на главную страницу

20 Июля 2002 года

Сыны Отечества

Суббота

Вторая война генерала Малашенко

Андрей ПОЧТАРЕВ, «Красная звезда».



Для генерал-лейтенанта в отставке Евгения Ивановича Малашенко, фронтовика, в свое время начальника штаба 15-й гвардейской морской стрелковой бригады, война в Египте (тогда ОАР) стала очередным после Великой Отечественной войны и Венгерского конфликта жестоким испытанием на прочность и верность военной присяге.

     В «стране пирамид» ему выпало возглавлять штаб главного военного советника.
     События для первого заместителя начальника штаба Прикарпатского военного округа генерал-майора Евгения Малашенко развивались стремительно. В июне 1967 года, на Ближнем Востоке отгремела «третья» – шестидневная арабо-израильская война. Ее итогом стала оккупация Израилем Синайского полуострова, сектора Газа на Средиземноморском побережье, Голанских высот и территории западнее реки Иордан. В коалиции вооруженных сил Сирии, Иордании и Египта наибольший урон понесли египтяне. По официальным данным руководства ОАР, было потеряно около 80 процентов военной техники, 11,5 тыс. офицеров и солдат погибли, 5,5 тыс. попали в плен. Практически перестали существовать национальные ВВС, так как в результате первого же удара израильтян большинство самолетов были уничтожены на аэродромах, и только 40 летчиков погибли в воздушных боях...
     В ответ на просьбу президента страны Гамаль Абдель Насера (награжденного Золотой Звездой Героя Советского Союза) в Египет были направлены представители армий различных стран, алжирская авиаэскадрилья, пехотные подразделения из Ирака, Кувейта. Из Москвы в Каир срочно прибыла военная делегация во главе с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР маршалом Матвеем Захаровым. Итогом ее работы стало назначение члена этой делегации, командующего ПрикВО генерал-полковника Петра Лащенко uлавным военным советником в этой стране. Уже 3 ноября 1967 года после бесед в ЦК КПСС, ГлавПУРе и Генштабе генерал Е. Малашенко в числе первой группы советских военных советников отправился в египетскую столицу.
     Должность, в которой предстояло ему работать, сперва называлась старший советник начальника главного оперативного управления генерального штаба вооруженных сил ОАР. Через 4 месяца в связи с возросшим объемом задач, вставших перед советскими военными советниками и специалистами, приступившими по сути к возрождению национальной армии, потребовалось увеличение их штата. Из-за этого ввели должность начштаба аппарата главного военного советника. На нее и был переведен Евгений Иванович.
     Обстановка складывавшаяся на ближневосточном театре, требовала срочных мер противодействия. Практически в это время между Египтом и Израилем начиналась «война на истощение», длившаяся почти пять лет.
     21 октября 1967 года двумя египетскими ракетными катерами советского производства (Пр.183, ракеты П-15) севернее Порт-Саида был потоплен израильский эсминец «Эйлат». После этого на море между мелкими группами кораблей противоборствующих сторон эпизодически стали разгораться бои. Летом следующего года активизировалась и воздушная разведка израильтян. Самолеты противника стали появляться над Каиром и, осмелев, порой пролетали над зданием генерального штаба. Позже начались и бомбежки. Вдоль линии фронта, через Суэцкий канал периодически стали вестись артиллерийские перестрелки. Израильтяне провели и ряд успешных диверсионных операций силами «командос», в том числе по нарушению линий электропередачи Асуан – Каир, разрушению моста в районе города Кена. Боевые действия сторон приобретали все большую интенсивность и ожесточенность.
     В этих условиях потребовались большой профессиональный опыт, воля, знания и мужество от советских военных советников и специалистов. Взаимодействуя с начальником генерального штаба вооруженных сил ОАР генерал-лейтенантом М. Риадом (впоследствии трагически погибшим), его помощником генералом С. Мохсеном, начальником ГОУ генерал-майором Талатом, под руководством генерал-полковника П. Лащенко, а позднее и генерал-лейтенанта И. Катышкина, Евгений Иванович Малашенко, что называется, с головой окунулся в работу.
     В целях создания централизованного управления силами и средствами ПВО удалось вывести войска противовоздушной обороны в самостоятельный вид вооруженных сил ОАР и ввести должность замглавкома вооруженных сил по ПВО. Следующим этапом стала разработка и реализация на практике предложений по реорганизации разведки в египетских войсках. В целях совершенствования плана обороны в зоне Суэцкого канала по рекомендациям, выработанным в штабе главного военного советника, пришлось менять содержание многих боевых документов. Все это было направлено на то, чтобы не допустить форсирования противником канала, а в случае агрессии – нанести ему поражение. По советским рекомендациям была усилена ПВО Асуанской плотины. Перед ней установили морские сети для защиты от мин и торпед.
     Вместе с совершенствованием обороны начали и создание новых соединений и частей. После визита в Каир в марте 1968 года министров иностранных дел СССР А. Громыко и обороны маршала А. Гречко Советский Союз принял решение дополнительно поставить в Египет вооружения на две дивизии и 100 боевых самолетов.
     «Египтяне, – вспоминает Евгений Иванович, – очень просили направить к ним летчиков-добровольцев из соцстран или из советских авиационных частей и полков ПВО, а также увеличить число своих пилотов, обучающихся в СССР. Просьбы на счет добровольцев Москва удовлетворить не могла. Переброску же целых частей из СССР маршал Гречко относил к большой политике. Мы пошли на это только в конце 1969-го – начале 1970 годов, когда обстановка вдоль линии фронта стала угрожающей».
     Летом 1968 года по просьбе египетской стороны и в соответствии с подписанным межправительственным соглашением в ОАР прибыла еще одна большая группа (около 400 человек) советских советников. Им предстояло работать при командирах батальонов, дивизионов и эскадрилий. Началась кропотливая боевая учеба в низовых звеньях национальной армии. Надо признать, что ее результаты находили положительную оценку у египетского командования. Командир 3-й пехотной дивизии генерал Халил, к примеру, признавал, что «за три недели русские советники разобрались с организацией обороны лучше, чем мы, создавая ее полгода».
     Немаловажное значение, по словам Евгения Малашенко, имело для советских генералов и офицеров убеждение египтян в высоком качестве, больших боевых возможностях поставляемых из СССР образцов вооружения и техники. На этом направлении постоянно и настойчиво работали советники по ВВС – Герой Советского Союза С. Горелов и В. Скубилин, по ПВО – Н. Кондратов, по бронетанковым войскам – В. Дикий, по артиллерии – В. Чистяков, по ВМФ – Б. Сутягин...
     Так авиационные советники генералы С. Горелов и В. Скубилин убедительно разъясняли арабам на примерах опыта проходившей параллельно вьетнамской войны, сколь эффективным может быть применение отечественных истребителей. Летчикам-советникам пришлось даже провести серию специальных показательных полетов на предельные дальности.
     С помощью генерала Е. Малашенко и его сослуживцев постепенно закладывался фундамент и для успешного начала в будущем войны египтян за возвращение Суэцкого канала и Синайского полуострова (Октябрьская война 1973 г.). На основе подготовленных ими рекомендаций совершенствовалась боевая подготовка 2-й и 3-й полевых армий, задействованных на приморском и суэцком операционных направлениях. Впервые состоялись их командно-штабные учения...
     В середине марта 1969 года Евгений Иванович получил приказ вернуться на родину. Покидал он египетскую землю с теплыми чувствами к тем, с кем пришлось полтора года плечом к плечу укреплять оборону, суверенитет этой древней страны, – к генералам Ахмету Исмаилу, Мухамеду Гамаси, Мухамеду Садеку, Аль Шазли, полковнику Хосни Мубараку (тогда командиру авиабазы), ставшему позже президентом страны. Он убывал на Родину с чувством честно исполненного воинского долга.
     На снимке: египетские войска наводят переправу на Суэцком канале. Октябрь 1973 г.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker