на главную страницу

2 Июля 2002 года

Армия и общество

Вторник

Амурские корабелы просят поддержки

Анатолий СОЛНЦЕВ.



     «Красная звезда» не раз поднимала проблемы предприятий оборонно-промышленного комплекса на Дальнем Востоке. Очевидно, что потенциал дальневосточной «оборонки» не может быть сохранен без внимательного отношения государства к этому «медвежьему углу» России. Между тем непредвзятый анализ тенденций развития геополитической ситуации на планете однозначно свидетельствует, что именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе будут разыгрываться важнейшие мировые события первой половины XXI века, а следовательно, нашему государству целесообразно выстраивать свою экономическую политику с учетом значения российского Дальнего Востока в системе национальной безопасности.
     К сожалению, в реальной жизни насущные потребности этого региона остаются по-прежнему без внимания центра. Одно из свидетельств тому – ситуация вокруг Амурского судостроительного завода, трудовой коллектив которого был вынужден обратиться на днях к Президенту Российской Федерации с просьбой о помощи (полный текст обращения «Не просим дотаций — просим поддержки» опубликован 28 июня с.г. в «Российской газете»). В пятницу на предприятии состоялся многотысячный митинг, на котором было собрано более четырех тысяч подписей в поддержку обращения.
     В открытом письме, подписанном председателем профсоюзного комитета завода Василием Савватеевым и членом Совета ветеранов войны и труда, лауреатом Ленинской премии СССР, кавалером орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Юрием Кучминым, отмечается, что на предприятии возникли проблемы в связи с позицией Российского агентства по судостроению. Речь идет о подходе Россудостроения к решению вопросов сохранения производственного и кадрового потенциала основных предприятий отрасли. Отсутствует, отмечают авторы обращения, разумное распределение экспортных заказов между основными предприятиями отрасли, что не может обеспечить выполнение государственной задачи возрождения отечественного судостроения, определенной Морской доктриной Российской Федерации.
     Амурский судостроительный завод - градообразующее предприятие города Комсомольска-на-Амуре - было создано в 1936 году как центр подводного кораблестроения Дальнего Востока. Его строительство диктовалось экономическими и военными интересами государства, которые сохраняют свое значение до сих пор. На заводе за годы его существования были построены около 100 атомных и дизельных подводных лодок.
     В 90-е годы, когда гособоронзаказ практически отсутствовал, руководству завода удалось сберечь квалифицированные кадры, не утратить военные технологии, сохранить производственно-техническое оборудование. Тем самым созданы все условия для выполнения предприятием новых государственных заказов.
     Заслуги коллектива в сохранении завода неоднократно подтверждались выводами комиссий, которые работали на предприятии. Положительное заключение о состоянии Амурского судостроительного завода и его возможности выполнить экспортный заказ по строительству кораблей сделано межведомственной комиссией в октябре 2001 года. Завод определен головным исполнителем ремонта подводных лодок Тихоокеанского флота и экспортных контрактов.
     Поэтому в трудовом коллективе с энтузиазмом восприняли известие о решении Правительства РФ разместить на предприятии экспортные заказы. Их выполнение позволило бы возродить «оборонный» потенциал предприятия и связанные с ним высокие технологии, квалифицированные кадры. Однако последующее развитие ситуации, широко освещенное в средствах массовой информации, вызвало непонимание и возмущение у многотысячного коллектива предприятия, ветеранов-корабелов, общественности города Комсомольска-на-Амуре. Им стало известно о решении коллегии Россудостроения лишить Амурский судостроительный завод экспортных заказов, передав их другому предприятию. Это побудило дальневосточников обратиться к главе государства.
     Создалась ситуация, указывается в обращении корабелов Комсомольска-на-Амуре, «когда Россудостроением завод вычеркнут из списка «живых». Складывается мнение, что в Россудостроении то ли считают российский Дальний Восток уже потерянным для страны, то ли верх берут дружеские связи по прежнему месту работы генерального директора Россудостроения. Одно несомненно - протекционизм для Российского агентства по судостроению важнее сохранения дальневосточного потенциала «оборонки»...
     До недавнего времени, отмечается далее в обращении, не было ни одного случая, когда бы после решений соответствующих государственных органов об исполнении экспортного заказа и выполнения работ по подготовке производства агентство, несмотря на понесенные исполнителем затраты, резко меняло бы свою точку зрения.
     Государственный контракт на поставку кораблей и договор на их строительство уже подписаны. Чем же обусловлено такое спешное изменение позиции? «Обычно так поступают, когда хотят погубить завод, прикрываясь необходимостью выполнить другую государственную задачу, прибегая к необъяснимым некорректным докладам в Правительство РФ, - с горечью пишут представители Амурского судостроительного завода. - Нас удивляет однобокость «государственности» Россудостроения в сторону Северо-Западного региона при острой необходимости выполнения государственной задачи сохранения промышленного потенциала Дальнего Востока, обеспечения боевой готовности Тихоокеанского флота. Ведь завод является базовым предприятием по ремонту, модернизации и обеспечению технической готовности кораблей Тихоокеанского флота, и его развитие напрямую связано с паритетом сил на Дальнем Востоке».
     Коллектив дальневосточного предприятия просит не финансовых средств и дотаций, а государственной поддержки путем сохранения на заводе экспортных заказов. Высказывается также просьба к главе государства «создать комиссию не из заинтересованных ведомств, а из контрольных органов, представляющих интересы России, для тщательной оценки действий Россудостроения по данному вопросу».
     Сам факт публикации письма в печатном органе Правительства Российской Федерации свидетельствует о сложной и неблагополучной ситуации в отечественном судостроении. Остается верить, что здравый смысл и государственный подход все же восторжествуют и удастся найти мудрое решение, позволяющее сохранить экономический и оборонный потенциал российского Дальнего Востока. О развитии ситуации «Красная звезда» будет рассказывать.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker