на главную страницу

5 Июля 2002 года

Армия и общество

Пятница

Солнце всходит за Уралом

На вопросы "Красной звезды" отвечает член Совета Федерации Александр ГАВРИН

Беседу вел Виталий ДЕНИСОВ,"Красная звезда".



     Визитная карточка
     Гаврин Александр Сергеевич родился 23 июля 1953 года в с. Орлово Мелитопольского района Запорожской области. окончил Тюменский индустриальный институт и Тюменский государственный университет. В 1988 году был избран председателем профкома производственного объединения "Когалымнефтегаз". С 1993 по 2000 г. - глава администрации г. Когалым. В мае 2000 года становится министром энергетики РФ. Кандидат социологических наук.
     В настоящее время является членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ и представляет в верхней палате парламента администрацию Тюменской области.

     

     - В начале июня распоряжением Правительства Российской Федерации утверждена "Стратегия экономического развития Сибири". Со времени освоения Ермаком Сибири это, наверное, первый подобный документ. Чем вызвано его появление?
     - Долгосрочные интересы Российской Федерации, состоящие в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в евроазиатское экономическое пространство, определяют особую роль Сибири в силу ее географического положения и наличия значительного ресурсного, производственного, научно-технического, образовательного и кадрового потенциала. Между тем в последнее время наметилась тенденция оттока населения из Сибири и относительного замедления темпов экономического развития региона. Так что целью принятого документа является определение долгосрочных ориентиров экономического развития и принципов государственной экономической политики в отношении Сибири, которые позволили бы реализовать стратегические интересы России.
     - Для большинства все познания о Сибири укладываются в немудреную формулу: "Лес - тайга, медведь - хозяин". А чем на самом деле является этот огромный регион, каков его потенциал?
     - Одним из основных факторов, опре
     деляющих перспективы экономического развития Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный потенциал этого региона, в том числе месторождения полезных ископаемых. Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77 процентов российских запасов, природного газа - 85, угля - 80, меди - 70, никеля - 68, свинца - 85, цинка - 77, молибдена - более 80, золота - 41 и металлов платиновой группы - 99 процентов. Гидроэнергетические ресурсы Сибири составляют 45 процентов гидроэлектроэнергетического потенциала всей России. Плюс к этому лес и многое другое...
     Другим важным фактором экономического развития Сибири является ее сравнительно высокий производственный, научно-технический и научно-образовательный потенциал. Здесь развиты топливная промышленность, энергетика, черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка, лесная и деревообрабатывающая промышленность, работают более 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров сибирских отделений Российской академии наук и Российской академии медицинских наук, более 100 высших учебных заведений. Образовательный комплекс способен обеспечить потребности развивающейся экономики в высококвалифицированных кадрах. Принимая во внимание тот факт, что в стоимости наукоемкой продукции затраты на транспорт и энергию составляют относительно небольшую часть, сибирская наукоемкая продукция запросто может конкурировать с продукцией других регионов.
     - И что же сдерживает развитие территории, превышающей всю Европу?
     - Прежде всего качественное ухудшение сырьевой базы. Наиболее освоенные крупные нефтегазоносные месторождения Западной Сибири находятся на поздней стадии разработки, когда происходит падение уровня добычи нефти и газа. Доля трудноизвлекаемых запасов нефти составляет 55-60 процентов и продолжает расти. Некоторые месторождения практически исчерпаны.
     Еще один фактор - высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой европейской части России и промышленно развитых стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, низкой плотностью населения в самой Сибири и недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры. Ну и, наконец, климат, совсем не похожий на климат Италии или Германии.
     - И все же Россия намерена доказать, что ее экономика способна прирастать Сибирью. Как планируется это осуществлять?
     - Достижение намеченных целей, главными из которых являются как обеспечение геополитических и экономических интересов России, так и повышение благосостояния жителей региона, планируется осуществить в три этапа. На первом этапе (2002-2004 годы) на основе Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу будут созданы организационно-экономические и институциональные условия для осуществления глубоких преобразований в экономике Сибири. Стимулирование развития ведущих отраслей экономики будет проводиться в рамках федеральных целевых программ "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, "Модернизация транспортной системы России", "Электронная Россия", "Экология и природные ресурсы России" и других. Ресурсное обеспечение этих программ будет распределяться в зависимости от приоритетности конкретных направлений.
     Ежегодно будет осуществляться подготовка предложений по отбору объектов для финансирования за счет средств федерального бюджета. Одновременно с этим в субъектах Российской Федерации должны быть приняты региональные программы социально-экономического развития.
     На втором этапе (2005-2010 годы) будет обеспечено проведение реструктуризации и модернизации экономики Сибири, а также достижение оптимальных темпов экономического развития региона.
     А уже в ходе третьего этапа (2011-2020 годы) предполагается достижение наибольших результатов в сокращении дифференциации отдельных регионов Сибири по уровню их экономического развития.
     - И что же может дать огромное пространство за Уралом стране?
     - Основное место в природно-ресурсном потенциале Сибири принадлежит топливно-энергетическим ресурсам. Ресурсный потенциал позволяет в перспективе (при условии осуществления инвестиций в соответствующих объемах) обеспечить ежегодную добычу нефти с газовым конденсатом на месторождениях в Западной Сибири в объемах до 255-270 млн. тонн (в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе - до 200-220 млн. тонн, в Ямало-Ненецком автономном округе - до 40-50 млн. тонн, в Томской области - до 12-15 млн. тонн), освоение месторождений юга Тюменской области, Новосибирской и Омской областей, а также добычу газа до 620-670 млрд. куб. метров. А потенциальные возможности добычи угля в Сибири составляют до 400 млн. тонн в год.
     - Но ведь все это будет добываться далеко от рынков сбыта и объектов переработки. То есть встает вопрос еще и транспортного обеспечения освоения природных ресурсов.
     - Да, для привлечения потенциальных инвесторов и освоения природных ресурсов Сибири будет необходимо строительство новых и продолжение имеющихся ответвлений от "Транссиба", БАМа, автомагистралей "Байкал" и "Амур" к месторождениям полезных ископаемых, развитие системы транспорта углеводородов и создание новых маршрутов, развитие западного сектора Северного морского пути, работающего в режиме продленной навигации, восстановление и дальнейшее развитие ледокольного и транспортного флота, совершенствование навигационного и гидрометеорологического обеспечения на основе глобальных навигационных спутниковых систем, оптимизация транспортной системы с использованием внутренних водных путей для обеспечения сообщения с отдаленными северными районами.
     Работа предстоит масштабная и архисложная, но делать ее придется. Прежде всего потому, что в Сибири транспорт играет важную роль в обеспечении как перевозок внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональных, а также транзитных международных перевозок по Транссибирской магистрали. Уверен, развитие транспортных коридоров позволит существенно снизить транспортные издержки сибирских предприятий и организаций.
     Тут надо сказать несколько слов о транспортном коридоре "Транссиб", связывающем страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии, Казахстаном, Монголией, Китаем, а в перспективе - с Корейским полуостровом и Японией. В числе основных мероприятий по развитию "Транссиба" предполагается завершить работы по строительству Нанчхульского тоннеля под второй главный путь в направлении Абакан - Новокузнецк, по обустройству пограничных переходов на границе с Казахстаном, Монголией (станции Наушки и Ташанта) и Китаем (станция Забайкальск), по реконструкции федеральных автодорог "Байкал", "Енисей", Чита - Забайкальск - государственная граница, Тюмень -Ялуторовск - Ишим - Омск.
     А в отдаленной перспективе Северный транспортный коридор свяжет северо-восточные районы европейской части страны с Дальним Востоком (от берегов Баренцева моря до порта Ванино на берегу Татарского пролива).
     Предполагается также развитие активно осваиваемых трансконтинентальных авиамаршрутов: Европа - Азия, Азия - Северная Америка. Использование этих маршрутов для развития Сибири возможно при условии создания на ее территории системы грузопассажирских аэропортов международного класса, которые могут стать пунктами распределения и перевалки грузов, а также пересадки пассажиров. В целях развития сети аэропортов в Сибири предусматриваются реконструкция взлетно-посадочных полос, аэровокзальных комплексов, грузовых складов и других объектов в аэропортах городов Новосибирск, Норильск, Красноярск, строительство комплекса аэропорта в Омске.
     - Развитие такого пространства, открывающиеся в связи с этим перспективы неизбежно повлекут изменения в миграционной сфере. Как будет решаться эта проблема?
     - Реализация миграционной политики в Сибири будет основываться на Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, предусматривающей компенсацию естественной убыли населения, сокращение оттока людей из Сибири, обеспечение условий для интеграции вынужденных мигрантов в социальную среду на основе разработки и реализации новых подходов и направлений по обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, содействие (в необходимых случаях) в привлечении иммигрантов в Российскую Федерацию исходя из интересов обеспечения экономики Сибири необходимыми трудовыми ресурсами.
     Одновременно, конечно, должны пресекаться незаконная миграция иностранных граждан и лиц без гражданства, проводиться продуманная экономическая и градостроительная политика, включая разработку и реализацию инвестиционных программ в области развития социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры.
     Здесь надо помнить о том, что миграционная политика в Сибири непосредственно связана с обеспечением рационализации структуры занятости и численности населения. Необходимо создать условия для повышения территориальной мобильности рабочей силы путем обеспечения пропорционального развития рынка жилья и рынка труда и разработки механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения.
     - Как, по-вашему, будут реагировать на "второе освоение" Сибири наши соседи?
     - Мы не можем забывать о том, что южные регионы Сибири непосредственно примыкают к государственной границе России. Граничащие с ними районы Китая, Казахстана и Монголии представляют собой обширную территорию с невысоким уровнем жизни, неразвитой инфраструктурой, похожими на наши экологическими проблемами. Социально-экономическое развитие этой зоны может осуществляться на основе согласованной политики указанных стран в отношении приграничного сотрудничества.
     Наряду с этим интенсивное перемещение людей и грузов через государственную границу потребует создания мощной приграничной инфраструктуры (таможенной, транспортной, финансовой). Другой важной проблемой является взаимодействие стран в области охраны окружающей среды в приграничных регионах, для решения которой необходимы заключение соответствующих соглашений и разработка системы контроля их выполнения.
     Наиболее тесное сотрудничество исторически обусловлено с Казахстаном. Тут нам вместе с казахскими друзьями надо будет продумать вопросы организации взаимодействия государственных органов власти двух стран в обеспечении контроля при пограничных переходах, в борьбе с преступлениями, связанными с незаконным перемещением грузов через границу России и Казахстана, а также в пресечении деятельности транснациональных организованных преступных формирований.
     Но главными останутся организационное обеспечение поставок электроэнергии, нефти, газа и нефтепродуктов в приграничные регионы Казахстана и России, согласование принципов совместного изучения и разработки рудных месторождений, расположенных в приграничных регионах, развитие сотрудничества в обеспечении функционирования водного хозяйства приграничных регионов.
     Вообще, я думаю, все соседи России так или иначе заинтересованы в том, чтобы Сибирь развивалась - богатый сосед лучше бедного.
     - И если подвести общий итог...
     - ...то можно говорить о том, что "солнце всходит на Востоке" и завтрашний день страны во многом будет зависеть от того, как мы распорядимся огромными богатствами Сибири.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker