на главную страницу

29 Июня 2002 года

Тема номера

Суббота

Сила Тыла — в единстве

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Тыла Вооруженных Сил — заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир ИСАКОВ

Беседу вел Петр АЛТУНИН.



     - Владимир Ильич, нынешнее реформирование Тыла - очередная кампания или назревшая необходимость?
     - Реформирование - процесс диалектический, обычно подсказанный жизнью, обстановкой. В стране идут серьезные преобразования социально-экономической системы, управленческого аппарата. А что касается Тыла, то в этой связи нелишне вспомнить первые указы Петра I 1700-1701 годов об упорядочении снабжения армии и флота, давшие начало летоисчислению Тыла, - взамен разрозненных видов снабжения они были объединены с созданием централизованного управления. Если вначале в этих указах речь шла о снабжении только продовольствием, вещевым имуществом, оружием, лошадьми, то во второй половине XVIII века в составе Тыла уже был транспорт для подвоза материальных средств, а в ходе Отечественной войны 1812 года была образована служба военных сообщений.
     - Но ведь история знает и примеры, когда тыловые структуры не укреплялись, а ослаблялись...
     - Как раз это время характеризуется, как показала история, некоторой недооценкой вопросов управления и все той же раздробленностью. Автомобильно-дорожная служба была в составе военных сообщений, служба горючего подчинялась сначала управлению военно-технического снабжения, а с марта 1941 года - Генеральному штабу. Военно-санитарное управление также переходило из рук в руки. У многих служб были «кураторы», в том числе и из состава высшего руководства страны...
     Поэтому, начиная с первых дней войны, возникало немало проблем. Формирование тыловых частей и учреждений не успевало за стремительно развивающимися событиями. В ряде случаев они прибывали на фронт с большим опозданием. На дееспособность системы тылового обеспечения отрицательное влияние оказали ошибки в идеологии ее строительства, а также отсутствие самостоятельных органов управления тылом. Общевойсковые штабы в условиях боевых действий оказались не в состоянии руководить боевой деятельностью войск и еще управлять тылом.
     А ведь какая это была война: если в первой мировой на Западном фронте русская армия израсходовала 1 миллион тонн боеприпасов, то Красная Армия примерно за то же время - 10 миллионов. А если говорить о горючем, то достаточно сказать: только один механизированный корпус Красной Армии во время минувшей войны израсходовал его столько, сколько вся русская армия (без флота) в первой мировой.
     Впрочем, тогда реформа прошла очень быстро. Уже 30 июня 1941 года главный интендант Красной Армии генерал-лейтенант А.В. Хрулев письменно доложил начальнику Генерального штаба Г.К. Жукову: «Дело организации служб тыла действующей армии находится в исключительно тяжелом положении. Ни я, как главный интендант, ни Управление тыла и снабжения Генерального штаба на сегодняшний день не имеем никаких данных по обеспечению продовольствием и интендантским имуществом фронтов... Подвоза также нет, так как Главное интендантское управление не имеет данных, куда и сколько нужно и можно завозить».
     В это же время лучшие специалисты интендантства во главе с Андреем Васильевичем Хрулевым, изучив и проанализировав опыт снабжения русской армии в первой мировой войне, Красной Армии в годы гражданской войны и в последующих боевых действиях, подготовили предложения по реорганизации Тыла Красной Армии.
     1 августа 1941 года был подписан приказ Народного комиссара обороны № 0257 «Об организации Главного управления Тыла Красной Армии...» Этим приказом была введена должность начальника Тыла Красной армии (он же начальник Главного управления Тыла Красной Армии). Ему были подчинены Главное интендантское управление, управление снабжения горючим, санитарное и ветеринарное управления. Должность начальника Тыла вводилась также во фронтах и армиях.
     И в последующем единая система управления целиком и полностью себя оправдала. При всех перипетиях, сложностях и неудачах в годы Великой Отечественной войны действия Тыла Красной Армии во главе с А.В. Хрулевым можно назвать настоящим подвигом. За годы войны из народного хозяйства органами тыла были доставлены в войска для обеспечения боевых действий 40 млн. тонн продовольствия, сотни тысяч пар обуви, обмундирования. По железным дорогам прошло свыше 19 млн. вагонов с воинскими грузами. Военными медиками были эвакуированы, излечены и возвращены в строй более 22 млн. человек, в том числе во фронтах до 18 млн. (73 процента) раненых и больных.
     Кроме обеспечения войск, органам тыла приходилось заниматься и оказанием помощи населению освобожденных городов. Для голодающего населения Берлина, Вены, Будапешта, Белграда из ресурсов фронтов в 1944 году и в первой половине 1945 года было безвозмездно передано почти 600 тыс. тонн зернопродуктов, 60 тыс. тонн мясопродуктов, 90 тыс. тонн сахара, 46 тыс. тонн картофеля и овощей.
     С окончанием войны Вооруженные Силы были значительно сокращены. При этом не обошлось, как позже подтвердилось, без ошибок субъективного характера. С 1949 года были ликвидированы «институты» заместителей командующих по тылу, штабы тыла, а ряд служб обеспечения объединялись в «интендантство». Но жизнь опять-таки показала, что богатейший опыт войны игнорировать нельзя. Уже в 1958 году, по настоянию командующих войсками военных округов и следуя решениям всеармейской военно-научной конференции, были восстановлены органы управления Тылом военного времени.
     К тому же в войска стало поступать все больше новых видов и образцов вооружения и техники. По сравнению с минувшей войной техническая оснащенность войск возросла на порядок. Общий расход материальных средств фронта, в сравнении с операциями Великой Отечественной войны, вырос в 10-12 раз и составил до 300-350 тысяч тонн и более за операцию.
     С 1968 по 1975 год организационная структура тыла в оперативном и войсковом звеньях претерпела серьезные качественные изменения. Многочисленные мелкие подразделения были сведены в более крупные, созданы подвижные армейские, передовые и фронтовые базы. В 80-е годы оргструктура всех звеньев Тыла была преобразована по общевойсковому принципу. Фронтовые и армейские подвижные базы материального, технического, медицинского и других видов снабжения преобразованы в бригады, полки, батальоны и роты обеспечения.
     События в Афганистане подтвердили правильность этих преобразований, появился и новый опыт. А вот с началом первой военной кампании в Чечне в 1994 году вновь пришлось наступать на «старые грабли», опять проявились недостатки - в децентрализации тылового обеспечения войск, особенно в вопросах медицинского и транспортного обеспечения.
     - Как на сегодняшний день решается вопрос создания единой системы тылового обеспечения соединений и частей различных силовых министерств и ведомств?
     - В 2001 году выработаны основополагающие документы, поэтапная реализация которых позволит ликвидировать параллельные ведомственные снабженческие и транспортные потоки, дублирование функций по размещению заказов, закупок и содержанию запасов материальных средств, развитию инфраструктуры служб тыла. В конечном счете это даст возможность повысить управляемость и эффективность системы тылового обеспечения войск, независимо от их ведомственной принадлежности, оптимизировать бюджетные расходы на цели обороны и обеспечение безопасности государства.
     - Что конкретно делается в этом плане?
     - Межведомственной комиссией подготовлен «План основных мероприятий по переходу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований к межведомственной унифицированной системе тылового обеспечения». Сегодня, после того как этот документ в феврале с. г. был утвержден распоряжением Правительства РФ, можно констатировать, что мы вступаем в фазу практической реализации мероприятий по созданию этой системы.
     Предполагаемые временные рамки перехода к межведомственной унифицированной системе тылового обеспечения полностью вписываются в этапы военного строительства, которые установлены проектом Основ государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года.
     Работа эта начинается не на пустом месте. Уже сегодня имеются практически готовые элементы создаваемой системы. К ним можно отнести оперативное планирование, содержание в Вооруженных Силах запасов материальных средств для всех войск, однотипность материальных средств общего назначения, единые нормы их расходования, систему подготовки кадров и т. д.
     В рамках совместных приказов прошлого года уже начата апробация в войсках отдельных мероприятий, предусмотренных в Плане. Это касается тылового обеспечения силами и средствами Минобороны России: ФАПСИ, Железнодорожных войск и Спецстроя - на всей территории государства, а Пограничных войск - в ОГВ (с), Республике Таджикистан, Северо-Восточном регионе, на территории Калининградской области.
     На наш взгляд, процесс перехода к межведомственной системе должен носить эволюционный, а не революционный характер. Добавлю также, что при этом необходимо исключить всякие, не просчитанные заранее эксперименты.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker