на главную страницу

29 Июня 2002 года

Российское оружие

Суббота

Ноу-хау Петра Васильева

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



     На площадке музея боевой славы федерального государственного унитарного предприятия «Уралтрансмаш» в ряду других боевых машин стоит танк Т-34-85. В мае 1998 года на открытии экспозиции право первым возложить цветы на броню легендарной тридцатьчетверки было предоставлено П. П. Васильеву - одному из создателей лучшего танка второй мировой войны. В июне лауреату Государственной премии СССР Петру Петровичу Васильеву исполнилось 90 лет.
     Свою трудовую деятельность он начал в 16 лет на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна в качестве модельщика. Несколько лет спустя, уже после службы в армии, Васильев вошел в состав того самого КБ, которое возглавлял главный конструктор Т-34 М. И. Кошкин. Именно тогда П. Васильев представил принципиально новый привод управления фрикционами и тормозами с применением сервопружин и шариковых механизмов выключения фрикционов. И помогло ему в этом одно случайное наблюдение.
     На будущей тридцатьчетверке предполагалось установить разработанный ВНИИ-20 и проходивший испытания на танке А-20 пневматический сервопривод. Петр Петрович так вспоминает тот момент: «Механизм был сложный: баллоны, клапаны, воздухораспределители, пневмоцилиндры, одних трубопроводов сколько было... Механизм капризный. То и дело уплотнение где-нибудь нарушается, трубка лопнет, клапан зависнет. Вышел я как-то во двор КБ, стоит А-20, испытатели опять с механизмом возятся, опять у них «воздух в воздух вышел».
     Посмотрел на это дело Васильев, вернулся в цех, встал за кульман. А через три дня на техсовете рассматривался механизм привода выключения главного фрикциона с сервопружиной и шариковым механизмом (с так называемыми «слезками»). Это было настолько удачное решение, что отпала необходимость строительства и организации специального производства по изготовлению пневматического привода. Надежность изделия Васильева оказалась стопроцентной.
     Это конструкторское решение нашло широкое применение в бронетанковой технике. Механизм был признан изобретением, и 10 мая 1941 года Петру Петровичу было выдано авторское свидетельство № 3843. Васильевское ноу-хау вошло во все учебники по конструированию гусеничных машин.
     П. П. Васильевым были разработаны рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста. Под его руководством была создана, установлена в танке Т-34 и успешно испытана огнеметная установка ТО-41. Дальность огнеметания орудия достигала 65 метров, а спецсмесью - до 100. Каждый выстрел уносил в сторону врага до 10 литров жидкостей. В годы войны Уралвагонзаводом было выпущено несколько сот огнеметных танков ОТ-34.
     Конструкторское бюро Васильева проделало работу по отработке конструкции и снижению трудоемкости изготовления отдельных узлов и деталей танка, что в условиях военного времени имело неоценимое значение, способствовало увеличению количества выпускаемых заводами танков. За эту работу он был награжден двумя орденами.
     В послевоенный период Васильев участвовал в компоновке и конструктивной разработке танков Т-43, Т-44 и Т-54. На танках Т-44 и Т-54 впервые в мировом танкостроении была осуществлена посадка механика-водителя на сиденье с переменной высотой: по-боевому - с закрытым люком и по-походному - с открытым. Это положение позволило сократить высоту рабочего места водителя танка в походном положении, а в боевом - не ослаблять передний лист корпуса танка за счет люка, как это было сделано на Т-34. Для танка Т-54 Васильевым была разработана конструкция однотяжной системы управления планетарными механизмами поворота и тормозами с применением механического сервопривода и однокулачковым разделителем, что позволило без применения сервопневмопривода решить вопрос об обеспечении допустимых усилий на органах управления. За создание нового танка Т-43 и постановку его на серийное производство П. Васильеву в 1948 году было присвоено звание лауреата Сталинской премии. Позже Петр Петрович, будучи заместителем главного конструктора на Уралвагонзаводе в Нижнем Тагиле, стал автором и руководителем конструкторских работ по разработке и постановке на серийное производство танка Т-55.
     В 1959 году по решению Свердловского совнархоза Васильев переводится на должность главного конструктора Свердловского завода транспортного машиностроения. После объединения с ОКБ Уралмашзавода работал первым заместителем главного конструктора по серийному производству самоходных шасси. Его идея постановки последующих разработок предприятия на отработанные и хорошо себя зарекомендовавшие базовые танковые узлы нашла воплощение во второй половине восьмидесятых годов при производстве 152-мм самоходно-артиллерийской установки «МСТА-С».
     Сегодня фамилию П. П. Васильева можно встретить в различных изданиях, посвященных танкостроению. Например, «История танка» И. Шмелева, «Конструктор Морозов» В. Листовского и К. Слободина, в книге польского издательства министерства обороны «Uwaga, T-34» Я. Магнуского. Петр Васильев стал одним из героев хроникально-документальной повести Я. Резника «Сотворение брони». На титульном листе подаренного легендарному конструктору танков экземпляра своей книги Резник сделал такую надпись: «Петру Петровичу Васильеву, соратнику Михаила Ильича Кошкина, делившему с ним все творческие муки и радости создания тридцатьчетверки».
     На снимке: П. П. ВАСИЛЬЕВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker