на главную страницу

26 Июня 2002 года

Армия и общество

Среда

Горный, Камбарка, Щучье

Россия строит три завода для уничтожения
отравляющих веществ

Виталий МИХАЙЛОВ.



Учение у арсенала

Эхо недалекого взрыва догоняет слышный по всему населенному пункту сигнал тревоги. Через минуту-две по всем средствам связи, с уличных громкоговорителей, специально оборудованных машин ГИБДД звучит объявление: "В технической зоне арсенала в результате аварии произошел выброс химического отравляющего вещества. Всем жителям немедленно надеть индивидуальные средства защиты, взять детей, документы и начать эвакуацию..."
Проникшими на территорию арсенала диверсантами взорваны три хранилища отравляющих веществ, повреждены еще два. Это значит, что "на свободу" вырвалось более 200 тонн боевого отравляющего вещества люизит. Масса, более чем достаточная для уничтожения всего живого в радиусе 30 километров.
На эвакуацию 20-тысячному населению Камбарки отводятся именно эти 15 минут. Это максимально возможный срок, за который пары ОВ, хранящегося на соседствующей с городом базе, преодолев все средства защиты, достигнут населенного пункта. Чтобы хоть немного увеличить временной интервал на пути движения ядовитого облака, пожарными устанавливается дополнительная водная завеса...
По такой легенде, но с реальными действиями всех служб и населения, в Удмуртии, в городе Камбарка, где находится одна из крупнейших в России баз хранения химического оружия, прошло командно-штабное исследовательское учение органов управления и сил, предназначенных для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на объекте хранения химического оружия.
Насколько возможна подобная ситуация в действительности?
"Как экзотически ни звучит сегодня легенда учения - борьба с химическим терроризмом, такое в принципе возможно. И к этому надо готовиться", - сказал заместитель главы МЧС России Михаил Фалеев.
Позицию замминистра подтверждают и данные 12-го Главного управления Минобороны России, занимающегося вопросами хранения, транспортировки и поддержания в "рабочем состоянии" ядерного оружия. Только за последний год, по обнародованной военными информации, были совершены четыре попытки проникновения на объекты хранения ядерного оружия. Отравляющие вещества по сравнению с ядерным оружием представляют, безусловно, меньшую опасность. Но и они - мощное оружие.
Угроза химического заражения - потенциальная реальность не только для жителей Камбарки и ближайших к ней населенных пунктов. По словам Михаила Фалеева, 28 процентов россиян живут сегодня в зонах возможного химического заражения. "Главные очаги" его - базы хранения ОВ. Таковых на территории России семь: поселки Горный (Саратовская обл.), Леонидовка (Пензенская обл.) и Марадыковский (Кировская обл.), города Щучье (Курганская обл.) и Почеп (Брянская обл.), город Камбарка и поселок Кизнер в Удмуртии. В общей сложности на объектах хранится 40 тысяч тонн боевых отравляющих веществ. На сегодня это самые большие запасы ОВ в мире.
Приняв в 1996 г. федеральную программу "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации" и ратифицировав на следующий год международную Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия, Россия брала на себя обязательства уже к 2002 г. уничтожить один процент своих запасов ОВ, а к 2010 г. ликвидировать их полностью. Процесс ликвидации должен был происходить в местах хранения оружия. Однако по ряду причин, прежде всего финансовых, сделать этого не удалось. Как констатация произошедшего, в начале текущего года появилась новая программа уничтожения химического оружия.
В соответствии с ней, рассказывает заместитель председателя Государственной комиссии по химическому разоружению депутат Государственной Думы Николай Безбородов, один процент запасов химического оружия планируется уничтожить к исходу 2003 г. В 2007 г. должно быть уничтожено 20 процентов запасов химоружия, в 2008 г. - 45 процентов. В 2012 г. программа уничтожения запасов химического оружия в России должна быть выполнена полностью. Параллельно будет вестись физическое уничтожение объектов по производству химического оружия, не подлежащих конверсии. Срок исполнения - конец апреля 2007 г.

Лучше меньше, да лучше

Если ранее все химоружие планировалось уничтожать в местах его хранения, то после внесения минувшим летом Государственной Думой изменений в Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия" вместо семи заводов по уничтожению химического оружия будет построено только три: в Горном, Камбарке и Щучьем. Первый объект, планируемый для уничтожения химоружия первой категории (иприт, люизит и их смеси), должен начать работу в текущем году и завершить ее в 2005 г. (п. Горный). Начало эксплуатации объекта в Камбарке - 2005 г., окончание - 2011 г. В эти же сроки запланирована и работа объекта по уничтожению химоружия в г. Щучье Курганской области. Обеспечение объектов трудовыми ресурсами на 60-70 процентов будет осуществляться за счет привлечения специалистов из других городов, работающих вахтовым методом.
В поселках Марадыковский, Леонидовка и г. Почеп будут созданы маломасштабные объекты по детоксикации хранящегося там химоружия. Это в основном авиационные боеприпасы, снаряженные фосфорорганическими отравляющими веществами. Расснаряжение и детоксикация их запланированы на 2006-2011 гг. Уничтожение же или утилизация будут проведены на предприятиях химической промышленности. Запасы химоружия, хранящиеся в г. Кизнер, будут уничтожены в Щучьем.
Фактически это означает, что боевые ОВ придется транспортировать по стране. Уточним, речь идет о тысячах тонн. Только в Кизнере, например, хранится 14 процентов всего российского химоружия. По оценке МПС РФ, для этого потребуется изготовление специальных вагонов и контейнеров с повышенными уровнями физической защиты, усиление технических средств железнодорожного хозяйства по маршруту следования - пути, средств электроснабжения и связи, сигнализации и блокировки... Безусловно, потребуются и подвижные формирования Минобороны, МЧС России для быстрого реагирования на нештатные и аварийные ситуации. И все же, по оценкам специалистов, все эти затраты будут в несколько раз меньше, чем затраты на строительство объектов по уничтожению химоружия во всех семи местах его хранения. Сравните сами: на строительство и эксплуатацию только трех объектов по уничтожению химоружия запланировано истратить более 55 млрд. рублей. А перевозка химоружия к местам его уничтожения обойдется всего в четыреста с небольшим миллионов. И, по заверениям экспертов, этих средств хватит для обеспечения безопасности перевозок. Тем более что и времени для качественной подготовки к ним еще достаточно. Перевозки химоружия запланированы на 2008-2009 гг.
Вся программа уничтожения запасов химоружия в России, уточнил Николай Безбородов, оценивается в 92,7 млрд. рублей. Из них непосредственно на строительство и эксплуатацию объектов по уничтожению оружия планируется затратить чуть более 60 процентов, около трех процентов - на конверсию или уничтожение заводов по производству химоружия и около 10 процентов - на безопасность процесса уничтожения, включая меры по охране здоровья граждан и объектов окружающей среды. Кроме того, на один миллиард долларов должна поступить помощь из-за границы.

Противогаз у изголовья

Впрочем, это все пока теоретические выкладки и мнения специалистов. А как же реально обстоят дела с главным фактором - обеспечением безопасности населения?
"Срок хранения противогазов гарантийный - 10 лет, рекомендованный - 15 лет. На наших складах противогазы лежат уже по 20 лет", - заявил, отвечая на этот вопрос, министр по делам ГО и ЧС Удмуртии генерал-майор Тамази Габричидзе. Например, в той же Камбарке последние противогазы поступили еще в советские времена, в 1990 году. "Сроки хранения имеющихся противогазов прошли все мыслимые и немыслимые сроки", - дополнил своего подчиненного начальник Приволжско-Уральского регионального центра МЧС генерал-лейтенант Петр Третьяков. Подчеркнем, речь идет о регионе, наиболее насыщенном химически опасными объектами.
Новых противогазов, по словам генерала Габричидзе, только Удмуртии требуется миллион штук. А если вспомнить слова замминистра о 28 процентах россиян? При этом тот же Михаил Фалеев считает, что у каждого проживающего в зоне потенциального химического заражения должно быть как минимум два противогаза: дома и на работе. Где застанет беда, спрогнозировать невозможно. Способно ли государство обеспечить своих граждан необходимым количеством средств индивидуальной защиты?
Да, в России есть производственные мощности, способные обеспечить население страны индивидуальными средствами защиты, заявил, отвечая на наш вопрос, заместитель главы МЧС России. Например, пермский завод "Сорбент", по его словам, способен производить противогазы не только в массовом количестве, но и на уровне мировых стандартов. При этом, отмечает замминистра, завод не только обеспечивает полный цикл производства, но и делает выпуск стратегической продукции, по определению руководства МЧС, сугубо из российских материалов.
И это относится не только к индивидуальным средствам защиты. По имеющейся у нас информации, в некоторых структурах уже рассматривают вопрос о закупке во Франции специальных вагонов по перевозке химического оружия. Притом что российские предприятия - тот же " Сорбент", "Элерон"- готовы поставить подобную продукцию мирового уровня по цене даже не на порядок, а на несколько порядков ниже и в сроки, предусмотренные федеральной программой.
На снимке: во время учения.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker