на главную страницу

4 Июля 2002 года

Культура

Четверг

«Российское кино живо!»

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     Пожалуй, это главный вывод, который можно сделать подводя итоги ХХIV Московского международного кинофестиваля. Это отметил на его закрытии президент ММКФ, председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков. О том же говорил председатель жюри Чингиз Айтматов: «Мы должны всеми силами способствовать дальнейшему развитию Московского кинофестиваля, потому что в российском кинематографе появилось много интересных новых имен, но пока нет соответствующих условий для развития молодых талантов».
     Кинофорумы, подобные московскому, на которых собраны картины, дающие представление чуть ли не обо всех процессах, происходящих в мировом кинематографе, дают замечательное видение современной культуры, влияют на творческое переосмысление того, что уже вошло в «копилку» киноклассики.
     Какой из 15 фильмов (3 из них - российские) получит главный приз ММКФ «Золотой Георгий» как лучший, угадать было несложно: общее мнение склонялось к победе российской картины Александра Рогожкина «Кукушка». Главным соперником был фильм итальянских режиссеров братьев Тавиани «Воскресение» - экранизация романа Льва Толстого. В результате долгих споров в жюри «золото» ушло к итальянцам. Зато приз за лучшую режиссерскую работу «Серебряный Георгий» получил именно Александр Рогожкин, а актеру Виллэ Хаапасало, снявшемуся в «Кукушке», вручили «Серебряного Георгия» за лучшую мужскую роль.
     «Серебро» за лучшую женскую роль досталось юной актрисе Микако Итикава (картина «Синева», Япония). Иранская картина «Зов земли» режиссера Вахида Мусаяна завоевала специальный приз жюри. Премиальные 10.000 метров пленки «Кодак» тоже уедут в Иран. Вот только получится ли у режиссера все-таки снять на ней шедевр? На эти же метры претендовали 12 лент (из них 6 российских), в том числе и те, которые не входили в основной конкурсный показ. Жаль, что с этой пленкой не придется работать молодому российскому режиссеру Филиппу Янковскому, который показал на празднике кино замечательную картину «В движении».
     Зрители столичного кинотеатра «Пушкинский», где проходили конкурсные просмотры, выставляли фильмам оценки (от 1 до 5 баллов). За явное лидерство российская «Кукушка» получила маленькую статуэтку «Золотой Георгий». Ее вручили актерам картины Виктору Бычкову, Кристине Юусо и Виллэ Хаапасало.
     Не остались незамеченными на фестивале и фильм «Дополнение» Кшиштофа Занусси, датская картина «Все кувырком» Хеллы Йооф, «Чеховские мотивы» Киры Муратовой. Конкурсная лента Муратовой заслужила особенные симпатии кинокритиков. Со свойственным ей «болевым» сарказмом режиссер великолепно определила зыбкую грань между прошлым и настоящим России, выбрав контрастный черно-белый цвет. Реакция зрителей на картину была попрохладнее, ее определили как «кино не для всех». Еще одна российская конкурсная лента «Одиночество крови» Романа Прыгунова восторгов у знатоков не вызвала, но зрительский рейтинг у нее выше «Чеховских мотивов».
     Жаль, что исполнитель главной роли в австрийском фильме «Торжество Едермана» актер Клаус Мария Бранауэр не был отмечен. Хотя практически все были уверены, что среди исполнителей мужских ролей в конкурсных лентах он - достойнейший претендент на приз жюри. Да и сама картина разделила почетное пятое место по опросам кинозрителей в «Пушкинском» с фильмами «Дом на Турецкой улице» Боба Рейфелсона (США, Канада, Германия), «Седьмое солнце любви» Вангелиса Сардариса (Греция). И замечательной, по-моему, картиной «Сердце медведицы» Арво Ихо (Эстония, Россия, Германия, Чехия). По тонкости восприятия действительности и глубине переживаний этот фильм вполне может считаться российским. Да и действие там происходит в Сибири.
     ...Специальный приз за достижение вершин актерского мастерства и верность традициям школы К. Станиславского «Верю. Константин Станиславский» получил гость фестиваля американский актер Харви Кейтел. По его рассказам, в детстве его часто пугали Россией и в случае ядерной атаки со стороны Советского Союза преподаватели в школе учили прятаться после яркой вспышки под парты. Что ж, времена меняются. И пусть в новом веке американцы опасаются другой угрозы: интеллектуальной, творческой. Яркой вспышки российского кино.

     На снимке: герои «Кукушки» Анни-Кристина ЮУСО, Виллэ ХААПАСАЛО и продюсер фильма Сергей СЕЛЬЯНОВ.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker