на главную страницу

6 Июля 2002 года

Линия жизни

Суббота

Социальная цена боевых действий

Вел беседу Виталий СТРУГОВЕЦ.



В Совет Государственной Думы внесен законопроект «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий». О депутатской инициативе рассказывает один из ее авторов, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по обороне Алексей АРБАТОВ.

     - Алексей Георгиевич, в чем, на ваш взгляд, необходимость закона об участниках боевых действий?
     - В настоящее время статус участников Великой Отечественной войны, других войн и боевых действий, которые проводились Советским Союзом и проводятся Российской Федерацией, определяется целым рядом федеральных законов: «О ветеранах», «О статусе военнослужащих», «Об обороне», «О чрезвычайном положении», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, и членов их семей», «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и других.
     Положения этих законов не всегда стыкуются между собой, и, кроме того, многие участники реальных боевых действий, проводившихся в последнее время, например контртеррористической операции в Чеченской Республике, получают дополнительные льготы и выплаты в соответствии не с законами, а с указами президента и постановлениями Правительства Российской Федерации. Кроме того, контртеррористическая операция в Чеченской Республике не имеет в настоящее время достаточного юридического оформления, в связи с чем в дальнейшем это может привести к произволу в отношении ее участников.
     Поэтому нам представляется целесообразным, чтобы статус участников вооруженных конфликтов, боевых действий, в том числе и таких операций, которые сейчас проводятся в Чеченской Республике, регулировался одним общим федеральным законом. Законом, в соответствии с которым государство берет на себя определенные материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий.
     Наличие такого закона, кроме всего прочего, гарантирует, что исполнительная власть, начиная любые боевые действия, должна будет учитывать, что государство обязано нести расходы, обеспечивая участников боевых действий и членов их семей соответствующими материальными благами за риск и потерю здоровья, жизни.
     Второй краеугольный камень концепции законопроекта - обеспечение участников вооруженных конфликтов, боевых действий, их семей и даже само определение их статуса нужно поставить не на базу десятков нормативных актов, часть которых вообще засекречена, а на твердую, открытую, ясную законодательную основу.
     Наличие Закона «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий» позволит решить все вопросы, касающиеся статуса участников боевых действий (локальных войн) независимо от времени и места их проведения, по существу автоматически продлевая положенные им выплаты, льготы и привилегии.
     - Что представляет собой законопроект, какие нормы в нем заложены?
     - Проект Федерального Закона «О статусе участников вооруженных конфликтов и участников боевых действий» состоит из семи глав, объединяющих 32 статьи. Первая глава раскрывает общие положения, которые используются в документе. В частности, понятия «участник боевых действий», «статус участника боевых действий», условия, на которых граждане привлекаются к участию в боевых действиях, правовые основы статуса участников боевых действий, отнесение к участникам боевых действий. Мы предлагаем законодательно зафиксировать, что боевые действия - это организованные действия объединений, соединений, частей, подразделений в условиях военного положения, чрезвычайного положения, введенных в соответствии с Конституцией РФ (Конституцией СССР) и соответствующими федеральными законами с определением границы территории их введения, при вооруженных конфликтах, а также в период проведения миротворческих операций при вооруженных конфликтах. Военнослужащие, проходящие службу по призыву, могут направляться в районы боевых действий только после прохождения шестимесячной профессиональной подготовки.
     Ряд вопросов мы предлагаем отнести к исключительной компетенции исполнительной власти. Например, предоставление Президенту Российской Федерации права определять по представлению министра обороны РФ или руководителя иного федерального органа исполнительной власти перечень воинских частей, штабов и учреждений, временных формирований, участвующих в боевых действиях, районы боевых действий и период их проведения, а также относить отдельные категории граждан, принявших участие в боевых действиях и не попадающих под действие закона, к участникам боевых действий.
     Вторая глава законопроекта посвящена непосредственно социальной защите участников вооруженных конфликтов и боевых действий. В ней представлены: содержание и меры социальной защиты участников боевых действий, денежное довольствие участников боевых действий и дополнительные выплаты за непосредственное участие в боевых действиях, определены социальные гарантии и компенсации участникам боевых действий, в том числе инвалидам (по охране здоровья и медицинской помощи, по пенсионному обеспечению и налогообложению, по предоставлению жилых помещений, коммунальных услуг, проезду на транспорте, в области труда и отдыха, культуры, оказания ритуальных услуг).
     За одни сутки непосредственного участия в боевых действиях мы предлагаем солдатам, сержантам и старшинам выплачивать по 1,3 минимального месячного оклада по воинской должности. Прапорщикам (мичманам) и офицерам - по 1,5 минимального месячного оклада по воинской должности. Право составления списков непосредственных участников боевых действий мы предлагаем оставить за командирами частей и подразделений с утверждением их командующими объединениями или командирами отдельных соединений. Таким образом, узаконить практику, сложившуюся во время проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике. Период выполнения задач в районах боевых действий в выслугу лет и трудовой стаж для назначения пенсии предлагаем засчитывать из расчета один месяц службы - за три.
     В области охраны здоровья и медпомощи за участниками боевых действий мы предлагаем сохранить бесплатное пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней, к которым указанные лица были прикреплены во время работы, а также при наличии медицинских показаний, первоочередное бесплатное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации и лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
     Мы считаем необходимым участникам боевых действий предоставить бесплатный проезд на всех видах городского транспорта (за исключением такси), железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, а также бесплатный проезд на всех видах транспорта любых маршрутов раз в два года (туда и обратно) либо по их желанию за 50 процентов раз в год.
     Целую главу мы посвятили проблеме реабилитации участников боевых действий. При этом, подчеркну, ведем речь о реабилитации комплексной: медицинской, психологической, педагогической, социально-экономической. И не только самих участников боевых действий, но и членов их семей. Необходимость последнего доказала сама жизнь.
     Не забыли депутаты и членов семей погибших участников боевых действий. Мы считаем, что на них в полной мере должны распространяться льготы, гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.
     Если резюмировать все заложенное в законопроекте, то мы однозначно стоим на позиции приравнивания по льготам, компенсациям и привилегиям участников боевых действий (локальных войн) к участникам Великой Отечественной войны. Лично моя позиция в этом вопросе такова: для страны, для общества в целом существует разница - Великая Отечественная война или локальный конфликт, война в Афганистане, в Чечне, выполнение миротворческих функций в Абхазии... Но для конкретных участников боевых действий, которых обстреливают, которые гибнут в сбитых вертолетах и на блокпостах, подрываются на фугасах, на мой взгляд, не легче от того, где их ранили или убили...
     Кстати, принцип приравнивания участников боевых действий, вооруженных конфликтов к участникам Великой Отечественной войны Госдума уже начала реализовывать. Недавно нижняя палата приняла в первом чтении законопроект, внесенный группой депутатов и Московской областной думой, предусматривающий распространение льгот ветеранов войны на участников боевых действий в Чечне в 1994-1996 гг. и во время контртеррористической операции, начавшейся в 1999 году.
     - Насколько затратным окажется закон?
     - Устанавливая перечень льгот и компенсаций, законопроект наделяет Президента Российской Федерации исключительным правом определять по представлению министра обороны Российской Федерации или руководителя иного федерального органа исполнительной власти перечень воинских частей, штабов и учреждений, временных формирований, участвовавших в боевых действиях, районы боевых действий и период их проведения. Это дает возможность просчитать «социальную цену» возможных боевых действий, но не повлечет финансовых затрат, в том числе из федерального бюджета непосредственно после вступления настоящего закона в силу до принятия соответствующего решения Президентом Российской Федерации.
     Вводимые законопроектом льготы, гарантии и компенсации соответствуют льготам, гарантиям и компенсациям, установленным российским законодательством и действующим в настоящее время. Финансирование большей части мероприятий, которые предусматриваются законопроектом, в настоящее время уже осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и в основном уже предусмотрены в этих бюджетах в соответствии с другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
     - Есть ли у законопроекта противники? Как вы видите прохождение его в Государственной Думе?
     - Я думаю, что борьба за закон предстоит тяжелая, хотя в Вооруженных Силах, я знаю, поддержка этого закона огромна. Почему его ждут? Потому что закон устанавливает четкие правила социальной защиты - обеспечение в случае ранения, увечья и обеспечение семьи в случае гибели и условия, при которых они вступают в силу.
     Сейчас общая тенденция в государственной политике — уходить от социальных льгот и переходить на денежные компенсации этих льгот. Но в этом законопроекте, авторами которого, отмечу, являются все члены Комитета Государственной Думы по обороне и члены других комитетов, мы исходим из того, что останутся социальные льготы: льготы по выплате коммунальных услуг, жилья, льготы по медицинскому обеспечению, по проезду. Сейчас просто нет возможности все это быстро перевести в денежную форму. Мы считаем, что все льготы, которые обеспечиваются на уровне местных бюджетов, должны так и дальше обеспечиваться, а компенсация регионам должна идти за счет межбюджетных отношений вместо нынешней тенденции — все льготы отменять и просто немножко увеличивать денежное довольствие. Это, как показывает опыт, совершенно себя не оправдывает.
     Мы обсуждали законопроект в Совете Федерации на Комитете по вопросам обороны и безопасности, и в целом члены верхней палаты парламента поддержали наш законопроект.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker