|
Александр МАНУШКИН,«Красная звезда». |
Люди, привыкшие к звучанию известных авиационных марок типа «Су», «МиГ», «Ту», «Ил», «Як», часто не задумываются о том, что великолепные самолеты скрывают в себе массу различных технических устройств, без которых их полеты и нормальная работа экипажей были бы просто невозможны. К числу предприятий, выпускающих такие устройства, несомненно, относится и акционерное общество «Респиратор», расположенное в подмосковном Орехово-Зуеве.
70 лет назад это предприятие было создано для производства кислородных и водолазных приборов, респираторов и ингаляторов. Сегодня ОАО «Респиратор» разрабатывает и производит кислородно-дыхательную аппаратуру для ВВС, средства спасения для ВМФ, кислородные и воздушные аппараты защиты органов дыхания для пожарных, спасателей МЧС, а также медицинскую технику для учреждений Минздрава.
Приборами предприятия была оснащена и трагически погибшая атомная лодка «Курск». С их помощью экипаж мог бы осуществить благополучный выход на поверхность с глубины 100 м, если бы не заклинило ВСК (всплывающую спасательную камеру) АПЛ.
С самого начала своего существования завод «Респиратор» был ориентирован на военную продукцию. Поэтому, когда в1990-х годах государственного оборонного заказа не стало, предприятие оказалось в состоянии банкротства. На предприятии было введено внешнее управление, и его могли пустить с молотка.
Генеральный директор ОАО «Респиратор» Александр Брызгалин понимал, что без «собственного» разработчика, конкурентоспособной продукции и интеллектуальной собственности серийному заводу, чья продукция оказалась невостребованной, не устоять. Начавшиеся переговоры с фирмой «СВ-Инжиниринг» закончились подписанием соглашения о совместной работе, результатом которой стало создание аппарата для пожарных-спасателей АИР-300СВ. Его реализация позволила погасить задолженность по зарплате и даже выплатить рабочим индексацию.
В марте 2000 года Арбитражный суд утвердил мировое соглашение, и процедура банкротства, продолжавшаяся два года, завершилась.
Сейчас ОАО «Респиратор» совместно с ЗАО «ОКБ Респиратор» возобновил разработку и выпуск продукции оборонного назначения. Например, они приступили к созданию бортовой кислорододобывающей установки (БКДУ) нового поколения для самолетов марки Су. Как рассказал корреспонденту «Красной звезды» генеральный директор «Респиратора» Александр Брызгалин, ее принципиальное отличие от серийно выпускаемых систем обеспечения жизнедеятельности экипажей состоит в том, что кислород на борту не находится в баллонах, как это было традиционно, а вырабатывается специальной установкой в процессе полета в автоматическом режиме. Воздух, отбираемый из системы кондиционирования, обогащается до нужных пропорций в зависимости от высоты, характера перегрузок.
Новая бортовая кислорододобывающая установка БКДУ-Р35 (главный конструктор Александр Максимов) создается для полета экипажа в герметичной кабине в штатном режиме. Если на больших высотах произойдет ее разгерметизация, на борту имеется необходимый запас кислорода в двух баллонах. Один из них запускается автоматически, когда система «определяет», что кислорода летчику не хватает, другой находится в катапультном кресле.
БКДУ по сравнению с серийными системами уменьшает вес системы жизнеобеспечения на 50 кг, что очень важно, ведь конструкторы борются за каждый килограмм веса самолета. Кроме того, с тех пор как стало возможной дозаправка истребителей в воздухе, длительность их полета ограничивалась лишь наличием кислорода на борту. Включение в состав бортового оборудования БКДУ вместо кислородных баллонов снимает эти ограничения. Ресурс создаваемой БКДУ - 3.000 часов.
Новая кислородная система предназначена для новых и модернизируемых самолетов поколения «четыре плюс». В ней заложены и технологии для истребителей пятого поколения.
Опытная партия БКДУ, которая сейчас создается, будет состоять из 12 кислорододобывающих установок. После заводских испытаний одну из них установят на борт истребителя Су-27, Су-30 или Су-35.
Все работы по созданию БКДУ ОАО «Респиратор» ведет в тесном контакте с АВПК «Сухой» и ОКБ «Сухого» за счет собственных средств. В 2002 году на эти цели предусмотрено израсходовать 5-7 млн. рублей, в 2003 году - примерно столько же. Соразработчиками «Респиратора» в создании БКДУ являются фирмы «Марс» (Москва), «Химавтоматика» (Москва) и «Экситон» (Павловский Посад).
Не менее интересен и разработанный и серийно выпускаемый на «Респираторе» изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М. Он используется в составе спасательного снаряжения экипажей АПЛ и предназначен для обеспечения дыхания подводников при выходе их из подлодки методом свободного всплытия и выходе по буйрепу. Дополнительно аппарат может быть использован как средство временного поддержания жизнедеятельности личного состава в отсеках подлодки при повышенном давлении и температуре окружающей среды до 50 градусов. Аппарат изолирует органы дыхания от окружающей среды и работает по замкнутой схеме с регенерацией выдыхаемой смеси.
Как подчеркнул гендиректор «Респиратора» Александр Брызгалин, в планах предприятия - новые разработки для ВВС, ВМФ и других силовых структур.
На снимке: изолирующий дыхательный аппарат ИДА-59М для подводников.
|