на главную страницу

18 Июля 2002 года

Тема номера

Четверг

Чтобы не повторилась беда

К сбор-походу на Каспии моряки-спасатели готовы

Беседу вел Евгений УСТИНОВ, «Красная звезда».



Какими силами и средствами располагают моряки-спасатели в регионе? Насколько готовы они к экстремальным ситуациям? На эти и другие вопросы нашего корреспондента в преддверии масштабного сбор-похода на Каспии отвечает начальник службы поисковых и аварийно-спасательных работ (СПАСР) Каспийской флотилии капитан 1 ранга Виктор Ерохин.

     - Годы, прошедшие с печально известного события в Баренцевом море, - поделился Виктор Иванович, - стали для нас периодом серьезного анализа состояния и возможностей сил поисково-спасательного обеспечения (ПСО) ВМФ РФ, выработки новых требований по их применению. В частности, было признано целесообразным сохранить спасателей в структуре военного флота. Наша десятилетиями складывающаяся система ПСО достаточно эффективна. Другое дело, что в случае с тем же «Курском» проявилась ее слабая техническая оснащенность.
     - Виктор Иванович, насколько эта проблема актуальна для Каспийской флотилии?
     - Судите сами. Мы не добираем до штатного состава шесть судов. Средний срок службы двух из десяти имеющихся плавсредств девять, а остальных восьми - сорок лет! Причем наши в основном противопожарные и водолазные суда водоизмещением 100-200 тонн являются рейдовыми...
     - Пресловутый остаточный принцип комплектования?
     - Не скажите. Каспий никогда не был захолустьем. В советские времена силы ПСО включали в себя достаточно крупных современных судов: морские буксиры, большие противопожарные суда и катера, посредством которых было осуществлено немало сложнейших операций. Только на моей памяти - спасение парома «Советская Калмыкия» в 1987 году, поиск и подъем Ил-76-го в районе Сумгаита в 1988-м.
     К сожалению, в результате государственного размежевания львиная и лучшая часть плавсредств, аварийно-спасательного имущества заодно с тогдашним начальником СПАСР объединения достались ВМС Азербайджана. То же, что осталось России, вскоре пошло на иголки, как СБ-47 и ПЖК-279, либо, как ПЖК-638, «прописались» у заводской стенки.
     Немало проблем возникло уже на новом месте. Допустим, обеспечивая безопасность объектов флотилии, корабли ПСО разбросаны по всему Северному Каспию в десятках, а то и сотнях километрах друг от друга и пункта постоянной дислокации, что затрудняет управление и контроль за ними, снабжение и т.д.
     Аналогичные же гражданские структуры активно оказывали услуги сторонним организациям, направляя вырученные средства на судоремонт, поддержание техготовности, закупку необходимого имущества. Но мы имеем всесторонне подготовленные корабли, обученные, слаженные экипажи. Характерный пример. Весной этого года за 36 часов подняли с глубины в 10 метров жиромучной завод «Ишим» возмещением 1.500 тонн, принадлежащий Астраханскому рыбному союзу.
     Полагаю, что аппараты пожарника АП-93, более совершенное оборудование для водолазных комплексов и, наконец, новые водосливные средства, которые поступают в последнее время, существенно расширят наши возможности. Ко всему прочему в УПАСР ВМФ РФ прорабатывается вопрос о передаче с Северного и Черноморского флотов водолазного судна и спасательного буксира. Новостройки же осчастливят Каспий, по всей видимости, не раньше 2003 года.
     - Виктор Иванович, в августе на Каспии планируется масштабный сбор-поход. Каковы роль и участие моряков-спасателей в нем?
     - В районах действия надводных кораблей и авиации будут развернуты два спасательных отряда, сформированных из состава сил ПСО, гидрографических и вспомогательных судов. Руководство ими поручено опытным офицерам-спасателям - капитану 1 ранга Борису Сисенко и капитану 3 ранга Александру Абрамову. Согласно требованиям руководящих документов в самой Астрахани останутся дополнительные дежурные силы ПСО, также усиленные специальными аварийно-спасательными группами и водолазными станциями. К учениям привлекаются экипажи под руководством Григория Виноградова, Владимира Елкина, Валерия Хотнянского и других.
     Тренировки, плановые и внезапные проверки показали, что личный состав и гражданские специалисты-спасатели не боятся работы. Они уверенно выполняют поставленные задачи. Понимают, что от них в общем и в каждом конкретном случае будет зависеть многое, если не все.
     Тем не менее такое положение вещей не повод для самоуспокоения - участники учений прежде всего должны соблюсти меры безопасности.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker