на главную страницу

23 Июля 2002 года

История Отечества

Вторник

«733-й! Цель уничтожить!»

Евгений ЛИСАНОВ, «Красная звезда».



Полковник запаса Андрей ВАСИЛЬЕВ. г. Сызрань.

     В тот субботний день 18 июля 1981 года летный состав полка авиации ВВС, базировавшегося в Марнеули (Грузия), занимался плановой подготовкой: инженеры и техники готовили к полетам боевые самолеты, в режиме повышенной боеготовности находились дежурное звено, летчики усиления.
     Заместитель командира эскадрильи по политчасти гвардии капитан Валентин Куляпин находился в усилении. Внезапно рабочую атмосферу части буквально взорвал пронзительный вой сирены. Напарник замполита выбежал навстречу, и в считанные секунды они на машине добрались к стоянке дежурного звена. Выяснилось, что наземные службы засекли нарушителя воздушного пространства страны. Первым получил команду на взлет Валентин Куляпин.
     ...В район предполагаемого нахождения цели Валентин шел на сверхзвуковой скорости на высоте 13.000 метров. Из радиообмена узнал, что нарушитель находится на высоте 8.000 метров и движется со скоростью в два раза меньшей. Теперь стало ясно, почему летчики первой пары проскакивали нарушителя при попытке подойти к нему. На какое-то время чужак вышел за пределы воздушного пространства страны. Командный пункт дал указание предыдущим самолетам возвращаться на базу и переключился на Куляпина. А тем временем нарушитель вновь появился на нашей воздушной территории. Валентин пошел на снижение, уменьшил скорость, включил прицел. Обнаружив цель (это был четырехмоторный военный транспортный самолет без опознавательных знаков), пошел на сближение. Поступил приказ: нарушителя отсечь от границы СССР и вынудить к посадке. Транспортник же упорно двигался уже с нашей стороны границы и покидать воздушное пространство не собирался. Причем шел вблизи важных военных объектов. По международным правилам дать команду нарушителю идти на посадку можно покачиванием самолета с крыла на крыло. Но как это сделать на такой скорости, да еще на высоте 8.000 метров?
     Покачивания получились вялыми и неглубокими - капитан осторожничал. Сорваться в штопор означало сорвать выполнение боевой задачи. По всей видимости, пилоты транспортника были неплохо осведомлены о ТТХ наших перехватчиков и понимали, что их советский визави идет на пределе возможного. Неожиданно нарушитель сделал резкий маневр в сторону Куляпина. Последний, чтобы избежать столкновения, ушел вниз. В это время чужак резко накренился влево и направился в глубь нашей территории. Но Валентин, уравняв скорости, снова подошел к нему.
     После очередного покачивания «гость» повторил маневр. И снова Куляпин вывернулся. Завязался своеобразный воздушный бой, длившийся около 10 минут. По поведению нарушителя стало ясно: садиться он не собирается. «Разрешите открыть огонь». Но «земля» непреклонно требовала принудить нарушителя к посадке. В один из моментов, когда наш пилот был вынужден уйти от столкновения, транспортник попытался оторваться от преследования. Валентин трижды доложил об этом. В конце концов прозвучала команда: «733-й! Цель уничтожить!»
Вообще-то Валентин ожидал, что такую команду получит его напарник, самолет которого был уже на подходе к цели. Его истребитель имел подвесные пушечные контейнеры. На машине замполита таких контейнеров не было, только ракеты. Он мысленно «проиграл» свои действия, как будет уходить из зоны облучения, когда его напарник включит радиоприцел... Но команду получил именно он, гвардии капитан Куляпин! Он прекрасно понимал, что сделать маневр в заднюю полусферу транспортника, прицелиться он не сможет - нет времени. Словом, ситуация создалась нештатная. Надо придумать что-то другое...      И он принял решение таранить, но таранить так, чтобы самому остаться в живых. Находясь слева от нарушителя, советский ас попытался сначала ударить его по левому крылу закабинной частью фюзеляжа снизу вверх.
     Накрепившись вправо, Валентин пошел на сближение с консолью крыла. Но вдруг увидел, что чуть отстал и удар будет сделан кабиной. Осознав, что удар по крылу не дает полной гарантии сбить нарушителя, в последнее мгновение ушел от столкновения.
     Сделав небольшую «змейку», Куляпин несколько отстал от транспортника, переместившись чуть правее его. Увеличив скорость, подошел под хвостовое оперение и, когда кабина истребителя вышла из-под него, бросил свой самолет вверх. Ударом «спины» и килем перехватчика он отбил незнакомцу половину стабилизатора, опрокинув носом вниз.
     На колени Куляпину посыпался плекс. От деформации лопнуло остекление нескольких приборов. Когда понял, что самолет посадить не удастся, катапультировался.
     - Первое, о чем подумал, когда раскрылся парашют, было: сбил или не сбил, - вспоминает Валентин Александрович. - Осмотрелся. Ни вверху, ни по сторонам никого не было. Посмотрев вниз, увидел транспортника, на большой скорости идущего к земле. Из этого положения самолеты такого класса не выходят. Значит, задание выполнено.
     

     Наша справка
     В истории мировой авиации было три тарана на реактивных самолетах.
     В 1973 году капитан Геннадий Елисеев совершил воздушный таран при перехвате самолета-нарушителя в небе Закавказья. Погиб. Удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
     В 1981 году капитан Валентин Куляпин совершил воздушный таран в небе над Азербайджаном. Награжден орденом Красного Знамени.
     В 1983 году подполковник Анатолий Левченко в Афганистане совершил «огненный» таран зенитной позиции душманов. Присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
     ...Понятно, что воздушный инцидент не остался без внимания со стороны высокого начальства. На месте крушения самолетов работали комиссия Минобороны и комиссия военного отдела ЦК КПСС. Советский истребитель ушел глубоко в землю, а обломки транспортника были разбросаны по земле. Выяснилось, что самолет сделан в Канаде, но зафрахтован Аргентиной и использовался для перевозки оружия. Пилоты погибли. А вот Куляпин, можно сказать, родился в рубашке. Получил травмы, когда катапультировался. Лечился в госпитале. Врачи сделали все возможное, чтобы вернуть офицера в строй. Как сложилась его судьба?
     В 1982 году он поступил в Военно-политическую академию им. В.И. Ленина. Затем - служба в Прибалтике. Летал на МиГ-23М. В 1988 году вернулся в академию в качестве офицера постоянного состава. В нашей беседе признался, что решение оставить летную работу и уехать в Москву далось нелегко. Но ситуация в Прибалтике в то время ухудшалась. А за спиной - семья, благополучием которой рисковать он не мог. Спустя шесть лет полковник Валентин Куляпин уволился из рядов Вооруженных Сил. Сейчас Валентин Куляпин - замгендиректора фирмы «Нирком». Вместе с ним работает сын Павел. А младшая дочь Ева окончила медицинскую академию, учится в ординатуре.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker