на главную страницу

29 Июня 2002 года

Армия и общество

Суббота

Притяжение Севера

Сергей ВАСИЛЬЕВ.



     Трудяга УАЗ натужно рычал, фыркал, однако прилежно взбирался по снежному серпантину на крутолобую сопку, где дислоцируется «точка» Кольского соединения противовоздушной обороны, прикрывающая зенитно-ракетным «щитом» не только столицу Северного флота Североморск, но и солидный «ломоть» заполярного края вкупе с Баренцевым морем.
     - …А командир дивизиона гвардии подполковник Каиров — так тот просто снайпер, - рассказывал начальник отдела воспитательной работы соединения полковник Василий Баранов. – Как-то на стрельбах умудрился одной ракетой две мишени завалить. Вышло, что вторая догоняла первую, когда их обеих «накрыл» Владимир Таймуразович. Правда, тогда посредники не поверили в вариант ракетного «дуплета». А так, чем не шикарный факт для той же книги рекордов Гиннесса?
     Каиров… Многолетняя череда командировок подсказывала: наши пути где-то уже пересекались. Однако где? В принципе-то не так уж и часто доводилось работать на «точках». И только когда из казармы навстречу вкатившей на сопку машине вышел коренастый подполковник с гвардейским знаком на груди, как озарило: так ведь Териберка — дремучее побережье Баренцева моря, окольцованное частоколом гранитных скал, боевые пуски «пэвэошников»…
     …В офицерской биографии командира огневого дивизиона С-300ПМ гвардии подполковника Владимира Каирова те стратегические командно-штабные учения были поистине знаменательными. Впервые за время командования дивизионом ему предстояло отражать нападение воздушного противника не имитационным (на тренажере), а фактическим пуском зенитных ракет по реальной мишени.
     На «точку», на побережье у небольшого рыбацкого поселка Териберка, ракетчики гвардейского Невельско-Берлинского зенитного ракетного полка прибыли задолго до начала КШУ. Разбили полевой лагерь, развернули пусковые установки и стали радиолокацией и телеметрией «обживать» нарезанный им участок заполярных небес. Тренировались непрерывно. Отдых – лишь на сон. Ибо цена стрельбы была достаточно высока: личному составу его дивизиона предстояло не только сдать своего рода экзамен на собственную профессиональную зрелость. на карту были поставлены честь и престиж прославленного гвардейского полка гвардии полковника Дмитрия Логинова, одного из лучших среди частей противовоздушной обороны России. Так что, образно говоря, перед лицом грядущего «момента истины» подчиненным Каирова отступать было некуда. На тренировках, работая по имитаторам цели, боевые расчеты перекрывали все мыслимые и немыслимые нормативы по захвату, сопровождению и уничтожению условного противника.
     Под руководством «вооруженцев» гвардии подполковника Владимира Макарова и гвардии капитана Сергея Муравьева подготовили ракетную технику, знаменитые С-300ПМ, выверили – комар носа не подточит. Благо, установки практически новые, лет пять как сошли с заводского конвейера. Что же касается людей, то и здесь полку повезло: после реформирования Кольского соединения, которым командует генерал-лейтенант Сергей Разыграев, он вобрал в себя лучший кадровый состав сокращенных частей.
     И на учениях огневой дивизион не подвел, оправдал возложенные на него надежды. Цель была уничтожена точным залпом, что называется, по-гвардейски: на максимальной дистанции.
     С позиций дивизиона Владимира Каирова «верхний» Североморск – как на ладони. В душе даже шевельнулось чувство стыда: без малого десять лет мимо «точки» езжу в Мурманск и обратно, не подозревая о присутствии, а главное – боевой работе людей, которых однажды уже видел в деле, восхищался качеством исполнения ими огненно-стремительного «соло».
     - Мы же, как те бойцы невидимого фронта, - улыбается Владимир Таймуразович. – Места дислокации «точек» зачастую не предполагают обширного общения с цивилизацией. У меня, к примеру, на предыдущем дивизионе позывной таким и был — «Чернота». За себя говорит. Так что на безызвестность как бы обречены. Да мы не в обиде: было бы небо всегда таким ясным, как сегодня. А за это уже спрос с каждого из нас - персональный…
     И с умудренного опытом десятков лет службы и боевых стрельб командира дивизиона. И с молодого офицера, образца 2000 года, гвардии старшего лейтенанта Сергея Гусарова, начальника расчета, потомственного ракетчика, который считает, что главное в жизни для любого человека, образно говоря, — быть на своей «точке». Он – на своей: зенитной ракетной.
     - И разочарования в службе нет, - рассказывал офицер. – В перспективе планирую поступить в академию. Хотелось бы вырасти до командира такой же части, как наш гвардейский полк. А Заполярье по выпуске выбрал сам. Отец у меня здесь служил на «точке», которая дислоцировалась в Гремихе. Так что, как говорится, возвратился к истокам…
     В тот день в дивизион гвардии подполковника Каирова из Полярного приехал и комполка гвардии полковник Дмитрий Логинов. От штаба сюда – сто с лишним километров: «точка» Владимира Таймуразовича – фланговая. До аналогичного, крайнего подразделения в противоположной стороне – километров двести.
     - Вот и судите о «географии» полка, несущего круглосуточное боевое дежурство, - с хитринкой в голосе резюмировал Дмитрий Дмитриевич. – А зона ответственности – все, что находится в секторах поражения ракетных комплексов.
     …За три с половиной месяца нынешнего года Кольским соединением противовоздушной обороны проведено 12.466 воздушных целей, из которых 46 – боевые самолеты и 38 – самолеты-разведчики сопредельных государств и стран блока НАТО. Зафиксировано пять случаев нарушения воздушного пространства России автоматическими дрейфующими аэростатами. Не один десяток раз авиации ПВО и зенитным ракетным дивизионам соединения объявлялась «боевая готовность номер один».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker