на главную страницу

28 Июня 2002 года

Наши коллеги

Пятница

«Военная тайна» крупным планом

Беседу вел Игорь ЯДЫКИН, «Красная звезда».



Автор и ведущий популярной программы «Военная тайна» телекомпании RenTV Игорь ПРОКОПЕНКО родился в 1965 году. Служил в истребительной авиации ПВО, работал военным обозревателем газет «Красная звезда», «Московский комсомолец», «Российская газета», в программе «Время» (ОРТ), «Сегодня» (НТВ), «Вести» (РТР), освещал события в Чечне. Автор документальных циклов «Рассекреченный век», «Армии мира», фильмов «Коррида без правил», «Раковый корпус», «Как затопили «Мир», «ПРОклятый космос» и др., вызвавших большой общественный резонанс. Лауреат Национальной телевизионной премии «ТЭФИ-2000». Наш сегодняшний разговор - о тайнах программы «Военная тайна» и не только о них...

     - Игорь, идея твоей программы, кажется, проста. Все вроде бы сказано в названии. Но, очевидно, нужна была определенная смелость, чтобы взяться за эту тему. Легко сказать: «Военная тайна», но попробуй сделать!
     - Действительно, принято считать, что об армейских проблемах, работе спецслужб говорить очень просто. Тема эта сама по себе интересная, рейтинговая. Поэтому берутся за нее очень многие. Но когда выходят первая, вторая, третья программы, когда уже рассказали о «дедовщине», о генеральских дачах и воровстве в той же армии, то оказывается, что рассказывать больше нечего. На эту удочку попадаются многие. В результате за последние семь лет из многочисленных телепроектов об армии и спецслужбах выжили единицы. А точнее - наш проект, и посмотрим, что сейчас получится у Сладкова на РТР.
     А наша смелость была, можно сказать, подготовлена. Еще будучи сотрудником «ВоенТВ», я создал программу, которая называлась «Присяга». Она достаточно успешно выходила на втором канале.
     - А как ты попал на RenTV?
     - Я давно сотрудничал с этой телекомпанией, своим телевизионным учителем считаю Владимира Молчанова. И решение прийти сюда, куда меня давно звали, стало для меня шагом естественным. RenTV – компания, которая уже в течение одиннадцати лет остается одной из самых респектабельных телекомпаний, хотя бы исходя из ее творческого состава: Владимир Молчанов, Эльдар Рязанов, Леонид Филатов… Работать рядом с такими людьми было большой честью и большим чудом для меня – человека, который начинал свою жизнь и службу в далеких гарнизонах.
     Мне хотелось сделать программу, интересную для самого широкого зрителя, а не только для военных. В какой-то момент казалось, что это невозможно. Казалось, что «про солдат» со времен «Служу Советскому Союзу» смотреть устали, про строевую подготовку, про ту же «дедовщину»… Казалось, что все это уже неинтересно. Но с другой стороны, когда я брался за эту идею, я вспоминал книжные развалы у метро, огромное количество литературы о шпионах и разведчиках. И таким образом возникла передача с названием «Военная тайна».
     - Игорь, у меня, как у зрителя, четко отпечаталось в памяти, что программа «Военная тайна» начиналась с сюжета о вирусе лихорадки Эбола.
     - Это был самостоятельный проект. Да и «Военная тайна» стала на сегодняшний день только одним из проектов одноименного творческого объединения, возникшего на базе программы. Кроме еженедельного выпуска получасовой информационно-аналитической программы, мы сейчас выпускаем большое количество документальных фильмов и сериалов. Каждое воскресенье в 19.00 выходит документальное кино, которое выпускает творческое объединение «Военная тайна». И собственно фильм «Лихорадка Эбола. Тайна вируса смерти» был первым из подобных документальных проектов.
     С тех пор утекло много воды. Мы делаем в среднем 3 - 4 фильма в месяц. Это очень большой объем для такой небольшой творческой группы. И как мы умудряемся это делать, даже я не знаю. Наверное, это самая большая «военная тайна».
     - В творческом объединении «Военная тайна» сегодня работают 12 человек: журналисты Игорь Прокопенко, Оксана Барковская, Александр Мержанов, режиссеры Андрей Селиванов и Вадим Артеменко и другие. Над чем работаете сегодня?
     - Сейчас в самом разгаре работа над циклом «Рассекреченный век». Оксаной Барковской создан документальный цикл «Голоса из безмолвия» о женщинах-разведчицах. Десять фильмов, десять героев, за что, собственно, она и получила уникальную премию Службы внешней разведки России. К слову, аналогичную премию в свое время получил Юлиан Семенов за «Семнадцать мгновений весны». Кроме того, сейчас запущен в производство цикл «Тайная дипломатия». И к сентябрю мы готовим новый цикл «Хроника мирового терроризма». Одна из первых серий будет называться «Пуля для президента». Она будет посвящена политическим убийствам. Мы постарались систематизировать все, что имеет отношение к терроризму. Одна из серий будет посвящена самолетному терроризму, другая – применению оружия массового поражения. Таковых серий будет шесть – десять...
     - Принято считать, что военных тайн у нас не осталось. Все давно продано. А вы находите все новые и новые.
     - Я всегда в таких случаях вспоминаю Гоголя, который в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» устами одного из героев сказал: тому не надо ходить к черту, у кого черт за спиной. Совершенно необязательно проникать в сейфы спецслужб и наживать себе головную боль. Достаточно взять ту действительность, которая нас окружает, вывернуть ее наизнанку, и, уверяю вас, мы узнаем столько тайн, рядом с которыми побледнеют все закрытые архивы спецслужб.
     - А как удается сделать так, чтобы сотрудники спецслужб шли на контакты со СМИ?
     - Думаю, что мы просто очень серьезно и аккуратно относимся к нашей работе. Заставить говорить, скажем, ветерана спецслужб не может никто, и если с нами идут на контакт, значит, мы того стоим. Главное, не подставлять наших героев, потому что за каждым из сюжетов или фильмов стоит человеческая судьба в прямом смысле этого слова, доброе имя или карьера. Мы не имеем права этим рисковать. И поэтому наш главный принцип, как у врачей, – не навреди. И еще. У меня есть настольная книга - «Закон об охране гостайны».
     - Что бы ты хотел сказать людям, которые когда-то читали твои материалы в «Красной звезде»?
     - Хочу сказать, что, несмотря на сравнительно долгую и успешную по нынешним временам телевизионную жизнь, я все равно считаю себя в первую очередь офицером. По сути, с четырнадцати лет в армии, начиная с суворовского училища. И думаю, что если бы не прошел школу офицерской службы (это очень важно), то ничего бы не получилось из того, что я затеял и воплотил на телевидении.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker