на главную страницу

6 Июля 2002 года

Ситуация

Суббота

И не то чтобы «да», и не то чтобы «нет»

Вадим Коваль, «Красная звезда».



Майор Александр Кожевников по состоянию здоровья был уволен в запас в середине 90-х годов, имея в общей сложности 22 года выслуги и квартиру в небольшом военном городке в нескольких десятках километров от Новосибирска. Конечно, перспектива дальнейшей жизни с минимумом благ цивилизации казалась малопривлекательной, однако статус закрытого военного городка позволял-таки надеяться на отселение и получение в будущем достойного жилья.

     Более спокойная и размеренная гражданская жизнь заставила задуматься о прибавлении семейства. Своих детей Кожевниковым Бог, что называется, не дал, поэтому на семейном совете было принято решение об удочерении девочки: все одно, какая-то радость будет в доме. Не зря же еще Шарль Сент-Бев как-то сказал: «Если к сорока годам комната человека не наполняется детскими голосами, то она наполняется кошмарами». Так, после неизбежной для столь ответственного шага череды хлопот и переживаний три года назад в квартире Кожевниковых появилась двухмесячная Настя. Время шло, девочка росла, радуя новых родителей, но к радости Александра Ивановича и Ларисы Сергеевны все чаще стало примешиваться и чувство тревоги: в военном городке каждый его обитатель как на ладони. От соседей здесь ничего не утаишь. И уж тем более – тайну удочерения. Как и от подрастающей дочки.
     Некоторым из уволенных в запас обитателей Н-ского гарнизона посчастливилось получить жилье в областном центре. Кожевниковым же относительно переселения по-прежнему приходилось жить только надеждами на будущее. Поэтому после шестилетнего терпеливого ожидания своего отселения из военного городка супруга офицера запаса обратилась с просьбой о содействии в решении данного вопроса к командующему войсками СибВО. 27 марта 2001 года в результате рассмотрения письма на нем появилась резолюция: «Начальнику КЭУ. Выделить жилье в строящемся доме в Новосибирске». Казалось бы, приятные хлопоты переезда уже не за горами, но не зря же говорят, что гладко – только на бумаге.
     В развитие ситуации руководство КЭО Западно-Сибирского региона рекомендовало Кожевниковым обратиться в гарнизонную жилищную комиссию по месту проживания, однако в феврале 2002 года, спустя несколько месяцев, оттуда они получили ответ, что данная жилкомиссия распределяет квартиры только по своему гарнизону. Правда, в нем содержалась и оговорка, что при поступлении для распределения квартир в Новосибирске жилищный вопрос Кожевниковых будет рассмотрен. По прошествии еще пары месяцев на заседании жилкомиссии Н-ского гарнизона было принято решение о признании необходимым смены места жительства семьи майора запаса Кожевникова и ходатайстве о выделении ему двухкомнатной квартиры в Новосибирске. Это максимум, чего за год удалось добиться семье офицера запаса, если не считать изрядно поднакопившихся ответов на обращения Кожевниковых в различные инстанции.
     А в мае нынешнего года из КЭО Западно-Сибирского региона Лариса Сергеевна получила письмо следующего содержания: «В настоящее время вы с семьей из 3 человек занимаете по постоянному ордеру 2-комнатную квартиру жилой площадью 25,76 кв. м, что не позволяет признать вас нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время ваш муж утратил связь с Министерством обороны и поэтому претендовать на повторное выделение вам жилья по линии Минобороны вы не вправе.
     Так как по постановлению Правительства РФ № 1035-р от 2.08.01 военный городок в настоящее время является открытым, занимаемую жилую площадь вы вправе приватизировать, обменять либо продать и таким образом решить вопрос переселения в г. Новосибирск. Также вы вправе встать на очередь по избранному месту жительства в органах местного самоуправления.
     Однако, учитывая положительное решение командующего войсками СибВО о выделении вам квартиры в г. Новосибирске, вам необходимо обратиться к председателю жилищной комиссии Н-ского гарнизона, который в свою очередь вправе вынести данный вопрос с приложением документов, имеющих отношение к делу, на очередное заседание жилищной комиссии Новосибирского гарнизона, которая и будет рассматривать ваше обращение по существу с учетом норм действующего законодательства».
     Армейские чиновники по-своему правы. Пока ситуация развивалась, военный городок стал открытым. Правда, в данный момент какая-либо документация о снятии статуса закрытого военного городка и технические паспорта на находящиеся в нем дома в местной администрации отсутствуют, ввиду чего приватизация таких квартир невозможна. Но дело даже не в этой технической заминке, связанной с оформлением необходимых документов. Даже если бы приватизация и оказалась сейчас возможной, много ли нашлось бы охотников приобрести жилье на отшибе цивилизации? А уж о сопоставимости его стоимости с новосибирскими ценами на квартиры говорить и вовсе смешно.
     И здесь видится еще одна проблема, общая для жителей военных городков, подобных этому. Снимая с них статус закрытых, государство тем самым фактически снимает с себя и обязанность по предоставлению их обитателям нормальных квартир. Считаясь, таким образом, обеспеченными жильем, они, например, не могут стать участниками программы «Государственные жилищные сертификаты». А теоретическая возможность встать на очередь по избранному месту жительства в органах местного самоуправления сегодня реально оборачивается многолетним и зачастую бесполезным ожиданием квартиры. По отношению же к людям, всю свою жизнь посвятившим служению Отечеству и изрядно поскитавшимся по дальним и небольшим гарнизонам, такая «забота» об их послеармейской жизни выглядит удручающе.
     Это, так сказать, с моральной точки зрения. По мнению же директора специализированного юридического центра «Военюр» Новосибирской областной общественной организации «Российское воинское братство» полковника юстиции запаса Сергея Гурова, исходя из вышесказанного подобная практика изменения статуса некогда закрытых военных городков в значительной степени ущемляет конституционные права их обитателей на выбор места жительства. В то время как п2 ст55 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина». Сейчас же получается так, что проживающие в открытых военных городках бывшие военнослужащие не имеют реальной возможности выехать оттуда к избранному месту жительства, а проходящие службу в этих гарнизонах их собратья в погонах вынуждены снимать жилье из-за отсутствия здесь свободных квартир. Сегодня каждому понятно, что решение указанной проблемы упирается в ограниченные возможности государственного бюджета. У уволенных же в запас обитателей военных городков своя логика и желание, хотя бы находясь на пенсии, вкусить блага цивилизации и пожить по-людски.
     Что же касается дальнейшей судьбы семьи Александра Кожевникова, то, как заверил корреспондента «Красной звезды» начальник жилищной группы КЭО Западно-Сибирского региона подполковник Игорь Рывкин, при распределении очередного жилого дома в Новосибирске вопрос о предоставлении офицеру запаса другой квартиры будет вынесен на заседание жилищной комиссии Новосибирского гарнизона. Поэтому все будет зависеть от решения членов жилкомиссии Новосибирского гарнизона. Возможно, помимо всего прочего, ими будет принята во внимание и ст. 139 Семейного кодекса РФ, гласящая, что тайна усыновления ребенка охраняется законом.
     Пока же неискушенная во всех юридических тонкостях отечественного законодательства семья Кожевниковых видит одно: вроде бы никто из должностных лиц, к которым они обращались за помощью в решении своего жилищного вопроса, не против предоставления им квартиры в Новосибирске, о чем свидетельствует их внушительная переписка с различными инстанциями. На деле же получается, как в известной песне: «И не то чтобы «да», и не то чтобы «нет».
     От редакции. По вполне понятным причинам имена и фамилии офицера запаса и членов его семьи изменены.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker