на главную страницу

5 Июля 2002 года

История Отечества

Пятница

Этьен и Надежда

Алла ЗИНОВЬЕВА.



     (Окончание. Начало см. в № 115, 116, 117)
     ...Советский военный разведчик Лев Маневич начал борьбу с фашизмом задолго до июня 1941 года. Много раз Этьен успешно выполнял специальные задания Генерального штаба Красной Армии в ряде стран Западной Европы. В Италию он приехал под именем Конрада Кертнера, богатого австрийского коммерсанта, владельца процветающей фирмы.
     И здесь случилось то, чего всегда так боялась Надя: Этьен был арестован – контрразведка выследила привлеченного им к работе итальянского антифашиста, тот, не выдержав допросов, выдал его. Однако ни долгие допросы, ни суд ни к чему не привели – Кертнер так и не назвал страны, на которую работал. Его приговорили к тридцати годам лишения свободы. Но даже из заключения Маневич передавал на Родину секретные данные (случай уникальный в мировой разведке), которые получал в тюрьме от своих товарищей по несчастью, итальянских антифашистов, рабочих авиационных заводов.
     Сообщение об аресте мужа стало для Надежды Дмитриевны страшным ударом – к этому времени она сама уже работала в Разведуправлении, куда пригласил ее Берзин. Она поняла, что больше уже никогда не увидит своего Левушки. Состояние Нади было таким тяжелым, что врачи и друзья стали опасаться за ее психику. Поэтому возле нее постоянно кто-то находился из близких ей людей. От поездки в санаторий Надежда Дмитриевна наотрез отказалась. А вот поехать в управленческий дом отдыха согласилась – там вокруг были все свои. Спустя годы, когда дочь была уже взрослой, она рассказала ей, как сразу после завтрака устремилась в лес и там, бегая по тропинкам, кричала и выла нечеловеческим голосом...
     Не один год потребовался Наде, чтобы заставить себя жить без Левушки. Но мысли о нем не покидали ее всю жизнь.
     Много лет провел Маневич в итальянских тюрьмах, затем, после начала второй мировой войны, – в немецких концлагерях. При пересылке туда он воспользовался удобным случаем и поменял имя несуществующего в Австрии Конрада Кертнера – о чем гитлеровцы могли навести справки - на Якова Старостина.
     Под именем полковника Старостина был он известен в Маутхаузене и в других концлагерях Германии. И только умирая в австрийском лагере Эбензее через три дня после Победы, сказал он своему товарищу:
     – Я не Старостин, я – Этьен. Скажи, чтобы не трогали семью. Я ни в чем не виноват.
     ...Много лет назад, когда я работала литсотрудником в военно-теоретическом журнале Генерального штаба «Военная мысль», моим непосредственным начальником была подполковник Надежда Дмитриевна Маневич. Несмотря на почти тридцатилетнюю разницу в возрасте, мы со временем стали подругами и перешли на «ты». А потом моей подругой стала и дочь Надежды Дмитриевны – Татьяна, военный переводчик и преподаватель английского языка.
     С тех пор дом Маневичей стал вторым моим родным домом. Здесь я встречала удивительных людей – мужчин и женщин, работавших когда-то с Маневичем и с Зорге.
     «Известность приходит к разведчику часто посмертно, – писал Константин Симонов. – Так было с Зорге, так случилось и с Маневичем». О разведчике Льве Маневиче написано много статей, выпущено несколько книг и среди них роман Е. Воробьева «Земля, до востребования», сделаны фильмы – документальные, телевизионные, художественный... Но ни одной статьи, ни одной строчки не прочла Надя из того, что было написано об Этьене, не посмотрела ни одного кинокадра о нем – все это было уже выше ее сил...
     В субботу 21 февраля 1965 года Надя была одна дома, занималась хозяйством, потом села в кресло почитать. Из радиоприемника тихо лилась музыка. Стали передавать последние известия. И вдруг книга выпала из Надиных рук: «За доблесть и мужество, проявленные при выполнении специальных заданий Советского правительства перед второй мировой войной и в борьбе с фашизмом, присвоить полковнику Льву Ефимовичу Маневичу звание Героя Советского Союза. Посмертно».
     Уже более полувека нет в живых Льва Маневича. Тринадцать лет назад ушла из жизни Надя. Они навсегда сохранились в памяти тех, кто знал их или когда-либо слышал об этих замечательных людях. С нами остались их портреты и постоянные воспоминания о подаренной им судьбой необыкновенной любви.
     На снимках: ЭТЬЕН; подполковник Надежда Дмитриевна МАНЕВИЧ; вручение грамоты о присвоении звания Героя Советского Союза жене и дочери Л.Е. Маневича – 18 марта 1965 года; Татьяна Львовна у могилы отца.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker