на главную страницу

4 Июля 2002 года

Под ключ

Четверг

ПО ЕДИНОМУ ЗАКАЗУ

Беседу вел Иван ИВАНЮК, «Красная звезда».



Наша газета уже сообщала о создании в капитальном строительстве Министерства обороны службы единого заказчика. Но что это за служба, как она работает, мало кто знает. Равно как и то, какие еще вопросы решает созданное не так давно Управление контрактного строительства и инвестиций (УКСИ) Министерства обороны РФ. Обо всем этом рассказывает начальник управления полковник Владимир БОГОСЛОВСКИЙ.

     - Владимир Николаевич, в таком виде возглавляемая вами структура существует сравнительно недолго. Но ведь создана она не на пустом месте?
     - Когда-то в Министерстве обороны существовала организация, о которой мало кто знал, – 22-й Загрантехстрой. Она занималась техническим содействием иностранным государствам в создании и эксплуатации специальных и других объектов. В начале 90-х годов все наработки нашей страны по строительству за границей фактически были растеряны. Сейчас эти функции перешли к нам, и пришлось фактически с нуля возобновлять эту работу. УКСИ является также правопреемником Управления капитального строительства по внешнеэкономическим контрактам Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны России, которое я возглавлял с 1995 года. Фактически оно создавалось для реализации российско-германской программы по обустройству выводимых из ГСВГ советских войск, не имевшей аналогов в мировой практике по объемам и срокам строительства. В 1991-1998 годах на основе подрядных торгов были построены на территории России, Украины и Белоруссии 44 жилых городка почти на 46 тысяч квартир общей площадью 2,7 млн. квадратных метров жилья, два крупнейших домостроительных комбината (один из них – в Сертолове Ленинградской области, о нем мы рассказываем в сегодняшнем выпуске. – Прим. ред.), а также 12 технологических линий по производству строительной продукции.
     Благодаря проведению тендеров, продуманной ценовой политике, нам удалось построить на 26 процентов квартир больше, чем планировалось вначале. Сумма, выделенная Германией, как известно, была фиксированной и составляла 7,8 млрд. марок, потом было добавлено еще 550 млн. марок. Но если при проведении первого конкурса цена одного квадратного метра жилья колебалась в пределах 2.400-2.700 марок, то в среднем по программе она составила 900-1.200 DM.
     Мы тогда приобрели бесценный опыт. Была разработана система организационно-технических моделей управления капитальным строительством с применением рыночных механизмов, проведения подрядных торгов, разработки тендерной документации, а также современная система управления крупными инвестиционными проектами с использованием международной и отечественной нормативно-технических баз в строительстве.
     - И как этот опыт теперь используется?
     - При создании Управления контрактного строительства и инвестиций была предпринята попытка совместить использование полученных денежных средств от участия на внешнем рынке с бюджетным строительством. При этом создавалась и служба единого заказчика по строительству жилья – фактически по всем вновь начинаемым объектам во всех регионах страны, исключая закрытые гарнизоны. Ведь суть накопленного нами опыта состоит в том, что надо строить на конкурсной основе, как строят во всем мире.
     С самого начала мы выработали программный подход, который был одобрен заместителем министра обороны генералом армии Александром Давыдовичем Косованом. Мы пошли по пути заключения соглашений с руководством областей, краев, республик на строительство жилья для военнослужащих, как увольняемых в запас, так и продолжающих служить. Сейчас заключены перспективные соглашения сроком не менее 5 лет с 22 регионами страны. Это Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Кострома, Иваново, Тула, Воронеж, Смоленск, Ярославль, Краснодар, Белгород, Ульяновск и др. Наше управление разрабатывает обоснование инвестиций, которое утверждается Министерством обороны, и проводит тендер на выбор подрядчика или инвестора. В зависимости от объема выделенных бюджетных средств принимаем решение строить в том или ином регионе. В отличие от других заказчиков мы освободились от несвойственных функций и не занимаемся распределением жилья – эти вопросы находятся в компетенции ГлавКЭУ, видов и родов Вооруженных Сил.
     - И каковы итоги первых двух лет работы?
     - В 2000 году первые программы мы разработали для Костромы и Смоленска. На сегодня проблем с жильем для военных практически нет, и желающие переехать туда на постоянное место жительства не будут годами томиться в очереди или безуспешно пытаться найти квартиру по жилищному сертификату. В целом для того, чтобы ситуация с жильем не ухудшалась, по моему личному мнению, Министерству обороны необходимо получать из всех источников не менее 20 тысяч квартир в год. Это не считая обеспечения крышей над головой военнослужащих, увольняемых в рамках военной реформы по организационно-штатным мероприятиям. Думаю, что в спокойном режиме можно строить 30-35 тысяч квартир. Сейчас у нас готова документация на 57 тысяч.
     - Называя такие объемы, вы имеете в виду не только прямые капиталовложения?
     - В рамках обеспечения военной реформы жилье больше строится на долевом участии – дома высокой степени готовности, на завершение которых не хватает средств у местных органов самоуправления, включаются в титульные списки по Министерству обороны и достраиваются. По сравнению с прошлым годом объемы такого строительства в этом году возрастут вдвое. Наше управление готовится к сентябрю этого года ввести 2.300 квартир. Всего в 2002 году мы должны построить и приобрести порядка 3 тысяч квартир.
     - А как вы относитесь к программе «Государственные жилищные сертификаты»?
     - Я считаю, что эта программа работает довольно успешно. Преимущество у нас одно, и то достаточно условное, - мы предлагаем уже готовую квартиру, а с сертификатом в руках ее еще надо найти. Думаю, нужно разумное сочетание выделения ГЖС и инвестиций в капитальное строительство, чтобы развивалась отрасль и расширялся рынок жилья.
     - А кто в основном проектирует, строит по вашим тендерам?
     - Генеральным проектировщиком, как правило, выступают военпроекты, а вообще документация делается в кооперации. Строят больше гражданские строители, у военных хватает и других дел.
     - Скажите, а почему охвачены только 22 региона? Другие, наверное, тоже не прочь улучшить свой облик?..
     - Не только облик, многие заинтересованы в том, чтобы к ним приезжали уволенные в запас военнослужащие. Но тут мы исходим уже из своих реальных возможностей. Хотя география работы постепенно будет расширяться. К нам уже обращались из администраций Новосибирской, Карагандинской, Курганской областей. Прорабатываем вопросы строительства жилья в Самарской, Волгоградской областях. Как говорится, были бы деньги. Хотя если посмотреть географию, куда хотят ехать увольняемые в запас военнослужащие, то мы увидим, что их устремления не всегда совпадают с интересами местных органов власти. Сейчас мы проводим маркетинговые исследования с помощью видов Вооруженных Сил, причем запрашиваем данные даже по типам квартир (однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные), чтобы строить свою работу с наибольшей эффективностью.
     - Владимир Николаевич, а что можно сказать о плане будущего года?
     - Одна из задач – обустройство в порядке эксперимента 76-й Псковской воздушно-десантной дивизии. Вместе с генподрядчиком – Главным управлением специального строительства Минобороны РФ – мы провели тендер среди субподрядных организаций на застройку отдельных кварталов. Уже сейчас видно снижение цены жилья.
     Думаю, читателям «Красной звезды» интересно узнать, что будет строиться в Москве и Подмосковье, поскольку здесь квартирный вопрос стоит особенно остро. Во взаимодействии с КЭУ города Москвы мы проработали вопрос строительства 120 тысяч квадратных метров жилья в районе 3-й Песчаной улицы столицы, там, где находится спорткомплекс ЦСКА. Таких больших строительных площадок в центре Москвы, пожалуй, больше и нет. Здесь будут частично задействованы бюджетные средства, частично – инвестиционные. Строиться дома, естественно, будут на конкурсной основе. Большие объемы строительства планируются в ближнем Подмосковье – в Мытищах и Мамырях – 330 тысяч кв. метров и 50 тысяч кв. метров соответственно.
     - Вы с оптимизмом смотрите на решение жилищной проблемы людей в погонах?
     - Считаю, что она может быть решена при двух условиях – использовании современных методов в работе строительного комплекса страны и должном внимании к этой проблеме со стороны государства. Службу единого заказчика надо распространить на все силовые министерства и ведомства, подобно тому, как сейчас осуществляется переход на единую тыловую систему обеспечения войск. А со стороны государства необходима целевая программа строительства жилья для военнослужащих с контрольными цифрами по годам и гарантированным финансированием.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker