на главную страницу

6 Июля 2002 года

Пульс планеты

Суббота

Русские страсти в Голливудской упаковке

Сергей СУМБАЕВ.



Что делают в Голливуде,- американцы понятно: они снимают кино. Что делают в Голливуде люди из других стран? Тоже снимают кино. Никого уже не удивляет, что и наши соотечественники принимают участие в этом увлекательном процессе. Почему надо ехать за океан, чтобы снять фильм? Чем американское кино отличается от европейского? Что такое американский зритель? «Красная звезда» встретилась с русским продюссером из Голливуда Олегом Капанцом, который и ответил на все эти вопросы.

     - Олег Николаевич, расскажите, с какого года вы в Голливуде, как вы туда попали и чем занимаетесь?
     - С 1992 года. Фактически уже 10 лет работы. Попал я туда с помощью Аэрофлота, рейс Москва - Лос-Анджелес. В Голливуде организовал компанию, которая представляет интересы нескольких российских структур, которыми я руковожу. Кинобизнесом занялся случайно. Я пробовал сделать пару российских картин. Результаты меня мало впечатлили, но процесс понравился. Вот и захотелось совместить приятное с полезным. А Голливуд – прекрасное место для подобного рода экспериментов.
     Первые два проекта не принесли денег, зато у меня была возможность хорошо изучить кинорынок. Один проект вообще провалился. Дальше дела наладились, была определена формула успеха, установлены связи, и как итог - два удачных проекта.
     - Неудачные и удачные проекты. В чем заключались первые и в чем - вторые?
     - В принципе за основу брался коммерческий жанр - боевик или триллер с элементами боевика. Затем был поиск истории, так или иначе связанной с российской тематикой, потому что мне интересней работать со знакомым материалом. Схему опробовали на нескольких проектах, пока наконец не пришли к успеху.
     - То есть с какого-то момента вы стали делать «хорошее кино»?
     - Да. Последний проект мы закончили совсем недавно. Это фильм «Красная змея». В ролях Рой Шайдер, Майкл Парэ, Олег Тактаров и Ирина Апексимова. Прямо скажем, звездный состав, Шайдер и Парэ,- хорошая комбинация.
     По жанру это криминальная история о борьбе с наркомафией. Американский бизнесмен попадает в ее сети – в Москве у него похищают дочь, и с помощью бывшего сотрудника КГБ он отправляется на ее поиск.
     - И как американцы восприняли такое кино?
     - Хорошо, замечательно, и не только американцы. Картина вызвала огромный международный интерес. Что вообще-то не случайно. Она сделана качественно и дорого. На кинорынке мы продемонстрировали рекламные ролики фильма, и в каждой стране, где существует кинематограф, сразу нашлось по нескольку покупателей. Все они с интересом отнеслись к фильму, так как российская тема достаточно редкая в мировом кинематографе, плюс съемки в Москве, актерский состав, - все это позволило нам продавать картину, выбирая покупателя. Прокат в Москве мы планируем на осень.
     - Проводите ли вы какое-нибудь исследование рынка? И на какой рынок вы больше ориентируетесь?
     - Мы ориентируемся на мировой рынок. Для меня не существует кино без гарантии мирового проката. Кино будет продаваться там, где есть кинозал или, по крайней мере, телевизор. Это относится ко всем странам, от Азии до Европы.
     - Какая же идея, по вашему мнению, объединит людей, чтобы они все без исключения были готовы посмотреть фильм?
     - Ни сюжет, ни идея не важны. Объединяет людей одна простая вещь - марка «сделано в США». Главное - соблюсти правильную формулу. Кино продается, если в нем присутствуют некоторые элементы. Основной из них - «голливудская упаковка». А внутри кино может быть каким угодно. Это может быть мелодрама, комедия. Просто у каждого жанра есть свой коммерческий потенциал, просчитываемый до того. А ты уже сам выбираешь, что делать.
     - Что такое «голливудская упаковка»?
     - Если говорить просто, это наличие зарубежных звезд и понятная история. Самый сложный зритель, как мне кажется, - американец: некоторые вещи они просто не понимают, но это уже нюансы культуры.
     - Американская культура так отличается от других, а чем?
     - Какой-то конкретный пример найти трудно. Бывает, что я говорю одно, а человек, который занимается адаптацией сценария для американского зрителя, говорит, что этого никто не поймет и предлагает: сделаем по-другому. К примеру, в фильме «Красная змея» есть момент, когда американский бизнесмен в Москве приходит в бар. Там к нему подсаживается девушка, которая говорит: привет, меня зовут так-то. А дальше американцы пишут диалог: «Ты женат? Женат. А ты заберешь меня с собой в Америку?»
     Я говорю американцам, что русская девушка так не скажет. И спрашивать ничего не будет. Она сделает все очень аккуратно, и если захочет, чтобы ее увезли за границу, так обставит дело, что иностранец сам ничего не поймет. Я им пытался это объяснить, а они говорят: «Нет, она сразу должна сказать: «Увези меня в Америку!»
     - И что в результате?
     - В результате получилось так, как я решил, потому что последнее слово за продюсером.
     Сейчас мы готовим следующий международный проект. Съемочный процесс запланирован на нынешнее лето. Съемки будут проходить в России, Китае, Англии и США. Думаю, что это будет добротная патриотическая картина - тема выбрана интересная, и визуально фильм получится красивым. Все происходит на фоне шпионских страстей мирового масштаба: террористы и антитеррористические центры. Вся фабула закручивается вокруг самого современного, самого нового российского оружия. На главную роль приглашена голливудская звезда первой величины.
     Отмечу, что кино будет без стереотипов. Хороших парней будут играть русские, а плохих - американцы. Он станет первым проектом, который позволит по-другому взглянуть на участие России в совместных постановках.
     - А вот у вас на столе лежит статья про Тайвань, это к чему?
     - Я упоминал Китай. У него непростые отношения с Тайванем, и в нашей истории разыгрывается эта карта. Сейчас мы изучаем материалы, у нас много консультантов в области международных отношений, военной промышленности.
     - Я понимаю, что, несмотря на наличие «голливудской упаковки», все равно российская тема остается одной из самых выгодных и прибыльных. Если нет, то почему вы снимаете кино про Россию?
     - Во-первых, потому что я использую производственную базу в России, мне это выгоднее. Кроме того, проблемы моей страны меня волнуют больше, чем проблемы международного сообщества. Конечно, мне не возбраняется участвовать в американских картинах, сюжет которых не связан с Россией, но там я выступаю больше в роли финансового партнера, не вдаваясь в особенности сюжета.
     И последнее. Надо привлекать инвестиции в страну. Кроме того, это демонстрация наших возможностей, которых гораздо больше, чем у восточноевропейских стран, конкурирующих с нами в деле предоставления услуг в области кинопроизводства. И выведение наших артистов на уровень голливудских звезд - это тоже важная задача. Так поступают все европейские страны, даже французы, которые теперь приезжают и начинают учить нас, как действовать на международном кинорынке. На самом деле все делается по одному шаблону. Те же французы приезжают в Голливуд, проталкивают своих звезд, а потом их эксплуатируют уже на внутреннем кинорынке. Тем самым расширяется рынок продаж французского кино, а кроме того, происходит экспансия культуры.
     - А с кем легче работать - с нашими или с американскими актерами, режиссерами, сценаристами?
     - Важна не национальность, а профессионализм. Я не беру крайности какие-то. Просто внутри каждого человека есть «светлое и темное». Если у него больше хорошего, с ним легче работать, если больше плохого, то сложнее.
     - Есть ли планы снять фильм на историческую тему? Например римейк «Александра Невского».
     - Это было бы неплохо. Но если эту картину делать на 100 процентов, то получится очень дорогая картина. Тем не менее идея хорошая. Если Александра Невского будет играть актер Александр Невский, который сейчас работает в Голливуде. Плюс усилить фильм американскими звездами. Вполне может получиться мировой прокат…
     Правда, сам образ Александра Невского, который, кроме нас и шведов, пожалуй, мало кого интересует в мире…
     - Историкам интересен…
     - Историки - не та аудитория, на которую стоит ориентироваться. Но в принципе при описанной комбинации можно добиться успеха. Мел Гибсон, например, занимается тем же самым. Он эксплуатирует историю Шотландии, делает свои мощные эпические картины, которые достаточно успешны.
     - То есть нужен раскрученный сценарий из, например, мировой литературы, как в случае с «Властелином колец», либо звездный состав.
     - Вы правы. Особенно если сделать так: Александр Невский бьется не только со шведами, но и с немцами. Ведь Швеция – страна, с точки зрения продаж, не очень большая. Поэтому я бы предпочел основной упор сделать на Германию и бои с немцами. Заодно как-нибудь чудесным образом включить еще и Францию, взять Депардье на роль французского рыцаря. А потом, учитывая, что Александр Невский в Золотую Орду ездил, можно продлить и до Китая, Гонконга, Тайваня, Японии…Получится сверхкассовая картина.
     - Может, еще и корейских повстанцев-ыбенов из XV века включим?
     - Нет, XV век - это уже перебор. Хотя, скажем, для американского рынка и это годится. Ведь они до сих пор думают, что вторую мировую США одни выиграли. Конечно, там есть и интеллектуальная прослойка, которая базируется недалеко от Принстона. Но это не показатель, они просто не успеют оповестить массового зрителя, что здесь что-то не так.
     - А в Штатах бывают споры об исторической правдивости фильмов?
     - Думаю, что нет такого. Возможно, лишь если речь строится на их личном материале, на каких-то болезненных точках, вроде афроамериканцев или проблемы семьи. Эти моменты могут вызвать дискуссию. А мировая история среднего человека мало интересует.
     Выше уже говорил, что сейчас делаем фильм о новом российском оружии. Он, не сомневаюсь, заинтересует и Пентагон, так как в тактико-технических характеристиках заложены такие параметры, которые значительно превосходят аналоги американского оружия. И мы это еще визуально продемонстрируем с помощью кино, таким образом – и реклама, и гордость за страну. Вот и посмотрим, понравится ли американскому зрителю такая историческая правдивость.

     На снимке: Олег КАПАНЕЦ и актер Рон ШАЙДЕР.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker