на главную страницу

17 Июля 2002 года

Тема номера

Среда

«Есть полюс!»

Валерий ГРОМАК, «Красная звезда».



17 июля 1962 года атомная подводная лодка К-3 “Ленинский комсомол” под командованием капитана 2 ранга Льва Жильцова впервые в истории отечественного флота всплыла в районе Северного полюса.

     ...ПЕРЕБИРАЮ письма, документы. фотографии подводников атомохода “Ленинский комсомол”. Со многими был знаком лично, получал от них письма...
     Начало шестидесятых годов для нашей страны было во многом связано с понятием “впервые”. Первым оказался в космосе Юрий Гагарин, через год первенец атомного флота страны подводная лодка, получившая впоследствии название “Ленинский комсомол”, подо льдами достигла Северного полюса. Правда, говорилось тогда об этом подвиге подводников довольно скупо. “Сегодня еще не все можно рассказать об этом плавании, - писала газета “Известия”, - но придет время, и люди будут с благодарностью отмечать знаменательную дату в истории нашей Родины - день прохождения первой советской атомной подводной лодки подо льдами Северного полюса...”
     Умы советских подводников всегда будоражила идея подледного плавания к Северному полюсу. Но воплотить ее в жизнь на дизельных подводных лодках было невозможно. Они требуют периодического всплытия для подзарядки аккумуляторных батарей, что исключено в условиях высоких широт, почти сплошь покрытых ледяным панцирем. Только с появлением атомных субмарин эта идея могла быть переведена в практическую плоскость.
     Почему экипажу именно этого корабля было доверено открыть арктическое подледное плавание? Исчерпывающий ответ дал в одном из интервью адмирал флота В. Чернавин
     (в 1962-м он командовал лодкой-дублером, которую готовили к походу на Северный полюс на случай непредвиденных обстоятельств): “Сама судьба этого корабля определила его первопроходчество. Ведь “Ленинский комсомол” - первая атомная подводная лодка. Ее экипаж был первым советским экипажем подводников-атомников. И, естественно, этому атомоходу многое приходилось делать впервые в истории отечественного флота.
     Первопроходцев всегда ожидают сюрпризы, требующие мобилизовать все силы и выдержку на их преодоление. Поэтому экипаж тщательно подготовился к походу.
     - В экстремальных условиях мы впервые испытали атомную энергетическую установку - сердце корабля, - вспоминал Герой Советского Союза Рюрик Тимофеев, командир электромеханической боевой части (БЧ-5). Результаты превзошли ожидания и конструкторов, и личного состава. Были доказаны практически не ограниченные возможности атомных лодок, их способность проходить без всплытий десятки тысяч миль...
     Николай Ботин, во время исторического плавания старшина команды машинистов-турбинистов, в одном из своих писем писал:
     «Самая дорогая реликвия у меня от службы - это фотография и грамота, врученные мне на Северном полюсе командиром Львом Михайловичем Жильцовым. И главная заслуга в успешном выполнении подледного похода к полюсу - это грамотные, отважные и решительные действия нашего командира Л. М. Жильцова, нашего механика Р. А. Тимофеева, старшего на борту командира базы А. И. Петелина, а также всех офицеров дивизионов и служб. Личный состав к плаванию тоже был подобран особо, среди нас маменькиных сынков не было.
     Поход был не из легких. Выходил из строя циркулярный насос, грелись подшипники линии вала и генератора, много было проблем с протоком холодной воды по трубам, которые одевались в белую шубу, были искажения в показаниях шкалы манометра забортного давления... Однако каждый из нас, моряков, на своем посту старался выполнять четко и неукоснительно все операции».

     А вот строки из письма Александра Штурманова, политработника корабля во время похода к полюсу: «К июлю 1962 года не было достаточной информации о толщине паковых льдов, об осадках айсбергов, о статистике полыней, разводов, водных каналах во льдах, пригодных для всплытия, о распространении звука подо льдами, о мерах безопасности при аварийных всплытиях и т.д. Не применялись в то время спутниковые системы навигации. У первого нашего атомохода, коим и была лодка К-3, надежность приборов и систем была значительно ниже, чем у современных атомных субмарин.
     Поэтому командованию корабля, специалистам, всему экипажу необходимы были особая бдительность в сочетании с высокими моральными качествами, отличная техническая и специальная выучка, четкое соблюдение режима несения вахт. Об этом в ходе плавания неоднократно напоминали командующий объединением контр-адмирал А.И. Петелин, командир корабля. Четко и уверенно действовал центральный пост. Особенно напряженно было здесь во время всплытия в полыньях, разводах. Уверенно прокладывала курс к Северному полюсу штурманская служба. Отлично выполняли свои обязанности специалисты БЧ-5 во главе с инженер-капитаном 2 ранга Р.А. Тимофеевым, обеспечивая безопасную работу энергетической установки. Круглосуточной вахтой гидроакустиков руководил капитан-лейтенант Е.И. Ибрагимов.
     17 июля в 6 часов 50 минут подводная лодка достигла Северного полюса. Пройдя дважды географическую точку полюса, лодка всплыла среди паковых льдов. На вершине торосового льда экипаж водрузил Государственный флаг нашей Родины. Свободные от вахты моряки вышли на лед, состоялись лыжные прогулки, футбольный матч и стрельба по мишеням из малокалиберных винтовок. На льду, в закупоренной наглухо бутылке, оставили мы записку о присутствии советских подводников-атомщиков на Северном полюсе...
     Поход атомохода «Ленинский комсомол» доказал возможность плавания наших подводных лодок в высоких широтах под толщей арктического льда, были собраны ценные научные данные по глубинам океана, рельефу поверхности дна. Была подтверждена гипотеза советского океанографа Я. Гаккеля о наличии в арктике еще одного подводного хребта. Позже его назвали хребтом Гаккеля, а одну из вершин - именем подводной лодки «Ленинский комсомол». Отечественные судостроители и конструкторы доказали, что они находятся на самых передовых рубежах научно- технического прогресса...»

     Командовавший в том памятном походе лодкой Лев Михайлович Жильцов заниматься писательством, по его собственному заявлению, не любил. В одном из писем контр-адмирал Жильцов сообщал:
     «Я тут как-то к 25-летию похода нашей лодки на полюс нашлепал одним пальцем кое-какой материал. Печатаю на паршивой прокатной машинке потому, что мой почерк еще паршивей. Этим моим материалом воспользовались многие газеты и ТАСС. Но что характерно для всех прошедших в печати сообщений - это опять все выстрогано цензурой. Главный штаб ВМФ считает, что еще рано открывать новые детали того похода, а надо ограничиться лишь тем, что уже проходило в печати.»
     Позже Жильцов так рассказывал о походе на Северный полюс:
     «Все помню до мельчайших подробностей. Это было ведь главным событием всей моей жизни. Штурман доложил мне о приближении к полюсу за пятьдесят минут. Вахтенный офицер объявил об этом по радио. Все бодрствовали. Стали готовить завтрак, торт испекли. Александр Иванович Петелин предложил мне выступить по трансляции, поздравить всех участников похода со столь знаменательным событием.
     Я человек не сентиментальный, но тогда говорить было трудно от нахлынувших чувств. Ровно в 6.50 прозвучало: «Есть полюс!» И в ответ во всех отсеках раздалось дружное «Ура!». На обратном пути мы всплыли почти у полюса. Описать то зрелище у меня слов не хватит. Передали донесение на флот. Получили ответное радио. Тут же пришла и правительственная телеграмма с поздравлениями...»

     За успешное выполнение специального задания контр-адмирал А. Петелин, капитан 2 ранга Л. Жильцов, инженер-капитан 2 ранга Р. Тимофеев удостоились звания Героя Советского Союза. А весь личный состав атомохода - государственных наград.
     ПО-РАЗНОМУ сложились в дальнейшем судьбы участников того похода. С одним из них, Ильей Борисовичем Колтоном, флотская служба свела меня на флотилии атомных подводных лодок в заполярном Гаджиево. В середине семидесятых после окончания Военно-морской академии капитан 2 ранга Колтон служил заместителем командира соединения атомных подводных лодок по электромеханической части. В 1978 году Илья Борисович защитил кандидатскую диссертацию. К ордену Ленина за поход на Северный полюс прибавились затем ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Трудового Красного Знамени.
     Медаль «За трудовую доблесть» прибавил к ордену Красного Знамени Николай Ботин. После службы на атомоходе он вместе с другими покорителями полюса - Ю. Шитовым, П. Воробьевым, Н. Абдулиным, А. Метельниковым - приехал на монтаж оборудования Белоярской АЭС. Затем бывший подводник трудился на Билибинской и Башкирской АЭС. Избирался депутатом Свердловского областного совета. По стопам своих отцов пошли и многие дети участников той подводной эпопеи. В частности, сын корабельного политработника Штурманова.
     Сорок лет прошло с того дня, когда советские подводники под командованием Льва Жильцова впервые достигли Северного полюса. Нет уже в живых командира К-3, многих из тех, кто водружал флаг над полюсом. Но дела их и подвиг живут в памяти всех, кому дорога история нашего государства и его Военно-морского флота.
     На снимке: «Ленинский комсомол» и ее командир капитан 2 ранга Лев ЖИЛЬЦОВ в районе Северного полюса.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker