на главную страницу

17 Июля 2002 года

Армия и общество

Среда

Центральный командный

Владислав ПАВЛЮТКИН, Алексей КАЛИНОВСКИЙ (фото), «Красная звезда».



Не было ну просто никакой возможности нормально поговорить: мало того, что начальник ЦКП управлялся одновременно с двумя телефонными трубками, так и еще два телефонных аппарата настойчиво напоминали о своем существовании. Напряжение стало спадать, лишь когда официальный рабочий день уже завершился. Впрочем, смотря для кого: дежурной смене предстояла еще не менее хлопотная бессонная ночь.

     
От бактерий до космонавтов

     История центрального командного пункта морской авиации ВМФ берет свое начало в 1938-м. За минувший период подразделение сменило несколько наименований: по первости это был отдел перелетов, потом, после войны, - командный пункт морской авиации. Нынешнее название, отвечающее возросшему масштабу решаемых современным флотом и его авиационной составляющей задач, появилось в 1981 году.
     Орбита деятельности ЦКП достаточно широка: от оформления заявок на использование воздушного пространства до непосредственного управления воздушным движением. В ряду основных обязанностей - поддержание в высокой готовности системы боевого управления. Сбор и обобщение сведений о наземной, воздушной, метеорологической, аэронавигационной, радиационной, химической и бактериологической обстановке в районе полетов. Организация помощи населению при чрезвычайных ситуациях, поиск и спасание экипажей и пассажиров терпящих бедствие воздушных и морских судов, а также космонавтов по их возвращении на Землю. И многое, многое другое, что обобщенно можно сформулировать как эффективное управление подчиненными силами в мирное и военное время.
     Образно говоря, ЦКП - это оголенный нерв, чувствующий любое, даже малейшее движение в сложном организме флотской авиации и на движение это чутко отзывающийся. Тот приводной ремень, который, собственно, и дает начало всякому движению, трансформируя в него замыслы вышестоящего командования. Любой подъем в воздух летательного аппарата, будь то ракетоносец, палубный штурмовик или противолодочный вертолет, любого рода мероприятие, случись то грузоперевозка, минное траление или наземное КШУ, - все это «от и до» находится в поле не только зрения, но и активного воздействия ЦКП.

     
Кадры, которые решают все


     В полном формате должность полковника Сергея Петрова звучит так: начальник ЦКП морской авиации ВМФ – заместитель начальника штаба морской авиации ВМФ по боевому управлению. Две недели тому назад исполнилось два года, как Сергей Константинович возглавил беспокойное это «хозяйство». К чему, без сомнения, был подготовлен всей предшествующей службой.
     Она у него большей частью проходила на Севере. По окончании Сызранского высшего военно-авиационного училища летчиков попал в отдельный транспортный авиаполк в Луостари. Начинал помощником командира экипажа. Последовательно (включая учебу в Военно-морской академии) поднимаясь по служебной лестнице, «дорос» до командира отдельного испытательного авиаполка. Последние перед Москвой шесть лет занимал должность начальника командного пункта – заместителя начальника штаба по боевому управлению ВВС Северного флота. Освоил вертолеты Ми-2 и Ми-8, самолеты Ил-14, Ан-24, Ан-26, Ан-12. Летчик 1-го класса. Примечательно, что старший сын Денис также окончил Сызранское училище и тоже служил на Севере - в противолодочном корабельном полку, летал на Ми-8 и Ка-27. Ныне он старший лейтенант, помощник командира экипажа Ан-26 в подмосковном Остафьево.
     Из всех подразделений ЦКП самая, пожалуй, аховая нагрузка приходится на долю дежурных смен. Зал боевого управления, где очередная смена сутки напролет держит в своих руках бразды правления морской небесной епархией, в иные часы походит на растревоженный улей. Прием и обработка суточных планов с КП авиации флотов, прием докладов о каждом вылете и каждой посадке, всех мероприятиях боевой подготовки, контроль за прохождением заявок, закрытием воздушного пространства в районах ракетных и артиллерийских стрельб, данные по загрузке и заправке самолетов, перевозке личного состава… Что песку в море всяческих согласований и уточнений. А еще, как водится, куча досадных нестыковок, в массе своей обусловленных – будь она неладна – острой нехваткой топлива.
     Именно здесь, в зале боевого управления, отчетливо бьется пульс происходящих событий. В отсутствие вышестоящего руководства начальник дежурной смены вправе самостоятельно принимать оперативные решения. В год каждой смене выпадает около сотни дежурств. Немало, особенно если учесть, что здесь, в отличие от КП авиации флотов, по необъяснимым причинам не платят за боевое управление, а некоторые средства связи впору сдавать в утиль…
     В сравнении с царящей в дежурных сменах рабочей суматохой в группе сбора и обработки аэронавигационной информации тишь да гладь. Но это лишь поверхностное впечатление. Возглавляемое подполковником Сергеем Чеховым подразделение хоть и невелико, однако задачи призвано решать самые серьезные – обеспечивать экипажи достоверной оперативной информацией обо всех изменениях в аэронавигационных картах, в работе аэродромов и в использовании воздушного пространства. Меняется многое и часто: трассы, схемы посадки, время и режим работы технических средств, частоты, позывные. Закрываются и открываются аэродромы…
     В иные сутки «набегает» по нескольку десятков корректив. Которые, перед тем как пустить в оборот, нужно еще заполучить и исследовать. Уточнить каждую цифирь - ценой малейшей ошибки могут стать человеческие жизни. Недавно, к примеру, появились новые схемы одного из дальневосточных аэродромов. Перепроверяя их, специалисты группы выявили ошибку, которая неминуемо привела бы к столкновению самолета с сопкой. Вот почему в особой цене здесь профессиональная дотошность и математическая пунктуальность, умноженные на аналитические способности.
     Одним из ключевых подразделений ЦКП смело можно назвать и центральное метеобюро. Какой бы всепогодной современная авиация ни была, а без оперативных и точных прогнозов этой самой погоды никак не обойтись. В прибрежных районах, где морская авиация в основном и летает, метеообстановка меняется особенно быстро. Дальние межфлотские перелеты привносят в эту динамику свой колорит: на Севере, скажем, минус двадцать, в Крыму - двадцать со знаком «плюс». Перелет же с Балтики на Камчатку - через десять часовых поясов, с промежуточными посадками и множеством климатических особенностей по долготе – и вовсе заставит синоптиков корпеть над прогнозами в поте лица. Справедливости ради отметим: раньше, когда морская авиация летала чуть ли не по всему миру – на Кубу, в Анголу, во Вьетнам и прочие далекие края, работы было еще больше, служебный доклад длился порой до двух часов…
     Сейчас, по словам начальника метеобюро подполковника Александра Богданова, идет переход на новые автоматизированные системы сбора и обработки информации.
     Естественно, это повысит качество и оперативность прогнозов, хотя и нынешний их уровень низким никак не назовешь. Один лишь пример. Помните натворивший немало бед июньский 1998 года ураган, обрушившийся вечером на Москву? Так вот, флотские синоптики еще утром оповестили подмосковные военные аэродромы о приближающейся угрозе. Ни одна единица боевой техники в итоге не была потеряна.
     Есть, надобно заметить, в ЦКП и другие достойные внимания подразделения, ввиду ограниченной газетной площади не ставшие героями этой публикации, — центр сбора и обработки развединформации например. Или группа международных полетов и перелетов. Названия их, впрочем, говорят сами за себя, внося таким образом в коллективный эскиз командного пункта недостающие штрихи.
     Для большей полноты и объективности картины надобно также сказать, что острейшие социальные проблемы Вооруженных Сил не обошли, увы, стороной и этот коллектив. 70 процентов офицеров нынче не имеют своего жилья. За редким исключением, «углы» у частников снимают в Подмосковье (столица просто не по карману), ежедневно тратя на дорогу уйму времени. Ну а по ночам, что никого в привыкшей ко всему отчизне уже и не удивляет, многие стремятся подработать: грузчиком, сторожем. Да кем придется…
     И все-таки сегодня – праздник, который большинство причастных к морской авиации людей, включая и ЦКП, встретят на своих боевых постах и рабочих местах. А потому не без удовольствия назовем имена тех, чей профессионализм, верность служению Отечеству позволяют смотреть в будущее с оптимизмом: начальники дежурных смен полковники Анатолий Снежко и Сергей Пронин, оперативный дежурный полковник Вячеслав Луцко, дежурный штурман подполковник Александр Диесперов, начальник группы воздушной обстановки подполковник Виктор Брушковский, старший офицер группы сбора и обработки аэронавигационной информации капитан Александра Фролова, старший помощник оперативного дежурного по контролю за перелетами старший прапорщик Елена Баева, синоптики подполковник запаса Геннадий Страбук и Антонина Олоновская.

     
Только один день


     О том, что, несмотря на все трудности и лишения, морская авиация живет, действует и не собирается складывать крылья, убедительно свидетельствует эта маленькая главка с маршрутами перелетов за одни сутки. Итак, Северный флот – Крым: Ту-154, два Ан-26, Су-27, пять Су-25, семь Су-33. Североморск – Остафьево: Ан-72. Североморск – Остров: Ил-38. На Севере: Ан-26. Север – Дальний Восток: Ан-12, два Су-33. Остафьево – Калининград: Ан-26. На Тихоокеанском флоте: Ан-26, два Ан-12, Ту-134... Цель перелетов: боевая подготовка, перегонка авиатехники, перевозка грузов и личного состава.
     На снимках: в зале боевого управления – дежурная смена полковника Анатолия СНЕЖКО; начальник ЦКП полковник Сергей ПЕТРОВ; с картой погоды работают подполковник Александр БОГДАНОВ и капитан Роман ГОГОЛЕВ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker