на главную страницу

16 Июля 2002 года

Армия сегодня

Вторник

БУКВА УСТАВА ВСЕГДА ЗАГЛАВНАЯ

В Сухопутные войска поступил проект нового Боевого устава. Об этом рассказывает начальник Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Александр СКОРОДУМОВ.

Олег ФАЛИЧЕВ,Александр БОГАТЫРЕВ,«Красная звезда».



     - Александр Иванович, почему понадобилось обновлять Боевой устав Сухопутных войск?
     - Начнем с того, что военное дело не стоит на месте. Стремительно развиваются средства и способы вооруженной борьбы, обновляется организационная структура войск. Естественно, меняются и взгляды на способы подготовки и ведения операции и боя.
     Наконец, к совершенствованию устава подталкивают результаты анализа способов боевого применения Сухопутных войск в вооруженных конфликтах и миротворческих операциях последних лет...
     - Какие же изменения вы считаете наиболее существенными?
     - В новый устав вошли положения, связанные с международно-договорными обязательствами России. Например, впервые появились статьи, определяющие обязанности командиров, начальников и всего личного состава по учету и соблюдению норм международного гуманитарного права при подготовке и в ходе ведения боевых действий.
     Далее мы уточнили практические вопросы подготовки и ведения боя, конкретные методы работы командиров и штабов, способы действий войск. Уточнены элементы их боевого порядка с учетом задач, выполняемых в различных видах боя. Это касается и подразделений, предназначенных для борьбы с воздушными десантами и диверсионно-разведывательными группами, просочившимся противником, в том числе оставшимся в опорных пунктах (очагах сопротивления), в тылу наступающих или контратакующих частей.
     В главе «Управление войсками» конкретизированы многие положения с учетом накопленного опыта и изменения структур органов управления. Для того чтобы не сковывать инициативу командиров и штабов, в главе сохранены лишь определения и особенности методов организации боя.
     Учли мы и то, что в современном общевойсковом бою значительно возросла роль огневого поражения. Положения его новой концепции раскрыты в трех разделах: «Основы огневого поражения», «Подготовка огневого поражения» и «Управление огневым поражением».
     Глава, касающаяся обороны, пополнилась разделами «Особенности обороны во втором эшелоне» и «Особенности обороны на широком фронте». В главе «Наступление» раскрыты особенности наступательного боя при ведении противником мобильной обороны.
     Мы исключили временные параметры темпов наступления. Ведь они зависят от различных условий и в каждом конкретном случае разные. А значит, будут отличаться и задачи.
     Большое внимание уделено организации боя в окружении, а также взаимодействию с войсковыми формированиями других министерств и ведомств, с местными органами власти.
     Принципиально новой является глава «Действия по локализации и пресечению вооруженных конфликтов». Уточнены оперативно-тактические нормативы, особенности построения походного, предбоевого и боевого порядков при выдвижении в район конфликта, выполнении задач при его блокировании, разделении противоборствующих сторон, прочесывании, разведывательно-боевых действиях, поиске и т.д.
     Достаточно глубоко освещены вопросы организации взаимодействия и управления войсками, когда задачи выполняются в населенных пунктах, горно-лесистой местности в различных климатических условиях в штатном составе и при усилении подразделениями других родов войск и формирований силовых ведомств.
     - Вы упомянули, что при разработке нового устава учитывался конкретный опыт локальных войн и вооруженных конфликтов последних лет...
     - Яркий тому пример - упомянутая новая глава. Кроме того, во второй, третьей и четвертой частях Боевого устава в каждой главе отдельными статьями рассматриваются положения, продиктованные опытом применения частей и подразделений в локальных войнах и вооруженных конфликтах.
     Однако слепого копирования этого опыта мы будем избегать. Устав ориентирован на качественное выполнение задач как в крупномасштабной, так и в локальной войнах. Тут недопустимо многовариантное толкование положений. В то же время все ценное из опыта боевого применения войск при выполнении боевых и специальных задач в Афганистане, чеченских кампаниях, других вооруженных конфликтах тщательно проанализировано, обобщено и внесено в проект нового Боевого устава.
     - В действующем уставе мотострелковые и танковые подразделения, части и соединения полностью, так сказать, идентифицированы. Между тем многие офицеры-танкисты считают, что на уровне подразделений подобное отождествление не всегда правомерно.
     - Мотострелковые и танковые соединения, части и подразделения являются общевойсковыми и предназначены для решения главной задачи - разгрома противника. Многие вопросы организации боя для них практически одинаковы. Однако их задачи, место в походном, предбоевом и боевом порядках, способы боевого применения техники и вооружения, безусловно, различны. Если на уровне соединения и даже части эти отличия не так рельефно выражены, то на уровне подразделений они налицо. Например, мотострелковое отделение в обороне занимает позицию в траншее на фронте до 100 метров и, как правило, на переднем крае. А танк чаще всего «сидит» в окопе за пехотой и под ее прикрытием.
     Другой пример. Мотострелковые подразделения в наступлении могут действовать не только на направлении главного удара. На главном или второстепенном направлениях и обычно в первом эшелоне наступающих войск. Танкисты же наступают в основном на направлении главного удара. При этом они усиливаются «царицей полей» и подразделениями других родов войск. Во втором эшелоне они решают задачи по развитию успеха. Кроме того, танковые подразделения нецелесообразно использовать для ведения разведки, так как они не могут высылать для осмотра местности членов экипажа. В то же время это вполне по плечу мотострелкам.
     Это лишь отдельные примеры, наглядно подтверждающие принципиальные различия между мотострелковыми и танковыми подразделениями. Они нашли свое отражение в положениях проекта нового Боевого устава.
     - Александр Иванович, повлечет ли принятие нового устава за собой значительные изменения в боевой подготовке войск?
     - Естественно. Опыт боевого применения Сухопутных войск в контртеррористической операции на Северном Кавказе, анализ хода боевой учебы говорят о том, что существующая система боевой подготовки в целом обеспечивает выполнение возложенных на них задач. Но выявлены и существенные недостатки. В первую очередь это касается подготовки органов управления, войск, особенно мелких подразделений, всестороннего обеспечения и взаимодействия... За последние годы уже проделана работа по устранению этих недостатков. Так, существенно изменены программы боевой подготовки мотострелковых и танковых подразделений, подразделений родов войск, обслуживания и обеспечения. Переработаны документы, регламентирующие выполнение мероприятий боевой подготовки. На базе Таманской мотострелковой дивизии мы провели инструкторско-методические сборы со специалистами органов боевой подготовки Вооруженных Сил. В лучшую сторону изменились и подходы к обеспечению учебы.
     То есть первые и значительные шаги в сторону улучшения боевой подготовки уже сделаны. Но этого мало. С введением в действие нового Боевого устава нужно пересмотреть практически весь пакет документов, регламентирующих боевую учебу. А это колоссальный объем работы. И начинать ее надо уже сегодня, не дожидаясь вступления в силу нового устава.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker