на главную страницу

6 Июля 2002 года

Культура

Суббота

ПУТЕВКА В МУЗЫКАЛЬНУЮ СУДЬБУ

Евгений ЭПШТЕЙН, заслуженный артист России.



В автобиографической статье в книге о суворовцах «Юность в алых погонах» народный артист России Герард Васильев пишет так: «Не может быть! Как же вы все-таки стали артистом?» - восклицают журналисты и зрители, узнав, что 16 с половиной лет своей жизни я отдал армии. А потом понимают, что своими «ратными» успехами на сцене, умением носить костюм, выносливостью в работе я обязан именно армии. Ведь это так! И не иначе! Я родился недалеко от Архангельска, на острове Мудьюг, в селении, рядом с которым находится большой маяк. Я был одним из многих довоенных детей, чью судьбу жестоко перекроила война. Мама умерла в конце 1942 года, когда мне было всего семь лет. Последнее отцовское письмо с Ленинградского фронта пришло в марте 1943-го. Меня с братом забрала бабушка, мама отца, в город Горький. Мне было уже девять лет, когда глубокой осенью 1944 года бабушка привела меня в суворовское училище. Я хорошо помню этот день. С той минуты и до сих пор я ощущаю себя сыном Отечества. Десять лет, проведенные в Горьковском СВУ, предопределили мой жизненный путь, воспитав во мне чувство локтя, умение жить в коллективе, не прячась за чужие спины, быть ответственным не только за свои поступки, но и за поступки товарищей, стремление к главной общей цели».

     ...Четверо немолодых седоголовых мужчин, обнявшись за плечи, негромко напевали песню, которая, судя по их просветленным лицам, вызывала в памяти добрые воспоминания. Они были разные: одни располневшие, другие поджарые, но что-то неуловимо общее угадывалось во всей этой четверке. И, приглядевшись, я понял: сквозь возраст и изменившиеся очертания фигур в них проглядывала офицерская стать, гвардейская выправка. А слова песни, которую напевали четверо друзей, подтвердили догадку:
     В годину боевую и суровую
     Отчизна нас под знамя собрала
     И именем фельдмаршала
     Суворова
     Она наш юный корпус
     назвала.

Бывшие воспитанники суворовского училища – вот кто были эти четверо. И среди них особенно выделялся сочный баритон статного красавца, тщетно пытавшегося пригасить свой голос. Это был народный артист России, многолетний премьер Московского театра оперетты, любимец столичной публики Герард Васильев. На премьеру его спектакля «Рыцарь Синяя борода» пришли однокашники, дружбу с которыми Васильев пронес через всю свою жизнь. У бывших суворовцев есть свой клуб, есть свой день, когда они собираются вместе и приводят на эти собрания детей и внуков. Но есть и внеплановые «акции», участвовать в которых считают своим священным долгом потомки великого полководца, спаянные узами дружбы, – это концерты и спектакли Герарда Васильева. И когда отзвучат последние аплодисменты зала, за кулисами раздаются чеканные звуки «Гимна горьковских суворовцев». Именно там, в городе на Волге, в лихую военную годину начиналась дружба мальчишек, у которых война отняла отцов. Страна взяла на себя заботу об их воспитании и подготовке «к служению Родине в офицерском звании» (так записано в уставе Горьковского военного Суворовского училища). Бритоголовых мальчишек учили не      только военным наукам, им прививали культуру быта, человеческого общения, им открывали дорогу к познанию ценностей искусства. Юный суворовец Гера Васильев, родители которого сгорели в огне войны, впервые в своей жизни прикоснулся к музыке, еще не подозревая, что вступил на путь, который приведет его к всенародной славе, к почестям и наградам. Тогда он просто перебирал струны домры, которую вручил ему в каптерке офицер-воспитатель. И осторожно нащупывал по слуху мелодии знакомых песен.
     А еще он был назначен запевалой в строю, потому что уже с детских лет обладал звонким голосом. Юра Анисов, Женя Скрепетов, Игорь Казаков – друзья с суворовской скамьи, с которыми Гера делил все свои нехитрые радости и огорчения. Судьба сама определила жизненный путь Герарда Васильева. Выпускник суворовского училища, он принял военную присягу в Московском Краснознаменном училище имени Верховного Совета РСФСР, которое курсанты между собой окрестили «П в пятой степени» - проверочно-подопытное, парадно-похоронное, пехотное. Потому что приходилось им стоять в почетных караулах на торжественных встречах и похоронах, участвовать в парадах на Красной площади, печатая чеканный молодецкий шаг по брусчатке в сапогах, подбитых специальными железными пластинками.
     В училище было не до музыки: военно-полевая учеба с многокилометровыми бросками при полной выкладке, многочисленные премудрости атаки и обороны, отработка парадного шага, гранит военной науки отнимали все силы и время. Но интерес к мелодиям уже пустил ростки в душе Герарда, и они проклюнулись, когда Васильева направили продолжать учебу в Ленинград. Там он осваивал автомобильное дело. Мысль о пении все сильней крепла в сознании, особенно после первых успехов на смотрах армейской самодеятельности. Члены жюри отмечали красоту, мощь и гибкость голоса курсанта, а друзья в один голос твердили: «Тебе надо учиться пению по-настоящему. Природа подарила тебе голос, которому цены нет».
     А Герард сомневался: ему казалось. что любая перемена будет предательством детской мечты стать кадровым офицером. Хотя двери консерватории все сильнее притягивали теперь уже молодого лейтенанта, выпускника автомобильно-тракторных курсов. Армия всегда бережно опекала своих воспитанников и приходила на помощь в трудные минуты. По специальному разрешению министра обороны Герарду Васильеву разрешили держать экзамен на вечернее отделение вокального факультета Ленинградской консерватории. Армия дала ему путевку и в новую жизнь – в искусство.
     Трудно было, очень трудно: днем - служба, вечером – учеба. Но на этом пути он продвигался поистине суворовскими победными шагами.
     В 1960 году Васильева уволили в запас. Еще не получивший диплома студент консерватории был принят в труппу Новосибирского театра музкомедии. Было ему тогда 32. За год выучил и спел восемь центральных партий, влюбил в себя женскую половину города и, ослепительно улыбаясь на прощание поклонницам, укатил в Москву. Там согласно суворовской «Науке побеждать» стремительно завоевал позицию театрального премьера. Сама «королева оперетты» Татьяна Шмыга в первый же год предложила Герарду партнерство и щедро делилась с ним многими профессиональными секретами. Его репертуар быстро пополнялся ролями в классических и современных спектаклях. Гвардейская стать помогала с одинаковой элегантностью носить и офицерский мундир, и светский фрак. А голос без всяких усилителей легко заполнял зал театра, который слышал и шаляпинский бас, и тенор Козловского.
     Столичная публика ломилась на спектакли и концерты Васильева – он был непревзойденным Мистером Икс, Эдвином, Баринкаем и десятками других героев популярных оперетт, он пел в концертах романсы Чайковского и Рахманинова, объездил с этими программами весь Советский Союз и множество зарубежных стран. Становлению и укреплению его таланта способствовали великолепные режиссеры Г. Ансимов, В. Канделаки, дирижеры Э. Абусалимов, М. Ростропович, композиторы А. Долуханян, А. Эшпай, А. Колкер, партнеры по театру.
     Почетные звания и награды вовремя находили своего героя. Ему предлагали выступления лучшие концертные залы Москвы и десятков других городов. Васильев был окружен любовью, купался в лучах славы, но самое большое счастье и волнение испытывал, когда в зале присутствовали друзья-суворовцы: от них исходила какая-то невидимая энергетика, которая включала все его творческие ресурсы и помогала творить в том состоянии восторга, которое у артистов называется вдохновением.
     С возрастом и опытом у мастеров сцены появляется желание расширить рамки творческого диапазона: знаменитые скрипачи и пианисты становятся за дирижерский пульт, знаменитые актеры увлекаются режиссурой и педагогикой. Герард Васильев решил создать свой театр оперетты, небольшой, мобильный, способный выезжать на гастроли в самые отдаленные уголки России, куда громоздкому Академическому театру при нынешней дороговизне проезда и проживания путь заказан. Верным соратником в этом смелом проекте (чиновники от искусства скептически усмехались: «Большие труппы нынче разваливаются, а тут, видите ли, десяток артистов возомнили себя театром!») стала жена Герарда, молодая, красивая и талантливая актриса Жанна Жердер. Свои литературные способности она убедительно продемонстрировала в пьесе «Прощай, Эдвин?», написанной ею к юбилею Герарда. Актерских и режиссерских дарований ей тоже не занимать: Жанна исполняет ведущие партии во многих опереттах, а спектакли, поставленные ею вместе с мужем для вновь созданного театра, отличаются яркой фантазией, строгим вкусом и искрящимся остроумием.
     Мюзикл «Свадьба Кречинского» с успехом прошел во многих городах России и даже в Японии. «Рыцарь Синяя борода» был благосклонно встречен критикой, отметившей неувядающее мастерство Герарда, новые краски исполнительского почерка Жанны и творческий азарт маленькой труппы, в которую вошли друзья-актеры супругов Васильевых, солисты Академического театра оперетты, которым тоже захотелось творческого простора. И еще отмечали как достоинство, что все артисты поют «живыми» голосами, без помощи электроники, которой в последнее время злоупотребляет Московская оперетта. После премьеры «Синей бороды» по старой доброй традиции бывшие суворовцы пробасили на банкете свой «Гимн». Герард с добродушной улыбкой наблюдал, как распушили боевые перья постаревшие, но не потерявшие гвардейского куража друзья-однополчане перед его красавицей женой.
     А недавно состоялась премьера нового мюзикла «Целуй меня, Кет!». Не беда, что пока нет собственного помещения, не беда, что средств на содержание своего оркестра у молодого театра нет, не беда, что декорации приходится хранить в квартире. Главное, что театр зажил своей творческой жизнью, что есть интересная работа, любимая жена и надежные партнеры. А самое главное, что рядом друзья, которые прошли с ним через всю жизнь. Дай Бог им крепкого здоровья, чтобы и на последующих премьерах они смогли бы, обнявшись, пропеть неувядаемый «Гимн суворовского училища».


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker