|
Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,"Красная звезда". |
Визитная карточка
Гаврин Александр Сергеевич родился 23 июля 1953 года в с. Орлово Мелитопольского района Запорожской области. окончил Тюменский индустриальный институт и Тюменский государственный университет. В 1988 году был избран председателем профкома производственного объединения "Когалымнефтегаз". С 1993 по 2000 г. - глава администрации г. Когалым. В мае 2000 года становится министром энергетики РФ. Кандидат социологических наук.
В настоящее время является членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ и представляет в верхней палате парламента администрацию Тюменской области.
- В начале июня распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена "Стратегия экономического развития Сибири". Со времени освоения Ермаком Сибири это, наверное, первый подобный документ. Чем вызвано его появление?
- Долгосрочные интересы Российской Федерации, состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в евроазиатское экономическое пространство, определяют особую роль Сибири в силу ее географического положения и наличия значительного ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала. Между тем в последнее время наметилась тенденция оттока населения из Сибири и относительного замедления темпов экономического развития региона. Так что целью принятого документа является определение долгосрочных ориентиров экономического развития и принципов государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволили бы реализовать стратегические интересы России.
- Для большинства все познания о Сибири укладываются в немудреную формулу: "Лес - тайга, медведь - хозяин". А чем на самом деле является этот огромный регион, каков его потенциал?
- Одним из основных факторов, опре
деляющих перспективы экономического развития Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный потенциал этого региона, в том числе месторождения полезных ископаемых. Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77 процентов российских запасов, природного газа - 85, угля - 80, меди - 70, никеля - 68, свинца - 85, цинка - 77, молибдена - более 80, золота - 41 и металлов платиновой группы - 99 процентов. Гидроэнергетические ресурсы Сибири составляют 45 процентов гидроэлектроэнергетического потенциала всей России. Плюс к этому лес и многое другое...
Другим важным фактором экономического развития Сибири является ее сравнительно высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал. Здесь развиты топливная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работают более 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров сибирских отделений Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, более 100 высших учебных заведений. Образовательный комплекс способен обеспечить потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах. Принимая во внимание тот факт, что в стоимости наукоемкой продукции затраты на транспорт и энергию составляют относительно небольшую часть, сибирская наукоемкая продукция запросто может конкурировать с продукцией других регионов.
- И что же сдерживает развитие территории, превышающей всю Европу?
- Прежде всего качественное ухудшение сырьевой базы. Наиболее освоенные крупные нефтегазоносные месторождения Западной Сибири находятся на поздней стадии разработки, когда происходит падение уровня добычи нефти и газа. Доля трудноизвлекаемых запасов нефти составляет 55-60 процентов и продолжает расти. Некоторые месторождения практически исчерпаны.
Еще один фактор - высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой европейской части России и промышленно развитых стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, низкой плотностью населения в самой Сибири и недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры. Ну и, наконец, климат, совсем не похожий на климат Италии или Германии.
- И все же Россия намерена доказать, что ее экономика способна прирастать Сибирью. Как планируется это осуществлять?
- Достижение намеченных целей, главными из которых являются как обеспечение геополитических и экономических интересов России, так и повышение благосостояния жителей региона, планируется осуществить в три этапа. На первом этапе (2002-2004 годы) на основе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу будут созданы организационно-экономические и институциональные условия для осуществления глубоких преобразований в экономике Сибири. Стимулирование развития ведущих отраслей экономики будет проводиться в рамках федеральных целевых программ "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, "Модернизация транспортной системы России", "Электронная Россия", "Экология и природные ресурсы России" и других. Ресурсное обеспечение этих программ будет распределяться в зависимости от приоритетности конкретных направлений.
Ежегодно будет осуществляться подготовка предложений по отбору объектов для финансирования за счет средств федерального бюджета. Одновременно с этим в субъектах Российской Федерации должны быть приняты региональные программы социально-экономического развития.
На втором этапе (2005-2010 годы) будет обеспечено проведение реструктуризации и модернизации экономики Сибири, а также достижение оптимальных темпов экономического развития региона.
А уже в ходе третьего этапа (2011-2020 годы) предполагается достижение наибольших результатов в сокращении дифференциации отдельных регионов Сибири по уровню их экономического развития.
- И что же может дать огромное пространство за Уралом стране?
- Основное место в природно-ресурсном потенциале Сибири принадлежит топливно-энергетическим ресурсам. Ресурсный потенциал позволяет в перспективе (при условии осуществления инвестиций в соответствующих объемах) обеспечить ежегодную добычу нефти с газовым конденсатом на месторождениях в Западной Сибири в объемах до 255-270 млн. тонн (в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе - до 200-220 млн. тонн, в Ямало-Ненецком автономном округе - до 40-50 млн. тонн, в Томской области - до 12-15 млн. тонн), освоение месторождений юга Тюменской области, Новосибирской и Омской областей, а также добычу газа до 620-670 млрд. куб. метров. А потенциальные возможности добычи угля в Сибири составляют до 400 млн. тонн в год.
- Но ведь все это будет добываться далеко от рынков сбыта и объектов переработки. То есть встает вопрос еще и транспортного обеспечения освоения природных ресурсов.
- Да, для привлечения потенциальных инвесторов и освоения природных ресурсов Сибири будет необходимо строительство новых и продолжение имеющихся ответвлений от "Транссиба", БАМа, автомагистралей "Байкал" и "Амур" к месторождениям полезных ископаемых, развитие системы транспорта углеводородов и создание новых маршрутов, развитие западного сектора Северного морского пути, работающего в режиме продленной навигации, восстановление и дальнейшее развитие ледокольного и транспортного флота, совершенствование навигационного и гидрометеорологического обеспечения на основе глобальных навигационных спутниковых систем, оптимизация транспортной системы с использованием внутренних водных путей для обеспечения сообщения с отдаленными северными районами.
Работа предстоит масштабная и архисложная, но делать ее придется. Прежде всего потому, что в Сибири транспорт играет важную роль в обеспечении как перевозок внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональных, а также транзитных международных перевозок по Транссибирской магистрали. Уверен, развитие транспортных коридоров позволит существенно снизить транспортные издержки сибирских предприятий и организаций.
Тут надо сказать несколько слов о транспортном коридоре "Транссиб", связывающем страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии, Казахстаном, Монголией, Китаем, а в перспективе - с Корейским полуостровом и Японией. В числе основных мероприятий по развитию "Транссиба" предполагается завершить работы по строительству Нанчхульского тоннеля под второй главный путь в направлении Абакан - Новокузнецк, по обустройству пограничных переходов на границе с Казахстаном, Монголией (станции Наушки и Ташанта) и Китаем (станция Забайкальск), по реконструкции федеральных автодорог "Байкал", "Енисей", Чита - Забайкальск - государственная граница, Тюмень -Ялуторовск - Ишим - Омск.
А в отдаленной перспективе Северный транспортный коридор свяжет северо-восточные районы европейской части страны с Дальним Востоком (от берегов Баренцева моря до порта Ванино на берегу Татарского пролива).
Предполагается также развитие активно осваиваемых трансконтинентальных авиамаршрутов: Европа - Азия, Азия - Северная Америка. Использование этих маршрутов для развития Сибири возможно при условии создания на ее территории системы грузопассажирских аэропортов международного класса, которые могут стать пунктами распределения и перевалки грузов, а также пересадки пассажиров. В целях развития сети аэропортов в Сибири предусматриваются реконструкция взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов, грузовых складов и других объектов в аэропортах городов Новосибирск, Норильск, Красноярск, строительство комплекса аэропорта в Омске.
- Развитие такого пространства, открывающиеся в связи с этим перспективы неизбежно повлекут изменения в миграционной сфере. Как будет решаться эта проблема?
- Реализация миграционной политики в Сибири будет основываться на Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, предусматривающей компенсацию естественной убыли населения, сокращение оттока людей из Сибири, обеспечение условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, содействие (в необходимых случаях) в привлечении иммигрантов в Российскую Федерацию исходя из интересов обеспечения экономики Сибири необходимыми трудовыми ресурсами.
Одновременно, конечно, должны пресекаться незаконная миграция иностранных граждан и лиц без гражданства, проводиться продуманная экономическая и градостроительная политика, включая разработку и реализацию инвестиционных программ в области развития социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.
Здесь надо помнить о том, что миграционная политика в Сибири непосредственно связана с обеспечением рационализации структуры занятости и численности населения. Необходимо создать условия для повышения территориальной мобильности рабочей силы путем обеспечения пропорционального развития рынка жилья и рынка труда и разработки механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения.
- Как, по-вашему, будут реагировать на "второе освоение" Сибири наши соседи?
- Мы не можем забывать о том, что южные регионы Сибири непосредственно примыкают к государственной границе России. Граничащие с ними районы Китая, Казахстана и Монголии представляют собой обширную территорию с невысоким уровнем жизни, неразвитой инфраструктурой, похожими на наши экологическими проблемами. Социально-экономическое развитие этой зоны может осуществляться на основе согласованной политики указанных стран в отношении приграничного сотрудничества.
Наряду с этим интенсивное перемещение людей и грузов через государственную границу потребует создания мощной приграничной инфраструктуры (таможенной, транспортной, финансовой). Другой важной проблемой является взаимодействие стран в области охраны окружающей среды в приграничных регионах, для решения которой необходимы заключение соответствующих соглашений и разработка системы контроля их выполнения.
Наиболее тесное сотрудничество исторически обусловлено с Казахстаном. Тут нам вместе с казахскими друзьями надо будет продумать вопросы организации взаимодействия государственных органов власти двух стран в обеспечении контроля при пограничных переходах, в борьбе с преступлениями, связанными с незаконным перемещением грузов через границу России и Казахстана, а также в пресечении деятельности транснациональных организованных преступных формирований.
Но главными останутся организационное обеспечение поставок электроэнергии, нефти, газа и нефтепродуктов в приграничные регионы Казахстана и России, согласование принципов совместного изучения и разработки рудных месторождений, расположенных в приграничных регионах, развитие сотрудничества в обеспечении функционирования водного хозяйства приграничных регионов.
Вообще, я думаю, все соседи России так или иначе заинтересованы в том, чтобы Сибирь развивалась - богатый сосед лучше бедного.
- И если подвести общий итог...
- ...то можно говорить о том, что "солнце всходит на Востоке" и завтрашний день страны во многом будет зависеть от того, как мы распорядимся огромными богатствами Сибири.
|