на главную страницу

2 Июля 2002 года

Пульс планеты

Вторник

Киргизия: базы в обмен на стабильность

Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».



Киргизия переживает непростые времена. Темпы развития экономики не столь высокие, как хотелось бы, а с марта республика оказалась еще и в обстановке высокого политического напряжения. Оно вызвано перманентными действиями оппозиции, которая стремится по сути столкнуть страну в пучину гражданской войны. В этих условиях киргизское руководство принимает активные шаги по стабилизации ситуации в республике. Одним из них, очевидно, является иностранное военное присутствие.

     Новые партнеры
     

     Как заявил некоторое время назад председатель парламентского комитета по государственной безопасности Киргизии бывший первый заместитель министра обороны Исмаил Исаков, республика не в состоянии самостоятельно противостоять угрозам международного терроризма, религиозного экстремизма и организованной наркопреступности. «В этой борьбе республике могут помочь прежде всего сверхдержавы», - отметил Исаков. По его словам, Россия неоднократно могла развернуть в Киргизии собственные военные базы, но она слишком занята решением своих внутренних проблем. «Поэтому надо быть благодарными за поддержку в этой борьбе США. Нынешнее военное сотрудничество Киргизии и США является правильным выбором руководства республики», - заявил парламентарий.
     Вопрос для киргизских руководителей лишь в том, насколько длительным может быть пребывание на территории республики иностранных войск, которые прибыли туда для проведения антитеррористической операции в Афганистане. По словам секретаря Совета безопасности Киргизии Мисира Ашыркулова, подразделения американских военнослужащих могут остаться в республике на достаточно долгий срок. В то же время глава внешнеполитического ведомства Киргизии Муратбек Иманалиев высказался против постоянного военного присутствия США в республике. Он также заявил, что не все соседние страны одобряют решение Киргизии о размещении на своей территории коалиционных сил. В частности, Тегеран недоволен таким положением, о чем говорилось на недавних переговорах в Бишкеке руководителей МИД Ирана и Киргизии.
     Вместе с тем, как показывают события, в последние месяцы киргизско-американские контакты в военной области существенно активизировались. В мае в Бишкеке с визитом побывал министр обороны США Дональд Рамсфелд. Глава Пентагона обсуждал с киргизским руководством наряду с другими вопросами и условия продления соглашения об американском военном присутствии на территории страны. Оно было ратифицировано в декабре 2001 года сроком на 1 год. По условиям соглашения, если США решат остаться на базе в Бишкеке более одного года, то они должны поставить в известность руководство Киргизии за 180 дней до окончания срока действия договора. То же самое касается и союзников США по антитеррористической коалиции.
     Совершенно очевидно, что иностранное военное присутствие приносит Бишкеку немалые финансовые средства. По словам министра транспорта и связи Киргизии Кубанычбека Жумалиева, иностранные вооруженные силы оплачивают аренду и использование технического оборудования - в среднем 300 долларов США на каждую взлет-посадку военного самолета коалиции. За саму же взлет-посадку каждого военно-транспортного самолета весом до 300 тонн страны коалиции платят около 7 тысяч долларов США. Всего же с 16 декабря 2001 по март 2002 года антитеррористическая коалиция выплатила за услуги аэропорта Манас и аэронавигационной службы около 1 млн. 300 тысяч долларов США.
     Министерство транспорта Киргизии поставило вопрос перед командованием иностранной военной базы о компенсации за ремонт автотрассы Бишкек - аэропорт Манас в размере 3,5 млн. долларов США. Данное решение вызвано тем, что с декабря 2001 г. по март 2002 г. по автотрассе было перевезено много строительных материалов для обустройства базы, в связи с чем асфальтовое полотно получило значительные повреждения.
     Бывший командующий группировкой антитеррористических сил в Киргизии генерал Кристофер Келли (ныне командующим является бригадный генерал Уэйн Ллойд) заявил, что с 16 декабря 2001 года по 1 марта 2002 года общие расходы коалиционных сил составили в Киргизии свыше 8 млн. долларов США. По словам генерала, деньги тратятся на приобретение товаров и услуг, в том числе на авиатопливо, мебель, компьютеры, оплату сборов за посадку и вылет самолетов коалиции, наем местных рабочих, переводчиков, а также приобретение ряда продовольственных товаров.
     Примечательно, что в начале апреля в Бишкеке также побывал глава Всемирного банка Джеймс Вульфенсон. На его встречах с президентом Киргизии Аскаром Акаевым и премьер-министром страны Курманбеком Бакиевым обсуждались вопросы осуществления реформ, необходимых для сокращения бедности населения и устойчивого развития Киргизии. По официальным данным, Всемирный банк наряду с Международным валютным фондом является одним из самых крупных кредиторов Киргизии, внешний долг которой сейчас составляет около 1,5 миллиарда долларов США.
     

     Иностранное военное присутствие расширяется
     

     Ныне на авиабазе «Ганси», размещенной на территории гражданского аэропорта Манас (в 30 километрах от Бишкека), находятся около 2 тысяч военнослужащих из 12 стран мира, в том числе из Австралии, Дании, Испании, США, Франции и Южной Кореи. В их распоряжении 12 истребителей «Хорнет» и «Мираж-2000», несколько самолетов-заправщиков и военно-транспортных самолетов. Главное достоинство аэропорта - взлетно-посадочная полоса, которая позволяет принимать самолеты практически любого класса, в том числе тяжелые транспортные машины.
     Находящиеся в Киргизии в составе антитеррористических сил военнослужащие США осуществляют регулярное вооруженное патрулирование 5-километровой зоны вокруг своей базы. Несмотря на то, что это делается по договоренности с местными властями и киргизским правительством, некоторые жители близлежащих деревень довольно настороженно относятся к вооруженным американским солдатам. Как отмечают местные жители, если американцы - гости, то почему они с оружием? Однако, по словам того же Кристофера Келли, американские военные по этому поводу «не получали отрицательных отзывов от населения вблизи базы».
     «Киргизия не имеет выхода к морям и океанам, поэтому мы всегда мечтали, чтобы Манас стал транзитным портом между Европой и Азией. Думаю, что американские, испанские и французские летчики делают прекрасную рекламу нашему аэропорту», - говорят киргизские политики. В то же время размещенные в международном аэропорту Бишкека Манас силы антитеррористической коалиции, как сообщала газета «Вечерний Бишкек», создают проблемы в его работе. В подтверждение газета приводит многочисленные факты вмешательств американских военных в дела служб аэропорта. В этой связи рассматривалась возможность использования другого киргизского аэродрома. В конце марта делегация командования контингента антитеррористических сил в Киргизии посетила военный аэродром в городе Канте, расположенный в 30 километрах восточнее Бишкека, и изучила возможность его использования в рамках антитеррористической операции в Афганистане. Однако после осмотра аэродрома специалисты пришли к выводу, что для его реконструкции потребуется много времени, а это «неприемлемо с точки зрения сжатости сроков проведения операции». Но, по-видимому, их останавливает другая причина – подсчитано, что на проведение восстановительных работ понадобится около 300 млн. долларов.
     Вместе с тем вопрос об использовании данного аэродрома пока остается открытым. Тем более что вопрос о постепенном переводе военной базы коалиции из гражданского аэропорта Манас на военный аэродром в городе Кант был ранее инициирован киргизскими парламентариями. Депутаты также рекомендовали правительству рассмотреть вопрос об увеличении квоты местного гражданского персонала, обслуживающего базу. Военные эксперты группировки международных сил посетили также с целью возможного использования в дальнейшем аэродром в городе Токмаке, находящийся в 60 километрах восточнее Бишкека. В прежние времена там проходили обучение летному делу представители более двадцати стран соцлагеря. После распада СССР аэродром практически не эксплуатировался.
     

     Сотрудничество по всем азимутам
     

     Огромное внимание Бишкек уделяет и другим направлениям военных связей с зарубежьем. Так, в ходе вышеупомянутого визита министра обороны США Дональда Рамсфелда на его переговорах с министром обороны Киргизии генерал-полковником Эсеном Топоевым обсуждался вопрос военно-технического сотрудничества двух стран. Еще в январе сего года Киргизия и США подписали план военного сотрудничества на 2002-2003 годы. А уже в феврале в соответствии с данным документом в пригороде Бишкека состоялись совместные киргизско-американские военные учения «Бэлэнс найт», на которых военнослужащие двух стран отрабатывали тактику ведения боевых действий в горной местности и взаимодействие в операциях по борьбе с террористическими формированиями.
     Сотрудничество Киргизии в военной и военно-технической областях развивается не только с США. Так, в начале июня в Бишкеке побывала министр обороны Франции Мишель Альо-Мари. В ходе визита она заявила, что Франция израсходовала 7 млн. евро на обеспечение своего воинского контингента, базирующегося на военной базе в бишкекском международном аэропорту Манас. Она сообщила, что сейчас на военной базе близ Бишкека размещено 450 французских солдат, которые занимаются техническим обслуживанием и приемом французской боевой авиации.
     28 мая между двумя министерствами обороны был подписан план совместного военно-технического сотрудничества на 2002 год. Этот план предусматривает оказание Францией военно-технической помощи вооруженным силам Киргизии, а также обучение киргизских офицеров на безвозмездной основе в первую очередь французскому языку. Как отметила в этой связи министр обороны Франции, 4 июня в Бишкек прибыла первая партия гуманитарной помощи от французского военного ведомства, которая будет передана киргизским вооруженным силам. Груз включает в себя военное снаряжение и оборудование для тылового обеспечения.
     Заинтересованность в оказании помощи вооруженным силам Киргизии выразили также Турция, Германия и Китай. Так, Турция высказалась за оказание безвозмездной военно-технической помощи вооруженным силам Киргизии на 1,1 млн. долларов США. Соответствующее соглашение было также подписано 13 марта министром обороны Киргизии Эсеном Топоевым и начальником генерального штаба турецкой армии Хусейном Кыврыкоглу. По сведениям из различных источников, Турция на эти средства поставит в Киргизию средства связи и обмундирование для военнослужащих. По словам начальника генштаба вооруженных сил Турции, его страна начала оказывать военно-техническую помощь киргизской армии в 1999 году. С тех пор в общей сложности Турция оказала вооруженным силам Киргизии безвозмездную помощь на 3,5 млн. долларов США.
     Предоставить военно-техническую помощь пообещала также Германия. Как сообщил госсекретарь Киргизии Осмонакун Ибраимов, речь идет о некоторых видах вооружений, необходимых армии для успешной и длительной борьбы с международным терроризмом.
     В свою очередь Пекин окажет помощь вооруженным силам Киргизии на 10 миллионов юаней (примерно 1,2 миллиона долларов). Соответствующее соглашение было подписано 15 марта в Бишкеке министром обороны Киргизии Эсеном Топоевым и заместителем начальника Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая Сюн Гуанкаем.
     

     Старый друг лучше…
     

     Вместе с тем Бишкек продолжает активное многовекторное сотрудничество с Москвой. Как заявил президент Киргизии Аскар Акаев, «Россия была, есть и будет основным стратегическим партнером» республики. В том числе в рамках Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества, Шанхайской организации сотрудничества. По мнению Аскара Акаева, «идущая из Москвы помощь помогла преобразовать републику», вывела ее «на современный уровень». «Каждый раз, когда у нас возникали трудности, мы обращались за помощью к России и получали ее», - отмечает президент Киргизии в своей книге «Памятное десятилетие».
     В свою очередь министр обороны России Сергей Иванов во время своего недавнего визита в Бишкек подчеркнул, что западное присутствие в Киргизии не отразится на укреплении союзнических отношений между нашими странами в оборонной сфере, так как «Россия не собирается использовать Киргизию как арену каких-либо противоборств». Тем более что «здесь наши союзники по ДКБ и участники антитеррористической коалиции по сути ведут одну работу», заявил российский министр обороны. В ходе переговоров со своим киргизским коллегой Эсеном Топоевым он обсудил вопросы развития двустороннего сотрудничества, использования трех российских военных объектов в Киргизии и статуса российских военнослужащих.
     До конца 2002 года Киргизия также получит от России военно-техническую помощь на сумму 6 млн. сомов ($1 - 46,5 сома). Сообщая об этом в прошедшую пятницу на брифинге, министр обороны Киргизии Эсен Топоев подчеркнул, что «высокий уровень киргизско-российского военного сотрудничества подтвержден в ходе недавнего официального визита в Бишкек министра обороны России Сергея Иванова». По словам Топоева, российская сторона оказывает существенную помощь, в частности войскам ПВО Киргизии, которые входят в состав Объединенной системы ПВО стран СНГ, помогает готовить кадры для вооруженных сил республики. Сейчас в их составе служат около 700 офицеров, которые в разные годы обучались в военных вузах России.
     Необходимо также отметить, что 23 апреля в Бишкеке Константин Тоцкий и Эсен Топоев подписали протокол о развитии сотрудничества по пограничным вопросам между ФПС РФ и Минобороны Киргизии. Как заявил тогда директор ФПС Константин Тоцкий, Федеральная пограничная служба России окажет Киргизии поддержку и содействие в формировании самостоятельной пограничной структуры, создание которой планируется к 2003 году. Ныне погранвойска и другие пограничные службы Киргизии входят в состав министерства обороны и службы национальной безопасности. Следует напомнить, что именно Россия в 1999 году, когда киргизские вооруженные силы вели бои с бандами международных террористов, пришла на помощь републике посредством оказания военно-технических поставок. В этой связи российская сторона предоставила Киргизии военно-техническую помощь на сумму в 770 тысяч долларов, основу которой составили средства связи и охранное оборудование для модернизации киргизско-китайской и киргизско-таджикской границ.
     В прошедшую пятницу Государственная Дума ратифицировала Соглашение между правительством РФ и правительством Киргизской Республики об урегулировании задолженности Киргизии перед Россией. Оно закрепляет согласие России предоставить Киргизии как одной из беднейших стран СНГ более глубокую реструктуризацию внешней задолженности на льготных условиях. Соглашение подготовлено на основе принципов деятельности Парижского клуба и предусматривает урегулирование части задолженности Киргизии перед Россией в общей сумме около 59,34 млн. долларов. Погашение этой задолженности будет производиться в течение 15 лет равными полугодовыми долями.
     Что касается самой Киргизии, то она активно участвовала и в создании Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР), которые созданы в рамках ДКБ стран Содружества. Не случайно именно в Бишкеке находится Объединенный штаб КСБР. Ярким свидетельством огромной роли республики в обеспечении безопасности южных границ СНГ стали прошедшие в апреле на территории Киргизии и Казахстана совместные командно-штабные учения «Южный щит Содружества-2002», на которых отрабатывалось проведение совместных контртеррористических операций. Причем подобные мероприятия проводятся периодически.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker