на главную страницу

12 Июля 2002 года

Планета людей

Пятница

ВОЗВРАЩЕНИЕ В ЕВРОПУ

Владимир НИКОЛАЕВ.



3 июля 2002 года РСК «МиГ» и министерство обороны Словакии подписали контракт на восстановление летной годности парка истребителей МиГ-29, находящихся на вооружении ВВС Словакии. Это уже третья европейская страна, которая заключила контракт на ремонт и обслуживание парка истребителей МиГ-29 непосредственно с российским разработчиком и производителем авиатехники. О перспективе и итогах работы РСК «МиГ» в европейском регионе рассказывает генеральный директор - генеральный конструктор корпорации Николай НИКИТИН.

     Возвращение РСК «МиГ» на европейский рынок явилось знаковым событием, подтвердившим высокий потенциал самолета и его преимущества с экономической точки зрения при сравнимой с конкурентами эффективности. На вооружении ВВС Польши, Венгрии, Болгарии, Румынии, Словакии насчитывается 120 самолетов МиГ-29 в различной степени боевой готовности, причем 60 машин были поставлены уже после распада Советского Союза. Все эти страны сейчас находятся на этапе перехода на западные стандарты. Польша и Венгрия уже вступили в НАТО. Что касается остальных трех стран, этот шаг им предстоит, начиная с 2003 года. Чтобы довести МиГ-29 до натовских стандартов, на истребителях должны быть установлены система опознания «свой-чужой», новые навигационные системы, оборудование связи и дополнительные топливные баки для увеличения дальности полетов и, безусловно, необходимо продление ресурсов двигателей и планеров. Поэтому нужно определить, каким образом организовать и провести их ремонт и адаптацию. У российских же специалистов накопился многолетний опыт обслуживания МиГ-29 германских ВВС.
     Практика показывает, что участие непосредственных разработчиков и производителей в модернизации самолетов позволяет избежать ошибок, которые могут привести к нежелательным последствиям. Об опасности проведения работ на боевой авиатехнике без российских инженеров говорит и то, что, например, самолеты, модернизированные по подобному принципу, часто терпят аварии по причинам технического характера.
     Для сохранения боевой эффективности самолета и соответствия различным требованиям европейских заказчиков РСК «МиГ» разработала унифицированную программу обслуживания, а также модульную модернизацию парка истребителей этого семейства с привлечением национальной промышленности стран-эксплуатантов. Результаты проделанной работы в этом направлении не заставили себя ждать. В августе 2001 года корпорация «МиГ» выиграла тендер на восстановление летной годности МиГ-29 венгерских ВВС, а в октябре уже были подписаны контракты. Было достаточно сложно убедить венгерскую сторону выбрать наш вариант и отказаться от подержанных F-16, но экономический фактор победил все остальные.
     В конце 2001 года болгарское правительство объявило международный тендер на восстановление находящихся на вооружении ВВС МиГ-29. На участие в тендере подавали заявки пять компаний, в том числе и РСК «МиГ». 26 марта 2002 года мы подписали контракт с министерством обороны Болгарии. И вот наконец со Словакией подписан рамочный контракт и четыре дополнительных соглашения на восстановление летной годности парка истребителей МиГ-29, находящихся на вооружении ВВС Словакии.
     Ремонт самолетов, продление ресурсов и адаптация под стандарты НАТО и требования ИКАО - это тот минимальный комплекс работ, который предстоит выполнить с парком МиГ-29 этих стран, но мы пошли дальше. МиГ-29 при соответствующей модернизации не устареет еще как минимум 20-25 лет. РСК «МиГ» предлагает широкий выбор вариантов модернизации, позволяющей ВВС любой страны получить самолет, который необходим им в конкретных условиях применения, чтобы добиться максимального увеличения потенциала военно-воздушных сил. «Идеология» модернизации заключается в придании МиГ-29 принципиально новых боевых качеств и значительном увеличении боевого радиуса действия при минимальных затратах.
     У многочисленных эксплуатантов самолета самые разные требования к модернизации своих самолетов, что вполне естественно. Поэтому модернизацию мы делаем по любой просьбе заказчика. Один заказчик говорит, что нужно модернизировать только систему управления вооружением (СУВ), другой - и СУВ, и топливную систему, и систему навигации, и работать в стандартах НАТО. Поэтому мы сделали модульную модернизацию. То есть модернизация самолетов в вариант СМТ состоит из нескольких модулей.
     Первый модуль - это модернизация системы управления вооружением. Вместо модернизированной РЛС Н - 019МЭ устанавливается станция нового поколения «Жук-М», как в корабельном варианте, так и варианте МRСА. Это значительно повышает эффективность использования новейших ракет класса «воздух - воздух» и «воздух - поверхность».
     Арсенал управляемого оружия самолета дополнен противокорабельными ракетами с активной головкой самонаведения, противорадиолокационными ракетами. При подвеске контейнера с оптико-лазерной аппаратурой самолет может применять ракеты класса «воздух - поверхность» и управляемые бомбы КАБ-500Л с лазерными головками наведения. Благодаря этому МиГ-29 превращается в многофункциональный истребитель, способный действовать и по воздушным, и по наземным целям. По оценкам специалистов,
     МиГ-29СМТ, оснащенный двумя ракетами Х-29Т или четырьмя бомбами КАБ-500Кр, при решении ударных задач имеет боевую эффективность, равную эффективности многоцелевого истребителя F-16С, и превосходит по критерию «эффективность-стоимость» самолеты F/А-18С и Mirage 2000-5.
     Второй модуль - это улучшение топливной системы и увеличение внутреннего запаса топлива. Внутренний запас топлива на МиГ-29СМТ увеличен на 950 л за счет применения накладного бака за кабиной пилота. Емкость подвесного топливного бака возросла на 500 л. Перегоночная дальность полета с тремя ПТБ и двумя ракетами Р-73 для самообороны возросла до 3.000 км, а с одной дозаправкой в воздухе дальность может быть увеличена до 5.400 км. Кроме того, самолет получил улучшенную топливную систему с новой цифровой системой топливоизмерения.
     Третий модуль - модернизированное информационно-управляющее поле кабины пилота и цифровая система автоматического управления. Он максимально унифицирован с корабельной версией. К примеру, также используются два многофункциональных цветных индикатора на жидких кристаллах с кнопочным обрамлением и два многофункциональных пульта управления с монохромными жидкокристаллическими дисплеями. Соответствие цифровых средств стандарту MIL-STD-1553В позволяет комплектовать самолет тем или иным оборудованием в соответствии с желанием и финансовыми возможностями конкретного заказчика. За счет изменения встроенной системы контроля, применения системы «Карат» и наземной системы НАСК на МиГ-29СМТ удалось существенно снизить стоимость жизненного цикла самолета.
     Модернизацию МиГ-29 предполагается проводить на базе заказчика, а уровень модернизации будет зависеть от требований конкретного пользователя самолетов. В результате модернизированный самолет сможет выполнять функции ударного многофункционального истребителя и иметь такую же номенклатуру вооружения, как и корабельный МиГ-29К, но размещенную на 7 узлах наружной подвески. При этом два узла могут быть заняты подвесным баком и контейнером с системой лазерного наведения или контейнером системы постановки активных помех. Эффективность самолета при работе по воздушным целям возрастет в 1,8-2,2 раза, а при работе «по земле» - более чем в 3,5 раза по сравнению с обычным МиГ-29.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker