на главную страницу

17 Июля 2002 года

Пульс планеты

Среда

США осудит только Бог ?

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



На днях Вашингтон в очередной раз показал миру, что не намерен ни с кем считаться в любых вопросах, а предпочитает самостоятельно решать, что ему интересно, а что - нет. В этот раз под прессинг американской администрации попало международное правосудие.

     
НАША СПРАВКА.

     1 июля 2002 года вступил в силу Статут Международного уголовного суда (МУС). После окончания второй мировой войны ООН неоднократно выдвигала идею формирования такого постоянного международного органа, чтобы убийства тысяч людей не оставались безнаказанными. В 1998 году в Риме на Дипломатической конференции ООН представители 120 стран одобрили документ о создании МУС. На сегодняшний день статут о нем подписали 139 государств (подпись от имени США под документом поставил тогдашний президент Билл Клинтон), а 69 из них его уже ратифицировали, сделав возможным его вступление в силу. Россия подписала статут 13 сентября 2000 года. Первая сессия государств — участников статута намечается на нынешний сентябрь. Выборы обвинителя и судей состоятся в январе 2003 года.
     По положению состав МУС (прокурор и 18 судей из 18 государств) определяется путем жесткого отбора, осуществляемого странами — участницами. При этом оцениваются репутация, знания и моральные качества кандидатов, которые избираются на один девятилетний срок с правом снятия их с должности за деятельность, несовместимую с выполнением обязанностей судьи. Особое внимание уделено обеспечению географического и гендерного баланса, вопросам представительства основных правовых систем мира и наличию среди судей экспертов по вопросам пресечения насилия над женщинами и детьми. Судьи избираются представителями стран-участниц тайным голосованием и квалифицированным большинством.
     В юрисдикцию МУС вошли такие преступления, как геноцид, агрессия, военные преступления и преступления против человечности. В отношении актов геноцида и преступлений против человечности юрисдикция суда носит обязательный характер. Поэтому в случае возбуждения дела государство-участник обязано оказывать всемерное содействие во всем, что касается расследования и судопроизводства, включая передачу подозреваемого международному правосудию. Что касается военных преступлений, то при ратификации статута государство может сделать оговорку об отсрочке принятия юрисдикции суда в отношении военных преступлений на семь лет.
     Под юрисдикцию МУС могут попадать граждане стран — участниц статута; граждане любого государства, если преступление совершено ими на территории страны - участницы статута; граждане государства, не являющегося участником статута, если эта страна обратилась к суду с просьбой рассмотреть дело; граждане любого государства, если вопрос передан в суд по решению Совета Безопасности ООН.
     Вступление в силу Римского статута имеет еще один принципиальный аспект. После создания суда, очевидно, станет невозможным создание специальных трибуналов, отвечающих интересам отдельного государства или группы государств. При этом, несмотря на наличие большого количества международных правовых актов, определяющих и запрещающих военные преступления, геноцид или преступления против человечности, в мире до сих пор не существует системы для приведения этих норм в исполнение для привлечения к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении этих противозаконных действий. МУС в отличие от Международного суда будет заниматься не вопросами взаимоотношений государств, а принимать решения по непосредственным исполнителям и организаторам совершенных преступлений.


     Главным «застрельщиком» в идее создания МУС стала Европа. Взгляды правивших тогда в США демократов также во многом совпадали с мнением европейцев. Однако после прихода к власти в США республиканцев администрация Буша-младшего начала пересмотр наследия Клинтона и в сфере международного правосудия.
     Буквально за несколько дней до вступления в силу Статута о МУС официальный Вашингтон отказался работать в МУС. Тем не менее американцы вынуждены были признать, что страны, не подписавшие договор о МУС или вышедшие из него, подпадают под юрисдикцию суда. Поэтому администрация Буша выступила с ультимативным требованием предоставить всем военнослужащим США, участвующим в антитеррористической операции в Афганистане и миротворческих миссиях под эгидой ООН, иммунитет перед новым международным органом. В неофициальных и анонимных комментариях американские дипломаты не скрывали своих опасений, что с юридической точки зрения военнослужащие США могут попасть в поле зрения МУС по обвинению, например, в военных преступлениях (их опасения как назло совпали с «ошибочной» бомбардировкой свадьбы в Афганистане, в результате которой только убито было несколько десятков человек). «Разменной картой» в американском ультиматуме стало участие США в миротворческой миссии ООН в Боснии и Герцеговине и других подобных операциях - Вашингтон грозил воспользоваться правом вето в СБ ООН и заблокировать поочередно все текущие и предстоящие миротворческие операции
     Любопытно, что сам факт обмена неприкосновенности американских военных перед МУС на неучастие США в миротворческих операциях ООН во многом стал типичным фарсом: ведь это довольно высокая цена за официальное военное присутствие Вашингтона практически во всех регионах мира. И, видимо, мало кто поверит в реальную возможность самостоятельного ухода американцев из таких стратегических регионов, как те же Балканы, где базы американских миротворцев обустроены чрезвычайно капитально и, более того, растут, как грибы.
     Поэтому в Европе демарш Вашингтона вызвал, пожалуй, как никогда резкую критику (ну надо же, даже выбора пристойного и более-менее серьезного ей не предложили). Дипломаты многих стран — членов ЕС в унисон заговорили о том, что перед МУС должны быть равны все без исключения государства, потому что в противном случае авторитет и без того уже часто критикуемой ООН, и в частности системы международного права, окончательно подрывается.
     «Особую» интригу в противостояние американской и в данном случае «еэсовской» внешней политики, как всегда внесла позиция Великобритании – члена Европейского союза и ближайшего стратегического союзника США. К тому же Лондон председательствует в Совете Безопасности ООН, на обсуждение которого и был вынесен американский ультиматум. Решение должно было быть принято до 15 июля, поскольку именно в этот день заканчивался временный мандат, например, миссии ООН в Боснии и Герцеговине (в июле СБ также предстоит рассматривать вопрос о продолжении еще четырех других ооновских миссий в различных регионах мира). Состоявшееся в конце прошлой недели заседание СБ ООН по этому вопросу расставило все на свои места: американские военнослужащие неподсудны перед мировым сообществом на протяжении еще одного года (в дальнейшем срок действия иммунитета может быть продлен, но не автоматически, как настаивали США, а по новому решению членов Совбеза ООН – и это, пожалуй, единственная, но очень маленькая победа европейцев), и США по-прежнему участвуют в миротворческих миссиях ООН, в частности в Боснии, продленной до конца этого года.
     Между тем новый трансатлантический спор в очередной раз отчетливо выставил во всей красе, в частности как проблему самого ЕС («европейскую солидарность» многие страны —члены союза запросто меняют на те или иные привилегии перед США), так и проблему вообще существования какого-то всеобъемлющего и принятого во всем мире международного права (это в том числе относится и к вопросу о грядущей и неспровоцированной агрессии США против Ирака, сообщений о подготовке к которой становится все больше). В то же время США снова показали, что их национальные интересы приоритетнее любых других проблем мирового сообщества, и решения в собственных интересах будут достигнуты любыми методами.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker