на главную страницу

19 Июля 2002 года

Пульс планеты

Пятница

Расширение нашего сотрудничества радует

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник штаба вооруженных сил Франции генерал армии Жан-Пьер Кельш

Юрий ПАНКОВ.



19-20 июля в Сочи состоится встреча президентов России и Франции Владимира Путина и Жака Ширака. Одной из ключевых тем переговоров станет создание российско-французского совета по сотрудничеству в области безопасности. Его готовили, в частности, министр иностранных дел Франции Доминик Галузо де Вильпен, побывавший в Москве на прошлой неделе, и начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Анатолий Квашнин, посетивший с визитом Францию. Позицию российского военачальника на переговорах с французскими официальными лицами высоко оценили в Париже. Представитель военного ведомства республики Жак-Франсуа Бюро заявил в этой связи, что Франция и Россия переживают «новый подъем двусторонних отношений, это касается сотрудничества и в военной области, и в сфере общей безопасности». На вопрос - можно ли говорить о новых перспективах сотрудничества России и Франции в военной области, он ответил: «Безусловно да».

     Следует отметить, что России наверняка будет ценен тот опыт, который приобрела Франция при переводе своей армии на профессиональную основу. О том, как это происходило и что представляют собой сегодня вооруженные силы Франции, «Красной звезде» рассказал начальник штаба французских вооруженных сил генерал армии Жан-Пьер Кельш.
     

     Визитная карточка

     Жан-Пьер КЕЛЬШ родился 19 января 1942 года в г. Макон (Франция). В 1971-1973 годах командовал взводом в Кот д`Ивуаре и ротой в Джибути, затем до 1985 года - на различных должностях в главном штабе во Французской Гвиане, в штабе сухопутных войск. С 1985 по 1987 год -командир 5-го общевойскового полка в Джибути, в 1989-1991 годах - начальник отдела исследований в штабе сухопутных войск. В 1991-1992 годах - замкомандира 5-й танковой дивизии в Ландо (Германия). С 1992 по 1995 год занимал должность начальника управления планов, программ и оценки в штабе вооруженных сил Франции, затем до 1996 года - глава военного кабинета премьер-министра. С 1996 по 1998 год - первый заместитель начальника, с 1998 по настоящее время - начальник штаба вооруженных сил Франции. Генерал армии.
     Награды – офицер Почетного легиона, кавалер национального ордена «За заслуги».
     Женат, воспитал двух детей.

     

     - Господин генерал, во Франции подходит к концу один из этапов военной реформы. Какие изменения в вооруженных силах страны уже произошли в этой связи и каковы главные приоритеты военного строительства на ближайшую перспективу?
     - Прежде всего хотел сказать читателям «Красной звезды» о том, что я особенно рад иметь возможность пообщаться с ними на страницах их газеты. После того как меня так замечательно приняли высокопоставленные лица российских Вооруженных Сил в декабре прошлого года, я сегодня с удовольствием готов ответить на ваши вопросы.
     Как читатели, наверное, уже знают, с 1996 года вооруженные силы Франции вступили в период глубокого преобразования, целью которого является достижение «образа армии» к 2015 году. Действительно, первый этап их завершается в этом году, и он предусматривал, прежде всего, профессионализацию и сокращение вооруженных сил. И сегодня мы можем уже говорить о некоторых его итогах.
     Сокращение вооруженных сил прошло согласно спланированному календарю. За шесть лет численность наших вооруженных сил уменьшилась с 575.000 до 435.000 человек. План перехода армии к концу 2002-го полностью на профессиональную основу выполнен на 95 процентов. С начала профессионализации, то есть за пять лет, более 150.000 молодых французов и француженок изъявили желание служить в армии. И в текущем году, учитывая удовлетворительные прогнозы, будет не трудно полностью завершить комплектование нашей профессиональной армии. При осуществлении профессионализации осуществляется и полная реформа наших сил с целью их лучшей адаптации к новым задачам. Точный «образ армии 2015 года» еще не определен. Но преобразование вооруженных сил происходит с учетом опыта недавних кризисов.
     Чтобы переход к профессиональной армии был успешным, мы должны решить в первую очередь три задачи. Сначала необходимо обеспечить соответствующие условия жизни и работы наших профессиональных военнослужащих. Все это требует значительных финансовых ресурсов.
     Вторая задача, по сути, вытекает из первой - надо обеспечить в будущем вооруженным силам страны регулярную и качественную вербовку. А она зависит от того, насколько наши солдаты будут удовлетворены условиями службы в армии и как долго они захотят остаться в ней. Тогда ежегодные нужды в области вербовки останутся на достаточно ограниченном уровне, но это не скажется на ее качестве.
     Наконец, значительные усилия следует предпринять с целью оказания помощи нашим военнослужащим в их адаптации к гражданской жизни после окончания службы в вооруженных силах. Речь в данном случае идет о переквалификации, которая лучшим образом способствует росту привлекательности военной профессии и качеству отношений между вооруженными силами и гражданским населением.
     - И все же, какие изменения в жизнедеятельности вооруженных сил повлекла их профессионализация? Как это отразится на их боеспособности и боевом духе личного состава?
     - Одна из первых целей профессионализации заключается в том, что вооруженные силы должны располагать в очень короткое время обученными, подготовленными и стимулированными военнослужащими, готовыми к переброске в любой регион мира. Это требование относится к большинству воинских формирований, и в ближайшее время оно будет стоять во главе угла процесса обучения личного состава.
     Конечно же, большие изменения произошли в программах обучения и условиях деятельности частей и подразделений. Генеральный выбранный принцип основывается на четырехкомпонентном цикле, каждый из которых в свою очередь длится четыре месяца. В течение первого цикла после одного боевого применения часть или подразделение восстанавливает силы, занимается боевой подготовкой. В следующем цикле воинское формирование находится в повышенной боеготовности. То есть оно может быть задействовано для усиления переброшенных частей или подразделений, занятых в боевой операции за пределами страны или на национальной территории. В течение следующего периода часть или подразделение находится в стадии коллективного обучения и подготовки, и, наконец, воинское формирование направляется в командировку вне национальной территории.
     На мой взгляд, эта четырехкомпонентная система является самой лучшей. Она позволяет частям и подразделениям быть хорошо подготовленными и не слишком «измочаленными» в операциях, а также находиться в командировке вне национальной территории беспрерывно в течение четырех месяцев.
     Отличное поведение французских солдат в многочисленных операциях, в которых они участвовали в эти последние годы, меня только укрепляет в полном доверии, которое я проявляю по отношению к ним. Они благородные солдаты и восприимчивые к обществу, они умеют проявить мужество и боевой дух, когда это потребуется.
     - Французским вооруженным силам, по всей видимости, не избежать проблем, которые испытывают все армии, комплектуемые на добровольной основе. Прежде всего речь идет о их хронической неукомплектованности личным составом, так как многие молодые люди не хотят связывать свою жизнь с армией, считая явно недостаточной денежную компенсацию за тяготы и ограничения, с которыми связана военная служба. Насколько болезненна эта проблема для Франции и как ее собираются решать?
     - Я не разделяю эту точку зрения по поводу проблем с комплектованием вооруженных сил. Уменьшение формата нашей армии, приведшее к временному прекращению национальной службы, наоборот, позволило заметно повысить процент кадрового состава. У нас нет сложностей и в области длительности службы кадров. Каждый год мы набираем около 1.000 офицеров с процентом отбора немного более одного из десяти и около 4.500 унтер-офицеров с процентом отбора одного из трех. Средний уровень подготовки при вербовке офицера соответствует инженерному образованию. Средний уровень унтер-офицера - одному году обучения на бакалавра.
     Однако поддержание этого уровня вербовки требует, конечно, значительных финансовых усилий, чтобы материальные условия жизни военнослужащих остались привлекательными. Недавно принятые министром обороны меры идут в этом направлении. Кроме того, чтобы выполнять свои обязанности в хороших условиях, наши солдаты должны также располагать современным и эффективным оборудованием. Это - цель законов военного строительства, благодаря которым и создаются вооруженные силы как единый и надежный инструмент.
     - Какова шкала зарплат военнослужащих и соответствующих им по рангу других государственных служащих во Франции? Какие льготы и денежные компенсации предусмотрены для французских военнослужащих, в том числе участвующих в боевых действиях?
     - Во Франции государственные служащие получают зарплату, уровень которой зависит от того, где они работают, а также от успеха на конкурсе их дипломов, квалификации, старшинства по службе и должности. По этим параметрам госслужащим определяется индекс на основе «сетки индексов администрации государства».
     Как государственные служащие, военнослужащие получают по такому же принципу основной оклад. Кроме того, они могут получать денежные компенсации или дополнительную специальную надбавку в связи с неудобствами службы, специальными квалификациями, возможностями риска или с типом занимаемой должности. Если военнослужащие участвуют в операциях вне национальной территории более 15 дней, то тогда они получают повышение основного оклада на 150 процентов, который изменяется и в зависимости от семейного положения.
     Уровень денежного содержания военнослужащих в принципе соответствует величине зарплаты других госслужащих. Он может быть и выше в случае активного их участия в боевых операциях.
     - Сокращение армии - это всегда болезненно. Какие меры социальной защиты были применены к тем, кого пришлось преждевременно уволить с военной службы? Насколько эффективен механизм их реинтеграции в гражданскую жизнь?
     - В ходе сокращения численности вооруженных сил 16.000 офицеров и унтер-офицеров кадрового состава были уволены с военной службы из 135.000 сокращенных должностей. Остальную часть составили призывники. Естественно, в отношении их были задействованы меры социальной защиты. Основной из них стала денежная компенсация, которая составляла от 14 до 45 месячных основных окладов в зависимости от длительности военной службы и оставшегося срока до увольнения по ограничению службы по воинскому званию.
     Также была оказана помощь в трудоустройстве в гражданском секторе: действовали системы оценки и профессиональной ориентации, предоставлялся отпуск для конверсии, стажировки, знакомства с предприятиями и т.д. Эти меры достаточно эффективны и облегчают возвращение наших солдат в гражданскую жизнь. Конечно же, не всегда эти меры срабатывали и увольняемый военнослужащий мог найти желаемую гражданскую работу. Тогда он испытывал все сложности рынка труда. Другими словами, реинтеграция является важным направлением деятельности в вооруженных силах.
     Наконец, так как в армию должны приходить молодые люди, сохранены постоянные меры по облегчению их увольнения: пенсия высшего воинского звания, надбавки и законодательные положения, позволяющие офицерам и старшим унтер-офицерам работать в административных органах государства.
     В итоге сокращение численности вооруженных сил, несмотря на то что оно болезненно, прошло в целом удовлетворительно, без главных человеческих проблем и без помощи закона об увольнении кадрового состава.
     - Одной из главных задач реформы во Франции является перевооружение армии. Решена ли задача? Какие новые образцы военной техники и вооружения поступили в войска?
     - В самом деле, одновременно с переходом «многочисленной армии» к профессиональной армии сокращенного формата осуществляется и ее перевооружение. Хотя, по-моему, это слово не совсем точно передает характер происходящего процесса. Я думаю, что надо говорить об улучшении и рационализации боевой оснащенности вооруженных сил. Отныне количеству надо предпочитать качество. В этой области цели поставлены законом военного строительства на 1997-2002 годы. Именно он позволил начать модернизацию вооружений и военной техники. В частности, приступить к заказу техники, которой будут оснащаться наши силы в ближайшие годы.
     Среди них - танки «Леклерк», вертолеты «Тигр» и NH, 90 из них заказаны для сухопутных войск и ВМС, поступление на вооружение авианосца «Шарль де Голль», сторожевых кораблей-невидимок типа «Лафайет» и десантных транспортов-доков (ДТД) типа «Фудр», заказ новых ДТД, поставки ВВС самолетов «Мираж 2000», заказ боевых самолетов «Рафаль» и крылатых ракет для ВМС и ВВС и, наконец, запуск на орбиту двух оптических наблюдательных спутников «Гелиос» и заказ первого спутника телекоммуникации «Сиракузе III».
     Поступление этой техники хорошо доказывает, что модернизация вооруженных сил Франции осуществляется. Хотя, может быть, медленнее, чем это желают военнослужащие...
     - Вместе с тем французские эксперты уже неоднократно указывали на «критическое», по их мнению, техническое состояние сухопутных сил ввиду хронического недофинансирования. Вооруженные силы не получают всего запланированного или пока не научились эффективно расходовать оборонный бюджет?
     - Надо признать, что бюджетные ограничения не позволили нам достичь всех целей, определенных законом военного строительства на 1997-2002 годы. Это прежде всего коснулось технического обслуживания военной техники и заказа запасных частей. Одновременно задержка поступления в войска некоторой боевой техники негативно сказывалась на состоянии старого оборудования, находящегося в эксплуатации. А кроме того, нынешняя реорганизация структур технического обслуживания не позволяла более эффективно использовать выделяемые средства. То есть вооруженные силы испытывали некоторые трудности в техническом обслуживании военной техники. Но эти трудности должны постепенно исчезнуть в связи с принятыми мерами.
     - Решение о военной реформе во Франции принималось в 1996 году в связи с тем, что эпоха глобального противостояния ушла в небытие. Главным вызовом безопасности Франции были признаны локальные конфликты, и именно под эти задачи реформируется армия. Между тем уже тогда эксперты предупреждали, что упор только на полностью профессиональную армию не отвечает главному вызову XXI века - борьбе с терроризмом. Как эта проблема и ее решения видятся на сегодняшний день?
     - Действительно, при выборе будущего образца армии в 1996 году высказывались и предложения создать многоцелевые силы, непосредственно готовые к действию и способные быстро изменить ситуацию, сформировать некие сводные воинские контингенты для решения определенных задач… Но решение о военной реформе принималось прежде всего с учетом возможностей бюджета страны, так что все эти предложения остались лишь благими пожеланиями. Однако хочу отметить, что при анализе стратегической ситуации еще в 1994–1996 годах террористическая угроза не только не принижалась, а, наоборот,
     считалась как наиболее реальная. Тем более что наша страна противостояла ей уже несколько раз.
     Следует также сказать, что наряду с их использованием в операциях вне национальной территории вооруженные силы активно способствуют укреплению безопасности в самой Франции. В частности, об этом свидетельствует их участие в мероприятиях «Vigipirate». Наши солдаты хорошо знают эту задачу, ибо они не менее одного раза в год в рамках укрепления мер контртеррористической безопасности задействованы в этих мероприятиях.
     Я также хочу сказать, что в нашей стране борьбой с терроризмом занимаются прежде всего правоохранительные органы - полиция, жандармерия и юстиция. Участие вооруженных сил предусмотрено только при чрезвычайных условиях, как тех, которые произошли в США 11 сентября. И в данном случае французские вооруженные силы тесно взаимодействуют во всем мире с друзьями и союзниками, в том числе и с вашей страной.
     В заключение я хочу еще раз поблагодарить редакцию «Красной звезды» за предоставленную мне возможность выступить на страницах ее газеты. Я также хочу передать дружественный привет от имени всех служащих - мужчин и женщин - во французской армии всем российским товарищам. Меня радуют расширяющиеся обмены между нашими вооруженными силами и постоянно улучшающееся оперативное сотрудничество во всех местах, где этого требует служба на благо миру.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker