на главную страницу

18 Июля 2002 года

Российское оружие

Четверг

А в воздухе все звания равны!

Военно-воздушные силы России встречают свой юбилей

Анатолий ДОКУЧАЕВ, «Красная звезда».



     12 августа ВВС России отметят свое 90-летие. Каскад мероприятий, посвященных важному событию в истории нашего Отечества, взял старт стремительно, как уходящий в небо современный ракетоносец. Во многих соединениях состоялись встречи ветеранов с молодыми летчиками. В Москве прошло заседание Клуба главнокомандующих Военно-воздушными силами. Сегодня на благо Отечества и, несомненно, всей крылатой армии страны служат пять бывших руководителей Военно-воздушными силами. Такого нет ни в одном виде наших Вооруженных Сил. Маршалы авиации Александр Ефимов и Евгений Шапошников, генералы армии Петр Дейнекин и Анатолий Корнуков, генерал-полковник Владимир Михайлов, собравшись вместе, и повели разговор о нашей военной авиации. Частично наша газета представляет беседу главкомов на 2-й странице.
     Их богатый авиационный опыт работает на «все сто» и сегодня. Двое – маршал Евгений Шапошников и генерал армии Петр Дейнекин являются помощниками Президента России, советником генерального директора НПО «Алмаз» – законодателя мод в мировом зенитном ракетостроении работает генерал армии Анатолий Корнуков, маршал Александр Ефимов – заместитель председателя Российского организациооного комитета «Победа», генерал-полковник Владимир Михайлов – действующий главком, и этим все сказано.
     А теперь о другом, на мой взгляд, более важном. Каждый, кому сегодня мы предоставляем слово, прежде всего прекрасный летчик. Как тут не вспомнить еще раз ставшие народными слова талантливого Феликса Чуева, без которых уже немыслимы наши ВВС:
     «А летчикам погоны
     не нужны,
     На летном поле мало
     козыряют,
     А в воздухе все звания равны,
     У летчиков и маршалы
     летают».
     И первым вновь хочется назвать Александра Ефимова. Он не просто летчик-фронтовик, а первый ас советской штурмовой авиации. Это второй Иван Кожедуб (пусть не обидится на меня за такое сравнение Александр Николаевич). Тот был первым среди летчиков-истребителей, а Ефимов возглавляет плеяду самых результативнейших летчиков-штурмовиков.
     Боевой путь первого аса штурмовой авиации начинается в августе 1942-го. После окончания военной школы летчиков Александр Ефимов направляется в штурмовой авиационный полк, на Западный фронт. К июлю 1944-го Александр Ефимов совершил 100 успешных боевых вылетов, лично уничтожил на аэродромах 11 вражеских самолетов, много другой боевой техники - танков, орудий, автомашин. Ему присваивается звание Героя Советского Союза.
     8 мая 1945-го штурман 62-го штурмового авиаполка капитан Александр Ефимов совершает свой последний, 288-й, боевой вылет. За новые достижения он награждается второй медалью «Золотая Звезда». Отважный штурмовик лично и в составе группы поразил 85 самолетов противника на аэродромах и 7 - в воздушных боях. Получается, капитан Александр Ефимов принимал участие в уничтожении 93 самолетов врага - наивысший результат в советских ВВС.
     А возьмем достижения действующего главкома генерал-полковника Владимира Михайлова. В последнее десятилетие в течение шести, подчеркиваю, шести лет командовал воюющей 4-й воздушной армией (ныне 4-я армия ВВС и ПВО). В декабре 1993-го он лично руководил операцией по спасению детей, захваченных в заложники бандитами в Ростове-на-Дону. Командарм четко тогда организовал работу по сбору информации и управлению войсками, бесперебойную работу средств связи, лично вел переговоры с террористами. А несколько позже, в ходе боевых действий в Чечне, выполнил десятки боевых вылетов.За мужество и героизм он удостоился звания Героя Российской Федерации. Владимир Михайлов освоил 20 типов российских самолетов, налетал около 6.000 часов.
     Много захватывающего можно рассказать о летной и командирской работе маршала авиации Евгения Шапошникова, генералов армии Петра Дейнекина, Анатолия Корнукова. У каждого - по нескольку тысяч часов, проведенных в воздухе за штурвалом самолета. А теперь такой интересный факт. На вооружении авиационных соединений находятся ракетоносцы Ту-160 «Белый Лебедь», считающиеся самым мощным ударным авиационным комплексом в мире, Ту-95МС, Ту-22М3, прекрасные фронтовые машины Су-24, Су-25, Су-27, Су-30,
     МиГ-29, истребители ПВО МиГ-31, самые большегрузные в мире транспортные самолеты Ан-124 и Ан-22 «Антей», Ил-76. Все эти самолеты пилотировали главкомы. А еще МиГ-21, МиГ-23 и многие, многие другие. К слову, всем пятерым по-прежнему снятся полеты. Они не потеряли ни задора, ни романтики.
     Завершить эти заметки мне хочется словами одного из членов элитного клуба: «Твердо убежден вот в чем: России не быть великой державой без авиации, - говорил автору заметок в ходе одной из встреч помощник президента России маршал Евгений Шапошников. - Об этом свидетельствует и история, и география. Авиация - это наши победы в войнах и военных конфликтах, а нашей стране довелось повоевать. Это полнокровная жизнь многих наших регионов. Это наши научно-технические открытия. Это наша, наконец, гордость. И еще… Мы хотим объединить всех тех, кому дороги интересы авиации. Хотим лоббировать интересы авиации. Хотим способствовать ее развитию...»
     Разве можно возразить против этого? Да еще в канун исторической даты.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker