урегулирование конфликтов политическими, а не военными средствами. И в этой связи военная доктрина страны носит исключительно оборонительный характер.
     Численность вооруженных сил Вьетнама составляет около 500 тыс. человек, причем за последнее десятилетие они подверглись значительному сокращению, почти в три раза. Приоритет отдается развитию ВВС и ПВО при наличии относительно небольших и хорошо оснащенных обычных сил, крупного стратегического резерва и военизированных формирований, общая численность которого, по некоторым оценкам, достигает 5 млн. чел. В случае нападения на страну предусматривается также ведение партизанской войны, а также сдерживающих действий на передних рубежах обороны до подхода основных сил.
     Основу вооруженных сил Вьетнама составляют сухопутные войска (свыше 400 тыс. человек), разделенные по восьми военным округам. Три округа находятся на севере страны, три — на юге, а два особых района центрального подчинения имеют штабы в городах Винь и Камрань.
     ВВС страны численностью 15 тыс. человек имеют в своем составе около 200 боевых самолетов, в том числе 12 истребителей Су-27, и 40 боевых вертолетов.
     ВМС Вьетнама состоят из 42 тыс. чел., включая 27 тыс. морских пехотинцев. На вооружении имеются 2 дизельные подводные лодки, 6 фрегатов, ракетные, торпедные и патрульные катера. В задачи ВМС входят охрана водного района, охрана рыболовецких судов и районов нефтедобычи.
     При этом стоит отметить, что в последнее время с Россией заключено несколько контрактов на поставки самолетов, кораблей некоторых типов и противокорабельных ракет «Яхонт». Последнее показывает, что наши отношения с Вьетнамом остаются на достаточно высоком уровне, так как до этого поставки ПКР данного класса производились только в Китай и Индию. Кроме того, в ходе весеннего визита во Вьетнам премьер-министра России Михаила Касьянова были подписаны соглашения о сотрудничестве между Федеральной погранслужбой России и министерством национальной обороны Вьетнама, а также между МВД России и министерством общественной безопасности Вьетнама. Также налажено сотрудничество в плане обучения вьетнамских военных в российских военных учебных заведениях.
     Вьетнамская армия почти на 75 процентов оснащена военной техникой и вооружением советского производства. Активные поставки его продолжались до 1991 года. Теперь же это вооружение, равно как и американское, захваченное во время боев с армией Южного Вьетнама, приходит в негодность. Вьетнам предпринимает попытки модернизировать имеющиеся образцы оружия, однако основной проблемой остается платежеспособность страны. Тем не менее существующая тенденция роста экономики позволяет предположить, что через некоторое время Вьетнам сможет возобновить военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами в полном объеме.
     Рынок вооружений во Вьетнаме рассматривается как весьма перспективный. Налажено сотрудничество даже с Тайванем по созданию производства по выпуску электронно-вычислительной техники. Сюда уже пробиваются Индия и Израиль, причем, по некоторым сведениям, последний действует во Вьетнаме достаточно активно. США по понятным причинам пока что проявляют некоторую сдержанность в этой области. Хотя нельзя исключать, что через некоторое время Вьетнам начнет сотрудничество с США в плане закупок новых вооружений. Определенные подвижки на этот счет уже есть.

     На снимке: они тоже строят новый Вьетнам.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker