на главную страницу

13 Июля 2002 года

Армия и общество

Суббота

Откровенный разговор

«Красная звезда» всегда была основным инструментом оперативного информирования военнослужащих, она и сегодня сохраняет единое информационное пространство для Российской армии и всех силовых структур. Символично, что именно на ее страницах развернулась дискуссия о том, каким должно стать информационное обеспечение военнослужащего. Мы надеемся, что в ходе такого разговора будет дан и ответ на вопрос о том, какой быть самой «Звездочке». Сегодня мы предоставляем возможность высказаться одному из постоянных корреспондентов газеты. Но точку ставить рано, разговор не закончен. Мы приглашаем к нему всех наших читателей.

Аркадий ПИНЧУК, спецкор «Красной звезды».



     Вспомнился мне недавно случай из моей журналистской практики, который произошел в семидесятые годы в Прикарпатском военном округе. Будучи постоянным корреспондентом по ПрикВО, я выехал по заданию редакции в город Стрый в авиаполк. Неожиданно меня срочно позвали к телефону в кабинет командира. Звонил порученец командующего войсками округа:
     - Аркадий Федорович, за вами срочно вылетел вертолет, - сказал он, - через два часа с вами будет говорить по «ВЧ»-связи генерал-полковник Варенников. Вылетайте немедленно.
     Как только вертолет приземлился на плацу полка, я вылетел во Львов и вскоре был в кабинете командующего у белого телефонного аппарата с золотым гербом. Я знал, что генерал Валентин Варенников отдыхает у Черного моря и терялся в догадках, какая причина заставила командующего так срочно вызывать по правительственной связи корреспондента.
     Как только раздался звонок, я снял трубку и представился.
     - Товарищ Пинчук, - голос у командующего был взволнованным, - я вас очень прошу сделать все возможное, чтобы завтра в «Красной звезде» появился какой-нибудь материал из Прикарпатского военного округа. Я надеюсь, что к этой просьбе вы отнесетесь ответственно.
     - Сделаю все возможное, товарищ командующий, - ответил я.
     Закончив разговор, по этому же «ВЧ»-телефону набрал московский номер главного редактора генерал-лейтенанта Николая Ивановича Макеева. Рассказал ему о просьбе командующего и от себя добавил, что в редакции есть несколько материалов из ПрикВО. Макеев заверил меня, что все будет в порядке. И слово сдержал - три дня подряд «Красная звезда» освещала жизнь и боевую учебу Прикарпатского военного округа.
     Через некоторое время генерал-полковник Варенников вернулся из отпуска и, увидев меня на заседании военного совета, подошел, крепко пожал мне руку.
     - Дело вот в чем... - рассказывал он с улыбкой. - Я и еще трое командующих отдыхали в одном санатории с министром обороны Маршалом Советского Союза Андреем Антоновичем Гречко. Каждое утро после завтрака он выходил в беседку с «Красной звездой» в руках и приглашал нас посидеть рядом. Разворачивая газету, внимательно просматривал и комментировал: «В Уральском округе идет боевая учеба, в Ленинградском - тоже. В Сибирском методический сбор провели. А у вас, товарищ Вареников, ничего. Уехал командующий, и жизнь замерла». Зато после нашего с вами разговора в следующие дни был реабилитирован с лихвой. Я вам очень признателен...
     Выступая перед постоянными корреспондентами «Красной звезды» во время ежегодных сборов в Москве, Андрей Антонович всякий раз говорил нам, что каждый свой рабочий день начинает с чтения «Красной звезды». Что этого требует от каждого генерала, от каждого офицера.
     - Было у меня совещание работников кадровых органов, и я поставил перед ними задачу постоянно интересоваться: читают ли офицеры «Красную звезду», выписывают ли свою газету? Если офицер не интересуется содержанием офицерской газеты, значит, он не интересуется своей службой. И выдвигать на вышестоящие должности таких людей не надо... - подчеркивал министр обороны.
     В те дореформенные годы «Красную звезду» офицеры и читали, и выписывали. Ведь не случайно ее тираж превышал два миллиона, к выступлениям прислушивались не только военные руководители, но и партийные и хозяйственные руководители всех уровней ревниво следили за содержанием «Звездочки», немедленно реагировали на критические выступления.
     Что же происходит сегодня? Почему газета идет в войска в основном по коллективной подписке, да и то денег выделяется в несколько раз меньше, чем требуют даже нынешние куцые нормы подписки? Почему подавляющее большинство офицеров не подписываются на газету, которая, как и в прежние времена, служит им верой и правдой? Почему, в конце-концов, месяцами не заглядывают в «Красную звезду» даже в том случае, когда в библиотеке части имеется подшивка?
     Эти и другие вопросы, касающиеся газеты, были заданы мною нескольким офицерам разных званий и воинских специальностей. И вот что услышал в ответ.
     Подполковник Сергей Зайцев, командир части, заслуженный военный летчик: «Я газету не выписываю, накладно даже для моей командирской зарплаты. Но читаю ее регулярно в библиотеке и благодарен «Красной звезде» за публикации, касающиеся социальной защиты военнослужащих. Очень часто возникают вопросы то с жилищными сертификатами, то с проездными документами, то по пенсиям военным, то по каким-то правительственным постановлениям, касающимся армейских проблем, - все это можно найти в «Звездочке». Ни одна из гражданских газет не рассказывала так подробно и правдиво о действиях наших войск в Афганистане и Чечне. Особенно было приятно читать материалы о летчиках. Журналисты «Красной звезды» убедительно показывали труд авиаторов, где каждый боевой вылет сродни подвигу.
     И последнее. Хорошо, что часто печатаете беседы с высокопоставленными руководителями, но почему вы думаете, что ротный или комбат может быть менее интересным собеседником? В низах есть очень много самобытных людей, побывавших в боях, постигавших науку побеждать собственным горбом. Разве их рассказы, мнения, взгляды читателю не интересны?
     Майор запаса Юрий Варшавский: «Вы же знаете, что «Красная звезда» здорово проигрывает по сравнению с той же «Комсомольской правдой». Тоже не дешевая газета, но когда передо мной стоял выбор, что подписывать, я отдавал предпочтение «Комсомолке». Там есть что почитать. И сплетни, и дворцовые тайны, и какие-то критические стрелы в адрес государственных руководителей. Вы хоть раз покритиковали кого-то из «небожителей»? Они у вас что - безгрешные ангелы? Как бы не так! Столько дров наломали с реформами - нашим внукам не расхлебать. Само слово «реформа» оскомину набило».
     Лейтенант Павел Бобышев: «Выписывать «Красную звезду» курсанту, разумеется, не по карману. Но все годы учебы в военном институте я частенько обращался к газете. Если ее внимательно читать, там можно найти немало умных советов и примеров, как работать молодому командиру с подчиненными, за какие поступки воины любят своего командира, а какие роняют офицерский авторитет. В рассказах о боевых действиях в Чечне можно прочитать о профессиональном опыте для обучения подчиненных. Теперь меня в газете больше всего интересует все, что касается вступления в армейскую жизнь молодых офицеров. Но публикаций таких в «Красной звезде» до обидного мало. Как мало было и рассказов о курсантских делах. В последний год появилась страница «Азимут». Но она такая редкая гостья на страницах. А ведь в курсантские годы закладывается фундамент, на котором со временем вырастают полководцы. Если фундамент слаб, все остальное, что будет на нем выстроено, окажется ненадежным. Об этом нам не раз говорили наши преподаватели в Казанском филиале Челябинского танкового института подполковники Кузнецов и Болонин. Они прошли через огонь Афгана и Чечни, и мы искренне верили их советам. Вот таких бы умных советов побольше печатать в «Красной звезде».
     И делайте «Звездочку» повеселей и поживей. Про любовь пишите, про верность офицерских жен, армейский юмор печатайте, призовите из запаса Василия Теркина. В трудное время он должен быть с нами».
     Высказывались и другие мысли в ответ на мои вопросы. Читающие газету офицеры считают, что упущены из вида проблемы обустройства в гражданской жизни увольняющихся офицеров. А ведь это наши люди, которые в основном через «Красную звезду» удовлетворяют ностальгический интерес к жизни армии.
     Многих интересует, почему в газете перестали печатать отчеты о встрече с журналистским коллективом «Красной звезды» главнокомандующих видами Вооруженных Сил, заместителей министра обороны. Предложений у офицеров к «Красной звезде» хватает. Их лейтмотив: быть честнее и острее, настойчивее отстаивать социальные права кадровых военнослужащих. С горечью большинство моих собеседников говорили и о том, что состояние бюджета семей офицеров не позволяет не то чтобы на «Красную звезду» подписаться, но и прокормить себя и своих близких. Впрочем, это уже отдельная тема.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker