на главную страницу

27 Июня 2002 года

Армия сегодня

Четверг

Контрактная служба без обеспечения теряет смысл

Беседу вел Константин РАЩЕПКИН, "Красная звезда".



Через два месяца на базе 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии начнется эксперимент по созданию первого в Вооруженных Силах соединения, полностью укомплектованного профессионалами. В то же время две полковые и одна батальонная тактические группы ВДВ продолжают выполнять боевые задачи в восточных - горных районах Чечни. Однако главной задачей войск, на три четверти состоящих из частей постоянной готовности, по словам командующего ВДВ генерал-полковника Георгия Шпака, по-прежнему является боевая подготовка и поддержание высокой степени боеготовности полков и дивизий. Об особенностях начавшегося летнего периода обучения, обусловленных экспериментом в Псковской дивизии и выводами недавней комплексной проверки Воздушно-десантных войск Генеральным штабом, рассказывает генерал-полковник Георгий Шпак.

- Георгий Иванович, как десантники начали летний период обучения?
- Как и все войска - с отработки вопросов боеготовности. Летний период считается у нас основным. Именно летом войска приобретают навыки ведения боевых действий, позволяющие им потом быть готовыми к выполнению любой задачи. План боевой подготовки составлен с учетом опыта Чечни и утвержден Генеральным штабом еще в конце прошлого года. Отступать от него не собираемся: все запланированные на летний период обучения - взводные, ротные и батальонные учения обязательно будут проведены. Тем более в этом году - явные сдвиги в обеспечении ГСМ - общий объем поставленных в войска горюче-смазочных материалов примерно на четверть превышает прошлогоднюю цифру. Это радует, хотя и такое количество топлива - лишь треть настоящих потребностей войск.
К сожалению, в этом периоде обучения по объективным причинам не сможем провести показное полковое тактическое учение с десантированием и боевой стрельбой. Полк, с которым его запланировали, будет менять в Чечне полковую тактическую группу Псковской дивизии, на базе которой в сентябре начнем эксперимент по созданию первого в Вооруженных Силах соединения профессионалов.
- Можно подробнее остановиться на этом эксперименте?
- Его цель - проверить наши возможности по формированию соединения, укомплектованного только военнослужащими по контракту, затем определить степень его боеспособности, а также реальные финансовые и материальные затраты. На первом этапе планируем изменить оргштатную структуру, увеличив долю подразделений обеспечения, и укомплектовать дивизию изъявившими желание в ней служить контрактниками. В течение года военными строителями будет возведен современный жилой городок, благодаря которому все военнослужащие 76-й дивизии будут обеспечены служебным жильем. Именно предоставление жилья и хорошее денежное довольствие контрактников, на наш взгляд, сделают возможным конкурсный отбор кандидатов. А чтобы сделать контрактную службу еще привлекательнее, предлагаем ввести и ряд льгот - например, бесплатное медицинское обеспечение всех членов семей военнослужащих, предоставление по истечении срока контракта возможности внеконкурсного поступления в вузы, бесплатное пользование жилплощадью, энергией, газом и т.д. Хорошо было бы провести эти льготы в законодательном порядке и средства на их реализацию найти вне бюджета Минобороны.

2 млрд. 673 млн. рублей выделило правительство РФ на проведение эксперимента по переводу 76-й воздушно-десантной дивизии на контрактную основу. Об этом заявил начальник Главного организационно-мобилизационного управления - заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Владислав Путилин. По его словам, 22 июня подписано распоряжение Правительства РФ номер 842, в котором определен весь комплекс практических вопросов по переводу на контрактную основу частей 76-й воздушно-десантной дивизии, а также определена согласованная с Минфином РФ денежная сумма в составе 2 млрд. 673 млн. рублей на проведение эксперимента.

- Каких еще затрат потребует содержание такого соединения? И чем будет отличаться боевая подготовка профессионалов от обычных парашютно-десантных подразделений?
- Боевая подготовка будет организована по самой насыщенной программе. Планируем даже вернуться к проведению раз в два года дивизионных тактических учений с десантированием и боевой стрельбой, которые в Вооруженных Силах не проводились с советских времен. Не говоря уже о том, что водить, стрелять и прыгать с парашютом псковские профи будут больше, чем все остальные десантники. Затраты на боевую подготовку такого соединения, по нашим расчетам, составят чуть больше 200 миллионов рублей в год, что примерно в два раза больше, чем в обычной воздушно-десантной дивизии.
Кроме того, чтобы профессионалы могли сосредоточиться на боевой подготовке, планируем ввести в штаты подразделений тылового обеспечения ряд дополнительных должностей гражданского персонала. А это опять затраты. Плюс еще около 100 миллионов рублей потребуется на капитальный ремонт выводимой из Чечни боевой и автомобильной техники псковской дивизии. Ведь контрактная служба в полках с неисправной техникой и отсутствием материальных средств для полноценной боевой подготовки просто лишена смысла.
- А почему, кстати, этот важный эксперимент поручили именно десантникам?
- Наверное, потому, что нам доверяют. Потому, что высшее военное руководство страны уверено - выделенные под этот эксперимент колоссальные денежные средства не будут выброшены на ветер.
- Не так давно воздушно-десантные войска в полном составе подверглись комплексной проверке Генерального штаба, вокруг которой было столько всяческих спекуляций в СМИ.
- Комплексная проверка воздушно-десантных войск офицерами и генералами ГШ во главе с начальником Генерального штаба действительно не имела аналогов. В течение месяца были по всем вопросам проверены все части постоянной готовности, Рязанское училище и учебный центр. Почему столь серьезной и, прямо скажем, необычной проверке подверглись именно мы? Наверное, потому что ВДВ - резерв Верховного Главнокомандующего, потому, что десантные войска больше чем на три четверти состоят из частей постоянной готовности. По итогам проверки, предъявившей к нам самые высокие требования, ВДВ были признаны боеготовыми. Что же касается выявленных недостатков, то их устранение станет дополнительным стимулом для работы в летнем периоде обучения.
Однако, помимо субъективных причин, у ряда недостатков есть и объективные предпосылки. Так, например, не самые высокие результаты по боевой подготовке связаны не столько с ее неэффективной организацией, сколько с тем же отсутствием ГСМ. Остро стоит вопрос и о совершенствовании материальной базы боевой подготовки, речь прежде всего о состоянии полигонов и стрельбищ. Последние 10 лет из-за отсутствия денежных средств мы действительно почти не совершенствовали эти объекты. И как бы командиры полков ни сбивали ноги в поисках спонсоров, нам самим этот вопрос не решить. Так, например, начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Александр Скородумов, лично объехав полигоны всех наших соединений, пришел к выводу, что десантники находятся в округах на положении пасынков и снабжаются по остаточному принципу. Оценив ситуацию, он пообещал помочь устранить такой дисбаланс, и его помощь мы уже чувствуем.
- И все-таки, что больше всего беспокоит сегодня?
- В плане боевой подготовки: что пока не все части постоянной готовности в связи с выполнением задач в Чечне действительно таковыми являются. Сейчас в Чеченской Республике находятся около 2.700 десантников. Активная фаза боевых действий по разгрому бандформирований, в которой десантники сыграли, прямо скажем, не последнюю роль, давно миновала. Сегодня мы в Чечне несем службу на блокпостах, охраняем начальников, участвуя в милицейских операциях, блокируем населенные пункты. Считаю, эти задачи могут и должны успешно решать части СКВО и Внутренних войск, а части и соединения постоянной готовности должны заниматься боевой подготовкой. Ведь что такое для дивизии постоянно держать полковую тактическую группу в Чечне? Это значит, один полк почти в полном составе находится там, а другой в это время готовится. Причем молодых, еще не прослуживших по полгода солдат мы туда посылать не можем.
Впрочем, эта проблема шире чеченской тематики. Молодых солдат мы в принципе не имеем права привлекать к боевым действиям. Поэтому в Ульяновской воздушно-десантной бригаде сейчас начали еще один интересный эксперимент, сформировав один из четырех батальонов целиком из солдат первого призыва службы. Пока в этом учебном батальоне молодежь под началом опытных наставников полгода, что называется, становится на крыло, три других батальона занимаются боевой подготовкой совсем по другому плану. При таком раскладе бригада в любой момент, не ломая строя, может приступить к выполнению любой боевой задачи. Если этот эксперимент даст положительные результаты, в будущем, возможно, повсеместно перейдем на такую систему комплектования батальонов.
Что же касается других проблем, то больше всего меня как командующего сегодня беспокоит слабая социальная защищенность офицеров. Так, например, 33 процента офицеров-десантников не имеют собственного жилья. И хотя со строительством городка в Псковской дивизии эта цифра уменьшится, ситуация все равно останется критической.


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker