на главную страницу

6 Июля 2002 года

Тема номера

Суббота

Владимир Булгаков: Когда приходит беда, армия становится для народа последней надеждой

Беседу вел Николай АСТАШКИН, «Красная звезда».



Побывавший недавно в зоне стихийного бедствия в Ставропольском крае Президент РФ Владимир Путин отметил особую роль военнослужащих Минобороны, других силовых структур в ликвидации последствий стихии. В чем же она заключается, эта роль? С этого вопроса и началась беседа нашего корреспондента с членом правительственной комиссии по ликвидации последствий стихийного бедствия на юге России, начальником штаба Северо-Кавказского военного округа генерал-полковником Владимиром БУЛГАКОВЫМ.

- Роль эта, во-первых, заключается в том, что как только стихия обрушилась на города и поселки девяти субъектов Федерации юга России, - ответил Владимир Васильевич, - военнослужащие Северо-Кавказского военного округа, других силовых структур, продолжая выполнять боевые задачи в ходе контртеррористической операции в Чечне и миротворческие функции, с первых же минут приступили к выполнению задач по разведке, спасению и эвакуации населения из зон затопления. Летчики армейской авиации, военнослужащие инженерных подразделений проявляли настоящий героизм, и здесь не надо этого принижать, рискуя жизнью, эвакуировали, спасали людей. Судите сами. В самом начале стихии за одни лишь сутки было спасено 3.381 человек, из них вертолетами - 58 человек, на плавсредствах - 2.323 человека... Всего же эвакуированы военнослужащими округа, пограничниками ФПС и спасателями МЧС более 8.000 человек: вертолетами - 1.506 человек, силами инженерных войск - 1.078 человек, автомобильным транспортом - 5.818 человек... Во-вторых, после эвакуации и спасения людей военнослужащие приступили к ликвидации последствий этой, прямо скажем, страшной стихии. В настоящее время уже наведен один из мостов в районе Невинномысска. Кроме того, войска укрепляют дамбы и плотины, расчищают дороги от заторов и завалов, помогают местным жителям поселков,      оказавшихся в зоне затопления, очищать улицы и дворы от грязи, которой там больше чем достаточно. Следует отметить, что около 12 тысяч военнослужащих Объединенной группировки войск в Чечне выполняли задачи по эвакуации и спасению мирного населения. К сожалению, когда наши вертолетчики эвакуировали из зон затопления мирное население, боевики обстреливали наши вертолеты. Комментарии тут, как говорится, излишни.
     - Во время ликвидации последствий стихии вертолетчики, да и саперы «сожгли», думается, не одну тонну керосина, бензина и дизтоплива. А войска округа, и это не секрет, сами находятся, что называется, «на подсосе». Будет ли возмещен материальный ущерб военным?
     - Знаете, когда приходит беда, считать деньги, естественно, некогда: главная задача - спасти людей. Сейчас обстановка стабилизировалась и, разумеется, идет подсчет материальных затрат, которые только в нашем округе составляют более 30 миллионов рублей. В скором времени должно выйти постановление Правительства РФ о возмещении этого ущерба.
     - Владимир Васильевич, и все же почему Президент России Владимир Владимирович Путин отметил особую роль военных?
     - Хотелось бы сказать вот о чем. Не принижая роль гражданских должностных лиц, отмечу, что военные в силу специфики своей службы ориентировались в обстановке быстрее, более оперативно принимали решения и добивались их исполнения. Гражданским структурам, на мой взгляд, не хватало этой четкости в работе. Причина, возможно, кроется в том, что они не привыкли работать в экстремальных условиях. А военные, особенно в нашем округе, постоянно живут в этих самых экстремальных условиях. Думается, в чрезвычайных ситуациях, когда гибнут люди и их надо выручать из беды, и алгоритм работы должен быть особый. Не принимай решения, пока не знаешь обстановки: проведи разведку, уточни возникшую ситуацию, выясни объемы задач, которые должны быть выполнены в первую очередь. Затем принимай решение, ставь задачи своим подчиненным, оказывай им помощь, осуществляй контроль и спрос. Вот что должно быть в алгоритме работы каждого участника, задействованного в ликвидации последствий стихии.
     - И последний вопрос: какие выводы необходимо сделать, чтобы впредь подобного не случилось?
     - Стихия показала несостоятельность большинства наших аварийных и спасательных служб, которые не смогли оперативно приступить к выполнению возложенных на них задач. К сожалению, руководители этих служб в который уже раз понадеялись на авось. Это во-первых. А во-вторых, те, кому по штату положено заботиться о безопасности наших граждан, не сумели правильно спрогнозировать складывающуюся паводковую обстановку и принять необходимые предупредительные меры. Если бы эти службы выполнили необходимый объем работ, такой бы трагедии, уверен, не случилось. Пока же мы имеем то, что имеем. Спасатели не сразу, а лишь спустя несколько часов приступили к эвакуации и спасению людей из зон затопления. В пунктах временного размещения пострадавших царила такая же неразбериха. Палатки установили, но размещаться в них было невозможно - повсюду сырость и грязь. Военные доставили полевые кухни, но гражданские никак не могли найти поваров. И таких казусов было предостаточно. Поэтому Президент России и выразил неудовольствие руководителям тех субъектов Федерации, которые своевременно не приняли необходимые меры по предупреждению столь губительных последствий стихии, а с возникновением чрезвычайной ситуации растерялись, с опозданием начали эвакуацию и спасение людей из зон наводнения, не смогли по-человечески организовать помощь пострадавшим.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker