на главную страницу

3 Июля 2002 года

Армия и общество

Среда

На информационной диете

Наиль ГАФУТУЛИН, "Красная звезда".



"Красная звезда" каждую подписную кампанию ставит вопрос о более оптимальном определении приоритетов в финансировании войск и учете важности своевременного и полного информирования военнослужащих. Но, судя по результатам коллективной подписки на второе полугодие, ситуация не улучшается, а в ряде регионов продолжает ухудшаться.

Подполковник Сергей Бурдинский, заместитель командира радиотехнической части по воспитательной работе из СибВО, в письме в редакцию пишет: "За 26 лет службы впервые столкнулся со столь небрежно - другого слова не подберу - профинансированной подписной кампанией. Увы, последние годы вообще не радовали нас в этом отношении. Но такого, чтобы на объединение выделялась всего треть запрошенных на коллективную подписку денег, еще не было. У себя в радиотехнической бригаде мы все силы приложили к тому, чтобы перекрыть этот поистине нищенский показатель. Что называется, правдами и неправдами вышли почти на 80 процентов от необходимого по "коллективке". Иначе просто нельзя. Специфика такова, что наша часть состоит почти из двадцати отдельных подразделений, разбросанных на территории более двух тысяч километров. Места дислокации - такие медвежьи углы, где, кроме тех самых "коллективных" экземпляров "Красной звезды", других военных изданий, солдаты и сержанты не видят больше ничего".
К сожалению, информационная работа с военнослужащими, организация их культурного досуга продолжают финансироваться по известному с советских времен "остаточному" принципу. Известно, что проблем в "военном хозяйстве" накопилось за 90-е годы множество. Но очевидно и значение информирования военнослужащих, идейной мотивации их службы. Очевидно, что никакая индивидуальная воспитательная работа не может компенсировать недостатки в своевременном поступлении информации, тем более что и сами воспитатели находятся на "голодном пайке". Все же разговоры об использовании возможностей телевидения - от лукавого, если принять во внимание, что сегодня вносят в массовое сознание многие телевизионные передачи.
В этом отношении показательно мнение многих офицеров ДВО, с которыми беседовал наш постоянный корреспондент по Дальневосточному военному округу подполковник Дмитрий Карпов. Они подтверждают, что дефицит информации в войсках действительно имеет место. Нормативы подписки сжаты до предела. А между тем информационное обеспечение - не менее важный вид довольствия, чем, скажем, вещевое, продовольственное или денежное. Подтверждением тому - тот факт, что в последние годы даже родился термин - информационная война. В истории можно найти немало примеров, когда благодаря умело направленной информации (или дезинформации) противник брал города, выигрывал сражения, деморализовывал противоборствующую сторону. Все это говорит о том, что нормальную учебно-боевую деятельность современной армии, округа, части нельзя представить без должного информационного обеспечения, а следовательно, и соразмерных затрат на него".
О войне вспоминает и начальник отдела управления воспитательной работы СибВО полковник Михаил Янин: "Силу и авторитет печатного слова я впервые познал молодым замполитом роты в Афганистане. Разве забудешь, как мы, офицеры, наши подчиненные ждали свежих газет из-за "ленточки". Не забыть и того, насколько регулярно и в полном объеме приходили они в войска. Да, то было на войне. И газеты были частью партийно-политической работы. Но разве сейчас роль воспитания солдат стала меньше? Нисколько. Не меньшим остается для любого из нас и пример "центра". Так что нынешнее положение дел с финансовым обеспечением подписной кампании надо менять в корне. Тогда и за индивидуальную подписку спрашивать будет проще... И честнее".
Ситуация в Приволжско-Уральском военном округе, к сожалению, не отличается в лучшую сторону. "Количество экземпляров военных изданий, в том числе и газеты "Красная звезда", в войска округа с каждым годом поступает все меньше, - информирует редакцию начальник управления воспитательной работы ПУрВО генерал-майор Виктор Батмазов. - И дело не в том, что военнослужащие "разлюбили" армейские СМИ. Напротив, читатели в погонах остаются верны "Красной звезде", другим военным газетам и журналам. Но так уж выходит, что денежных средств в войска на проведение коллективной подписной кампании поступает не только меньше желаемой суммы, но и меньше ранее выделявшегося лимита. Например, на второе полугодие в ПУрВО поступило лишь шестьдесят процентов от суммы, предназначавшейся на подписную кампанию первого полугодия 2002 года. Так что распределять поступившие средства по воинским частям, гарнизонам и вузам округа было проблематично".
Видимо, требуют пересмотра и сами нормы коллективной подписки, ибо с точки зрения научного подхода к организации информирования военнослужащих они явно недостаточны. Тем более что младшие офицеры не в состоянии оплачивать индивидуальную подписку на военную периодику. На это прямо указывают наши читатели. Старший лейтенант Алексей Николаев из Санкт-Петербурга тоже пишет об этом. "Казалось бы, где как не в армии, можно проводить воспитательную работу с молодежью: личный состав всегда рядом, его легко собрать, выделено специальное время. Но сегодня нельзя работать по старинке, используя только одни лишь беседы. Что можно предложить? Телевизоры старые, да и хотелось бы их иметь побольше, видеомагнитофон - редкость, книжный фонд библиотек почти не пополняется. Одна надежда на военные издания, но и их до роты-батальона доходит мизер. Одна "Красная звезда" на несколько десятков человек! Ну и как прикажете читать? Завести подшивку? А потом к ней в очередь?
Самое обидное, что солдаты и сержанты с удовольствием почитали бы военные издания, которые помогают нам, офицерам, воспитывать патриотизм, уважительное отношение к истории и традициям, вообще приводить в порядок сумятицу, царящую сегодня в головах у молодых людей. Но с такими нормами на подписку и с выделением средств (в каждую подписную кампанию - как в бой!) трудно рассчитывать на то, что родная военная пресса станет должным помощником. А вакуума в сознании, как известно, не бывает: читают сомнительные детективы, "желтые" газеты и журналы, да и телепередачи зачастую "воспитывают наоборот". Получается, что мы вынуждены не наступать, а из года в год обороняться - средств подняться в атаку как не было, так и нет".
Особенно остро эта проблема стоит в воинских подразделениях, дислоцированных за пределами России. Врио начальника отдела воспитательной работы Группы российских войск в Закавказье подполковник Олег Андрейченко считает, что, если бы каждый военнослужащий имел возможность взять в руки свежий номер "Красной звезды", в большинстве случаев состояние тревожности, неопределенности, связанное с появлением в выходящих на русском языке грузинских СМИ слухов и домыслов о пребывании наших войск, удалось бы избежать. Кстати, странно, что еще никто из грузинских пропагандистов не догадался бесплатно подписать наши воинские части на местные газеты. Победа в информационном противостоянии, ни для кого не секрет, что оно существует, была бы достигнута моментально. Тем более что противопоставить с нашей стороны практически нечего. Заместитель командира полка по воспитательной работе дислоцированной в Ахалкалаки 62-й российской военной базы подполковник Вадим Хливненко рассказывает, что "Красная звезда" по коллективной подписке к ним приходит с двух-трехнедельным опозданием в количестве четырех экземпляров на полк.
Информационное обеспечение наших военнослужащих за рубежом не на высоте. А на традиционный вопрос: "А как у них?", отвечает в своем письме прапорщик Олег Семенов: "В Боснии и Герцоговине, где я проходил службу в составе миротворческих сил, каждое утро на американской базе начиналось с пачек газет у входа в столовую. Их брали и читали. А еще на базе работало свое радио, принимался по спутниковым антеннам военный канал телевидения, специально созданный для военнослужащих США в Европе. А мы... Мы в лучшем случае получали почту два раза в месяц с "бортами". Понять это еще хоть как-то можно было, ну не могли наши самолеты летать туда чаще. И вот я в России. А что изменилось? Да ничего. Нет армейской прессы в части - и все тут. Только в библиотеке. Но на подшивки военных журналов, "Красной звезды" и окружной газеты страшно смотреть. Ведь все офицеры и прапорщики используют эти издания для подготовки к занятиям, втихаря превращая их в дырки от вырезок. Я всего лишь прапорщик. Поэтому и прошу объяснить мне: с чем связан такой дефицит? Неужели трудно понять, что защитника Родины на "Спид-Инфо" воспитать нельзя?"
Вообще-то все очень просто. Если государству необходимо проводить свою информационную политику в среде военнослужащих, то оно должно обеспечить наличие в войсках военных периодических изданий в достаточном количестве. С этим, кстати, никто и не спорит. Именно эту цель и преследует коллективная подписка. Постоянное снижение финансирования по этой статье, урезание норм подписки часто выглядят как чья-то (интересно, чья?) недоработка, недопонимание важности информационного "довольствия" войск. Однако такое недопонимание сродни диверсии. Информационной диверсии.
И в довершение несколько строк из письма подполковника Александра Новика из Воронежа: "В этом смысле наши "олигархи", перекупая за огромные деньги центральные газеты, кажутся дальновиднее. Наверное, влиять на людей через прессу все-таки выгодно..."


Назад
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker