на главную страницу

9 Июля 2002 года

Тема номера

Вторник

Российский город Калининград

Игорь БАЛАШОВ, «Красная звезда».



Время ожидания – так сейчас можно охарактеризовать настроение россиян, живущих в самой западной области нашей страны – Калининградской. Ожидания решения, без всяких преувеличений, своей судьбы. Об этом говорят и спорят сегодня политики самых разных уровней. А что думают сами калининградцы о своем настоящем и будущем? На вопросы «Красной звезды» отвечает мэр Калининграда Юрий САВЕНКО.

     Визитная карточка: Юрий Алексеевич Савенко родился 26 мая 1961 г. в Калининграде. Срочную службу проходил на Балтийском флоте. Окончил Киевское высшее военно-морское политическое училище. Офицерскую службу проходил на Тихоокеанском флоте в должностях от заместителя командира роты до заместителя командира соединения надводных кораблей. В 1990 г. избран заместителем председателя Корсаковского городского совета, а вскоре назначается главой администрации (мэром) Корсакова. С 1993 г. работал на различных должностях в мэрии Калининграда и администрации Калининградской области. С 1998 года сначала исполнял обязанности мэра Калининграда, затем был избран на эту должность. Капитан 1 ранга запаса.
     - Юрий Алексеевич, волей судьбы Калининград оказался сегодня в центре внимания Европы. Одни хотят его видеть лицом России на Западе, другие, похоже, не прочь практически отторгнуть город от остальной территории России. У мэра Калининграда есть свой взгляд на эту проблему?
     - Мое мнение – это мнение не мэра, а человека, который родился и вырос в этом городе и которому дорога его судьба. Калининград имеет достаточно необычное прошлое и специфическое настоящее. Хотим мы этого или нет, но это наложит отпечаток и на его будущее. Сегодня никто не может противодействовать объединению Европы, этот процесс идет нарастающими темпами. И его влияние хорошо ощутимо. Рядовой калининградец заметно отличается от среднестатистического жителя России именно из-за географического положения области. У него другие требования. Он спрашивает с властей, исходя не из положения дел, скажем, в Туле или Рязани, а в сравнении с соседними странами – Польшей, Литвой, Германией. Это обусловлено достаточной открытостью границ, возможностью видеть своими глазами, как можно жить. Понятно, что он хочет жить именно так.
     Поэтому власть должна решать задачи совершенно иного качества. Прежде всего мы должны довести экономику, социальную сферу хотя бы до тех показателей, которые уже имеют Литва и Польша. Этого сложно добиться, потому что мы работаем в совершенно ином законодательном поле, сталкиваемся с иным экономическим отношением Европы к России. Рядом находятся страны с более привлекательным для инвесторов климатом, имеющие десятилетний опыт развития в совершенно другой экономической и социально-политической системе.
     Я не случайно заговорил о российском законодательстве. В последнее время с регулярностью раз в два года в российское законодательство вносятся изменения, которые прямо затрагивают закон об особой экономической зоне. В кругах потенциальных инвесторов это вызывает напряжение и естественные опасения. Мало того, это заставляет и нас самих пересматривать стратегию экономического развития. Допустим, если несколько лет назад она была ориентирована в основном на привлечение иностранного капитала, то сегодня обращена в сторону российских инвесторов.
     В Калининграде уже созрел и собственный крупный капитал, который, считаю, достаточно разумно используется в реализации различных программ. Мы уже переросли такие простые с точки зрения экономики формы, как торгово-посреднические операции, и выходим на создание совместных производств. Этому есть хорошие примеры – предприятия по сборке телевизоров, глубокой переработке мясопродуктов, сборочные производства автомобилей марки “БМВ” и “КИА”. Мы понимаем, что Калининграду уготована особенная роль. Не в политическом смысле. Калининград есть и будет российским городом, а область – территорией России. В экономическом смысле Калининград обречен быть отличным от остальных городов страны. Калининград должен быть русским городом с европейским лицом.
     - В Калининграде выросло уже целое поколение молодых людей, которые никогда не бывали в “большой” России. Транзит по территории сопредельных государств ведет к значительному удорожанию такой поездки. Намерение Польши и Литвы после вступления в следующем году в Евросоюз ввести для всех без исключения россиян режим шенгенских виз до предела обострит проблему поддержания связи с исторической родиной. Эта позиция может быть изменена?
     - Мне кажется, за последние полтора года усилиями различных ветвей власти – президента страны, правительства, Государственной Думы – удалось сформировать у представителей ведущих западных стран, имеющих немалый вес и авторитет в европарламенте, Совете Европы, мнение о том, что расширение ЕС не должно сопровождаться изоляцией одной части страны от другой. Выступая в Брюсселе весной этого года перед европейскими парламентариями, я говорил о том, что они не имеют никакого права делать из Калининграда резервацию. Эта позиция не отвечает нормам цивилизованного общества. Решения проблемы есть, и они очевидны. Мы предложили ввести для всех жителей области шенгенские визы, возможно также заключение между Россией и ЕС специального соглашения, дающего право на пересечение Литвы наземным транспортом в течение двух суток.
     А наше внутреннее дело - сделать для жителей области поездки на основную территорию России более доступными. На протяжении последних нескольких лет перед правительством страны несколько раз ставился вопрос о введении денежных компенсаций за транзит по территории других государств. Безрезультатно. Со своей стороны и администрация области, и мэрия Калининграда стремятся создать условия, чтобы юные жители региона не только по книгам и телепередачам знали свою Родину. В этом году несколько групп детей из малообеспеченных семей совершили поездки по городам Золотого кольца России, побывали в Москве и Санкт-Петербурге. Практика таких поездок непременно будет продолжена.
     - Юрий Алексеевич, вы, должно быть, не понаслышке знаете те проблемы, с которыми сталкиваются сегодня как действующие, так и уволенные в запас военнослужащие. Жилье, переобучение, трудоустройство… Каким-то образом мэрия Калининграда помогает в их решении?
     - Нагрузка на самую маленькую область страны, конечно, очень большая. Вдумайтесь только в одну цифру: десять процентов уволенных в запас из Вооруженных Сил бесквартирных военнослужащих приходится на наш регион. Разумеется, жилье – это самая острая проблема. Мэрия Калининграда активно сотрудничает с командованием Балтийского флота в решении этой проблемы. Предоставляем для строительства домов для офицеров хорошо подготовленные в инженерном отношении площадки, что позволяет снизить себестоимость квадратного метра жилья. Совместно с правительством Москвы начали реализацию специальной программы с привлечением ГЖС, что даст флоту дополнительно около 200 квартир. Прекрасно понимая, что далеко не всегда уволенному в запас офицеру удается приобрести новое жилье на выделенную по ГЖС сумму, предлагаем благоустроенные квартиры из вторичного фонда.
     Помогаем и в трудоустройстве. Потенциал офицерского корпуса в России всегда был очень высок. Для того чтобы человек смог реализовать свои возможности в гражданской жизни, мэрия вот уже на протяжении многих лет финансирует переобучение уволенных в запас военнослужащих. Общий уровень безработицы в Калининграде сопоставим с уровнем по стране в целом. Но могу совершенно точно сказать, что офицеров на бирже труда у нас практически нет. Люди с широким кругозором, высоким интеллектом всегда востребованы, если привить немного опыта работы по избранной гражданской специальности. Сегодня в Калининграде уже есть немало бывших офицеров флота, которые в масштабах области являются серьезными и крупными предпринимателями и бизнесменами, они успешно работают в сфере управления, органах власти всех уровней.
     - Жилье и трудоустройство… Получается, что город помогает тогда, когда человек готовится к увольнению из Вооруженных Сил?
     - Не только. Иногда мэрии даже достается от контрольно-ревизионных органов за чрезмерное, по их мнению, расходование средств на эти цели. Город шефствует над большим десантным кораблем “Калининград”. Каждый из пяти районов города шефствует над своим факультетом Балтийского военно-морского института. С ходу я не смогу даже перечислить все подшефные воинские части, их десятки. Очень хорошие взаимоотношения у нас сложились и с командованием Балтийского флота.
     Мне часто приходится бывать в воинских частях и на кораблях. Могу сопоставить с собственным опытом офицерской службы их нынешнее положение в обществе.
     - Соответствует ли оно тем целям и задачам, которые ставит перед ними государство?
     - Абсолютно не соответствует. То, что произошло в конце восьмидесятых годов, когда начали шельмовать армию и флот, до сих пор аукается. Я сам хорошо это помню. Мы стояли на ремонте во Владивостоке, и офицерам просто не рекомендовали появляться в городе в форме во избежание неприятностей. И это - во флотском городе.
     К сожалению, обратный процесс до сих пор не пошел или пошел, но очень медленно. Не вернулись мы еще к тому положению, когда человек в погонах пользовался безграничным доверием, уважением и любовью населения. А ведь это должно быть незыблемо. Сегодня ни по моральному климату в отношении армии и флота, ни по материальному положению военнослужащих страна не вернулась к существовавшему до начала 90-х годов положению. Государство перед ними в большом долгу. Нет реального соответствия между теми задачами, которые стоят перед Вооруженными Силами, и теми условиями, в которых эти задачи выполняются. Это же ненормально, когда офицер, дежурящий за кнопками управления ядерным оружием, несущий огромную ответственность за вверенное ему оружие и личный состав, едва дотягивает по своему денежному довольствию до среднего уровня заработной платы по стране. И при этом мыкается с семьей по чужим углам да по дальним гарнизонам. Престиж военной службы должен быть подкреплен нормальными материальными ресурсами. Поэтому и считаю, что власти любого уровня должны делать все, что в их силах, для устранения этого перекоса.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker