на главную страницу

2 Июля 2002 года

Армия и общество

Вторник

РЕФОРМЫ ВО ИМЯ ЧЕЛОВЕКА

На вопросы «Красной звезды» отвечает член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Игорь Морозов

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



     Визитная карточка
     Морозов Игорь Николаевич родился 10 декабря 1956 г. в станице Змейской Кировского района Северо-Осетинской АССР. Окончил Московское суворовское военное училище, Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР, Краснознаменный Институт КГБ СССР им. Ю.В. Андропова. С 1978 по 1994 год проходил службу в рядах Службы внешней разведки, полковник запаса. Кандидат юридических наук, профессор.
     В верхней палате парламента является представителем от Рязанской областной Думы. Первый заместитель председателя Комиссии Совета Федерации по информационной политике, член Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению.

     

     - Игорь Николаевич, недавно в Рязани прошел «круглый стол» «Военная реформа – социальный аспект», в работе которого приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Рязанской областной Думы, командиры воинских частей, дислоцированных в регионе. Чем вызвана необходимость его проведения?
     - В Рязани мы хотели, что называется, сверить часы – военная реформа как составная часть реорганизации всей военной системы государства должна, по моему мнению, проводиться не ради реформы как таковой, а ради людей. Вот мы и решили послушать, что думают сами военные по этому поводу. И разговор – честный и открытый – состоялся.
     - Уверен, к законодателям у людей в погонах накопилось немало вопросов.
     - Одна из серьезнейших сегодняшних проблем – обеспечение военных крышей над головой. Безусловно, наличие собственного жилья, его размеры и качество прямым образом влияют на возможности выполнения военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, своих должностных обязанностей. Поэтому вызывает озабоченность низкий уровень обеспеченности семей военнослужащих жильем. Положение в этой сфере можно назвать закритическим. Создание различных государственных жилищных программ, организационно-накопительных фондов и других механизмов не дало желаемых результатов. Право военнослужащих на бесплатное жилье от государства после 10 лет службы заменено правом получения государственного жилищного сертификата.
     Как известно, за последние годы принималось несколько государственных жилищных программ, однако результаты их вряд ли кого-то могут порадовать. Так, на настоящее время только по Министерству обороны нуждаются в жилой площади 168 тысяч семей военнослужащих.
     Но самая большая беда в том, что сегодня военные люди стоят в жилищной очереди более 10 лет (в 70-х годах офицер или прапорщик получал жилье через год). Расчеты показывают, что если не изменить сложившееся положение, для обеспечения их квартирами понадобится 50-60 лет. То есть многие из сегодняшних очередников могут просто не дождаться своего жилья.
     - От этих слов веет какой-то полной безнадегой. Неужели военные так и не увидят свет в конце этого тоннеля?
     - Для решения жилищной проблемы необходимо в кратчайшие сроки увеличить количество вводимого в эксплуатацию жилья. Если сдача 32 тысяч квартир в год позволяет не допустить увеличения очереди на жилье, то выделение ежегодно 50 тысяч квартир решит проблему в течение 5 лет.
     Надо честно признать - в ближайшие годы нам не удастся обеспечить всех военнослужащих постоянным жильем. Тем не менее определенные шаги к решению жилищной проблемы предпринимаются уже сейчас. Так, в текущем году за счет строительства и реализации программы «Государственные жилищные сертификаты» Министерство обороны предполагает получить более 30 тысяч квартир. Кроме того, разрабатываются нормативные правовые акты, позволяющие начиная с 2003 года перейти на систему накопительного жилищного страхования военнослужащих. Это, понятно, не прорыв, но все же поступательное движение вперед.
     - Военные и члены их семей частенько высказывают недовольство уровнем медицинского обеспечения. Как обстоят дела на этом фронте?
     - Общая численность граждан, имеющих право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях, льготное обеспечение санаторно-курортным лечением и медикаментами составляет более 6 млн. человек. В основном это военные пенсионеры, то есть лица старшего и пожилого возраста. Доля военнослужащих кадра составляет около 20 процентов. К сожалению, ресурсная база не позволяет оказать медицинскую помощь всем гражданам, имеющим на то законодательное право. Коечная сеть военных госпиталей позволяет обеспечить стационарной медицинской помощью только военнослужащих. Возможности по обеспечению офицеров, уволенных с военной службы, не превышают 40 процентов, членов семей – 20 процентов. Ежегодно санаторными путевками можно удовлетворить лишь 7 процентов лиц, которые имеют право на санаторное лечение в военных здравницах.
     Что в этом направлении нужно сделать? Осуществлять целенаправленное бюджетное финансирование военной медицины с учетом реального объема ее работы, величины и структуры обслуживаемых контингентов. Реализовывать мероприятия, направленные на строительство новых и реконструкцию имеющихся лечебно-профилактических и реабилитационных учреждений военно-медицинских служб. И, наконец, оснащать военно-медицинские учреждения современным оборудованием, техникой и имуществом.
     - В последнее время много говорят о медико-психологической реабилитации участников боевых действий.
     - Анализ медицинского обеспечения военнослужащих – участников боевых действий свидетельствует, что из всего числа раненых и больных около 20 процентов нуждаются в проведении мероприятий медицинской реабилитации. Об этих людях государство просто не имеет права забывать. Думаю, пришло время проработать вопрос о создании государственной системы медико-социальной и медико-психологической реабилитации участников войн и локальных конфликтов.
     - Игорь Николаевич, говоря о социальных проблемах армии, нельзя не вспомнить о вопросе интеграции в гражданское общество увольняемых в запас военнослужащих. Есть ли здесь сложности?
     - Конечно. Как правило, военнослужащие к моменту увольнения теряют навыки по гражданским специальностям, которые они получили после окончания военных образовательных учреждений, а специальности, получаемые бывшими военнослужащими после прохождения профессиональной переподготовки, зачастую остаются невостребованными на рынке труда. Ситуация осложняется также отсутствием возможности трудоустройства жен военнослужащих и других трудоспособных членов семей. По данным мониторинга, не имеют возможности трудоустроиться треть жен военнослужащих, при этом 22 процента из них в соответствии с законодательством не имеют права на компенсационное пособие. К этому стоит добавить, что до сих пор не в полной мере реализуются требования Федерального закона «О статусе военнослужащих» в части, касающейся предоставления органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях.
     Тут большие надежды возлагаются на принятую Правительством Российской Федерации в октябре 2001 года государственную программу социальной адаптации военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил, рассчитанную на 2002 - 2005 годы. Вполне закономерно также встает вопрос о совершенствовании всей системы социальной защиты военнослужащих – нужны новые законы, новые гарантии по соблюдению прав и свобод военнослужащих. Не вызывает сомнения, что этому вопросу нужна государственная поддержка, а также комплексная федеральная программа по повышению социального статуса военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
     - В чем видится вам главная задача парламентариев?
     - Нам предстоит огромная работа, результатами которой должны стать не популистские и поспешные решения, ломающие судьбы тысяч российских граждан, а законодательно закрепленные реальные социальные гарантии военнослужащим, военным пенсионерам, членам их семей. Жизненно необходимо, чтобы государство не только обозначило, но и реализовало приоритетное отношение государства к «человеку в погонах» и в целом к Вооруженным Силам как социально значимому институту укрепления государственных основ России.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker