на главную страницу

9 Июля 2002 года

Армия и общество

Вторник

Услышать голос регионов

Виталий ДЕНИСОВ, «Красная звезда».



В соответствии с планом мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2002 года в Калмыкии по согласованию с руководством республики состоялось выездное заседание Комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. В ходе поездки группа сенаторов изучала и обобщала региональный опыт обеспечения парламентской деятельности в субъекте Российской Федерации. Члены верхней палаты федерального парламента провели также ряд важных встреч с президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым, председателем Народного хурала Вячеславом Бембетовым, депутатами парламента республики. Они также приняли участие в работе «круглого стола» на тему «Пути и методы разработки и формирования стандартов обеспечения законотворческого процесса». Кроме того, они ознакомились с условиями, в которых трудятся их коллеги - представители Калмыкии в Совете Федерации, изучили опыт работы их региональных офисов, посмотрели, как на практике реализуется инициатива Комиссии СФ - работа общественных приемных. Об итогах проделанной работы рассказывают участники поездки.

     Председатель Комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Владимир КУЛАКОВ:
     - Сегодня Совет Федерации вполне профессиональный орган, несмотря на то, что в новом составе на постоянной основе мы работаем всего лишь пятый месяц. Тем не менее за это время уже сделано немало. Главным достижением можно считать то, что успешно проведена реорганизация палаты. Принят новый регламент Совета Федерации, избраны его рабочие органы, в том числе председатель, вице-спикеры и главы 23 комитетов и комиссий, сформированы новые комитеты и комиссии, которых стало на 11 больше, завершается реформирование аппарата палаты. Но при этом штатная численность аппарата Совета Федерации не изменилась - 900 человек. Здесь нам удалось серьезно сэкономить. Таким образом, все организационные вопросы по реформированию Совета Федерации в соответствии с изменениями в законодательстве решены.
     Можно сказать, что обновленный Совет Федерации органично вписывается в систему российской власти. Фактически возник устойчивый «четырехугольник»: президент - правительство - Госдума - Совет Федерации. Раньше эта схема скорее походила на треугольник, в котором законодательную власть представляло Федеральное Собрание, но реальной структурой была одна Госдума. Новая схема, которую мы утвердили, позволяет эффективно строить законодательный процесс.
     Особое внимание в ходе нынешних парламентских реформ было уделено формированию органов, обеспечивающих законодательную деятельность. Впервые в отечественной законодательной практике был создан орган парламентского контроля за обеспечением деятельности Совета Федерации. Его создание обусловлено резким возрастанием чрезвычайно сложных задач, связанных с переходом нашей палаты к работе на постоянной основе. Необходимо было в короткий срок коренным образом перестроить всю работу по обеспечению парламентской деятельности 178 сенаторов, прибывших в Москву из 89 субъектов Российской Федерации.
     Мы сразу выделили шесть приоритетных направлений. Они охватывают весь комплекс материально-технического, информационного, правового, социально-бытового и других видов обеспечения, включая межпарламентскую деятельность.
     Круг вопросов, которые приходится решать нашей парламентской комиссии, чрезвычайно актуален, так как он одновременно затрагивает жизненные и профессиональные сферы деятельности каждого члена Совета Федерации, сотрудника аппарата и в целом функционирование структурных подразделений и органов нашей палаты. Поэтому работа нашей комиссии больше повернута в сторону практической деятельности.
     В соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы» исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан обеспечить необходимые условия члену Совета Федерации для осуществления им своих полномочий в субъекте Российской Федерации. Однако на практике эти нормы закона в некоторых регионах игнорировались. В непростой ситуации оказались члены Совета Федерации из Брянской области и Карачаево-Черкесии, чьи парламентские права в регионах ущемлялись местными чиновниками. После вмешательства комиссии удалось в полном объеме восстановить их права и повлиять на создание необходимых условий для выполнения нашими коллегами своих парламентских полномочий.
     Все эти и другие проблемы в настоящее время решаются в единой схеме «комиссия - аппарат» путем разработки стандартов обеспечения деятельности. Сам стандарт представляет из себя типовой перечень материально-технических, финансовых средств, социально-бытовых услуг, устанавливаемый для обеспечения его деятельности в соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы.»
     Член Комиссии СФ по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации Игорь ПРОВКИН:
     - Нашей инициативой можно считать функционирование общественных приёмных членов Совета Федерации в регионах России. Идея их создания возникла и обсуждалась в ходе первых заседаний комиссии как дополнительная возможность расширения парламентской деятельности членов палаты в субъектах Федерации, не требующая финансовой поддержки из бюджета палаты.
     В ходе экспериментальной «обкатки» этой инициативы членом нашей комиссии Александром Дубоделом у себя в регионе был получен положительный результат. В 7 муниципальных образованиях Тверской области и в городе Твери начали действовать его общественные приёмные, в которые за прошедшие полгода обратились 1.283 жителя области. В комиссии по контролю был одобрен первый опыт, и вскоре этой формой работы с населением решил воспользоваться и еще один сенатор от этого региона. В итоге к весне этого года общественные приёмные стали действовать в 12 районах области.
     Сама идея общественных приёмных не нова - ими пользуются уже многие губернаторы и мэры, некоторые депутаты Госдумы. Но члены Совета Федерации до последнего времени не обращали внимания на такую форму работы с населением, так как в большинстве своем они были руководителями исполнительных или законодательных органов власти регионов страны. Еще одна особенность заключалась в том, что раньше общественные приёмные создавались представителями исполнительных органов власти. В нынешних условиях они открываются в регионах и для законодателей.
     Открытие и успешная работа в новом формате общественной приемной Совета Федерации на Моховой улице в Москве подтвердили жизнеспособность инициативы нашей комиссии о создании аналогичных структур в регионах. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов открыл недавно в Выборгском районе Санкт-Петербурга свою общественную приёмную. Сегодня активно формируются и функционируют приёмные в Магаданской и Ульяновской областях, других регионах страны. Четыре «моих» приёмных открыли свои двери для жителей Калмыкии, которую я представляю в верхней палате российского парламента.
     На недавнем заседании комиссии поступило предложение считать общественные приёмные наших сенаторов в регионах своеобразными приёмными всей палаты. Мы считаем: если опыт общественных приёмных членов Совета Федерации будет поддержан и они получат «прописку» в других регионах, то можно предположить, что прямая связь Совета Федерации с гражданами страны начнет складываться как единая система. В этом мы убедились в ходе апрельского выездного заседания комиссии в Твери. Подтвердила это и нынешняя наша поездка.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker