на главную страницу

23 Июля 2002 года

Откровенный разговор

Вторник

В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН

Полковник Юрий АФАНАСКИН, ответственный секретарь редакции бывшей газеты СибВО «Воин России».



     Завершившаяся не так давно подписная кампания снова оказалась «провальной» для военных СМИ. Ситуация напоминает о злополучных граблях, на которые регулярно наступают. В Западно-Сибирском регионе даже крупные соединения получили на коллективную подписку лишь по 10, максимум - 20 тысяч рублей, о мелких частях, которым на всю подписку было выделено по
     1-3 тысячи рублей, и вовсе говорить не приходится. В такой ситуации, когда «коллективка» профинансирована на 30-80 процентов от реальных потребностей войск, рассчитывать на сохранение тиража военных изданий явно не приходится. Делать же ставку на спонсорские вливания и индивидуальную подписку военнослужащих на военные СМИ как на главное условие их выживания на российском информационном рынке скорее означает раздувать угли в угасающем костре.
     Впрочем, в этих условиях вести речь только о приведении дотаций на коллективную подписку войск к необходимому уровню еще не значит добиться полного разрешения существующей проблемы. Нынешняя ситуация требует кардинальных перемен в самой системе военных СМИ, оптимизации их структуры.
     К сожалению, в последние годы в армейском лексиконе понятие «оптимизация» стало едва ли не синонимом слова «сокращение». Чем оборачивается такое «уравнивание» различных по смыслу понятий, наглядно видно на примере судьбы газеты «Воин России», где я занимал более 8 лет должность ответственного секретаря. До декабря 1998 года «Воин России» был газетой Сибирского военного округа, являясь на всем, весьма насыщенном информационном пространстве Западной Сибири единственным военным изданием, выходящим в регионе и компетентно рассказывающим о жизнедеятельности войск и армейских проблемах. Разве забудешь, как в первую чеченскую кампанию, когда неоднократно наши журналисты отправлялись в командировки на Северный Кавказ, нашу газету уже через час после ее поступления в розничную продажу невозможно было достать в киосках «Роспечати»!
     После объединения Сибирского и Забайкальского военных округов «Воин России» лишь условно приобрел статус армейского печатного органа объединения, оставаясь по многим вопросам прежним региональным военным изданием. В декабре же 2000 года вышел последний номер нашей газеты, менее года не дожившей до своего 80-летия. Ее решено было сократить. В отчете о проведении оргштатных мероприятий появилась еще одна «галочка», пополнившая графу сокращаемых воинских частей. Выходящая в Чите газета СибВО «На боевом посту», хотя и «посадила» в Новосибирске двух своих постоянных корреспондентов по Западной Сибири, не сумела компенсировать закрытие «Воина России». Издание, поступающее в этот регион с недельной задержкой, так и не приобрело, и объективно не может приобрести популярности у читателей Западной Сибири.
     Весьма интересным при расформировании издания оказался и подход к кадровой проблеме. Если еще в середине 90-х годов журналистам ликвидируемого военного издания обязательно приезжающим в таких случаях представителем из Москвы предлагалась масса вакансий в других газетах, на этот раз все вопросы был уполномочен решать кадровый орган СибВО. Что, по сути дела, мог он предложить военным журналистам? Им предлагались должности заместителей командиров подразделений по воспитательной работе, офицеров по ОГП и так далее… Лишь единицы из них нашли должности в военных изданиях, да и то – сами. В то время как за Уралом налицо дефицит журналистских кадров для военных газет. Выпускники же журналистского факультета Военного университета, на моей памяти, в последний раз пересекали Уральские горы для службы в Сибири и Забайкалье лишь в 1997 году. Остальные находили для себя места «потеплее» или предпочитали, получив за счет государства и армии весьма престижное образование, найти себе работу на «гражданке» в пределах Садового кольца.
     Прежняя практика комплектования военных изданий кадрами из войск, проявившими склонность к журналистике, в последние годы свелась к минимуму из-за отсутствия у людей интереса к сотрудничеству с ними из-за крайне низких гонорарных расценок и утраты былого авторитета окружных газет. А попытки решить проблему за счет офицеров-двухгодичников, имеющих журналистское образование и даже до призыва в армию получивших практику этой работы, как правило, не оправдывали первоначальных ожиданий. В то же время (могу судить по опыту «Воина России») укоренилась пагубная практика «забивания» кадровыми органами пустующих штатных клеток редакции людьми, не имеющими абсолютно никакого отношения к журналистике. Но все это – тема для отдельного разговора.
     Снова вернемся к ликвидации «Воина России». Слухи о сокращении редакции появились сразу после объединения двух округов. В то же время в рамках проработки вопроса о возможности проведения эксперимента по выпуску региональной вкладки в «Красную звезду» силами коллектива редакции «Воина России» нами были проведены тщательные расчеты данного проекта. Они показали, что выпуск в Новосибирске регионального приложения к центральной газете (где и сейчас печатается «Красная звезда») обойдется гораздо дешевле выхода отдельной военной газеты. Тем более что печатать газету в городской типографии на тот момент оказывалось и лучше (по качеству), и дешевле, чем в «своем» родном издательском комплексе. Тогда у нас были и профессиональные кадры, и силы, и надежды…
     Видимо, те, от кого зависело решение этого вопроса, не посчитали даже нужным как-то откликнуться. Хотя именно это направление оптимизации структуры военных СМИ сегодня выглядит наиболее приемлемым, о чем, кстати, свидетельствует и опыт центральных изданий – «Аргументы и факты», «Российская газета», «Комсомольская правда» и многих других, выпускающих свои региональные вкладки в Сибири. Благодаря этому у местных читателей еще более возрастает интерес к этим изданиям, и они могут за те же деньги из одной газеты почерпнуть не только общероссийскую, но и региональную информацию. У армейских же СМИ, весьма родственных по тематике и по духу, по-прежнему присутствует экономически невыгодное для оборонного ведомства соседство окружных, флотских газет и центрального печатного органа Минобороны РФ. Раздающиеся же предложения о ликвидации окружных газет и создании гарнизонных многотиражек сегодня способны только вызвать целый ряд новых технических, кадровых и других проблем. И опять же здесь наиболее выгодным вариантом приближения военных СМИ к армейской действительности представляется укрепление корреспондентской сети «Красной звезды» или же создание ее региональных приложений в наиболее крупных гарнизонах.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker