на главную страницу

24 Июля 2002 года

Армия сегодня

Среда

О горных войсках замолвите слово

Юрий МАКУНИН.



     Много лет меня беспокоит один и тот же вопрос: почему мы не хотим учиться на опыте минувших лет? Притом оплаченном самой высокой ценой - людской кровью. Я имею в виду специальную горную подготовку войск. Любой школьник, интересующийся историей, знает, что ведение многочисленных войн породило как равнинные, так и горные сражения. Тит Ливий в своем фундаментальном труде “Римская история от основания города” пишет о царе Македонии Филиппе Втором (четвертый век до нашей эры), который поднялся на гору Эмо для рекогносцировки местности перед битвой с римлянами. Это позволило ему принять важные судьбоносные решения. Многому научился у отца Александр Великий, в том числе и воевать в горах. Его победные когорты успешно преодолели многие азиатские хребты (356-323 годы до нашей эры).
     Давайте вспомним о потрясшем весь мир легендарном переходе через Альпы русских чудо-богатырей под предводительством нашего выдающегося полководца Александра Васильевича Суворова. Известные генералы Алексей Ермолов, Михаил Скобелев стали продолжателями суворовской школы побеждать. Первый прославился на Кавказе, второй - в Средней Азии и в Болгарии. Их войска вовсю применяли альпинистские приспособления, когда сам термин “альпинизм” только еще закреплялся в Европе.
     На Кавказе Ермолов подыскал отважных офицеров для восхождения на Эльбрус. Экспедиция состоялась в 1817 году. Выйдя из Горячеключевского (Пятигорского) гарнизона, колонна через нынешний Кисловодск проследовала к северо-западным склонам двуглавой горы. Первая русская разведка не завершилась покорением величайшей вершины Европы и Кавказа, однако участники восхождения сделали топографические съемки, разработали карту маршрута, подготовили рекомендации последующим восходителям. Что нужно для подъема на большую высоту? Шерстяная одежда, чулки, овечьи варежки, толстокожая обувь с железными когтями, очки с темными стеклами. Запас продовольствия. Нечего делать на ледяных склонах без прочной длинной палки с металлическим клювом, надежной веревки, выдерживающей связку в несколько ходоков...
     В 1829 году гордый Эльбрус был покорен русскими офицерами при участии ученых из Петербурга. И понятно, что впоследствии офицеры-восходители передавали свой опыт коллегам, унтер-офицерскому составу, солдатам.
     ...Великая Отечественная война. 1942 год. Фашистское командование бросило на фронт специально подготовленные к боям в горах дивизии “Эдельвейс” и горно-егерские, чтобы овладеть перевалами Главного Кавказского хребта и выйти в Закавказье.
     В своей книге «Битва за Кавказ» Маршал Советского Союза А.А. Гречко писал, что Ставка неоднократно напоминала командованию фронта: «Враг, имея специально подготовленные горные части, будет использовать для проникновения в Закавказье каждую дорогу и тропу через Кавказский хребет, действуя как крупными силами, так и отдельными группами... Глубоко ошибаются те командиры, которые думают, что Кавказский хребет сам по себе является непреодолимой преградой для противника. Надо крепко запомнить всем, что непроходимым является только тот рубеж, который умело подготовлен для обороны и упорно защищается».
     Из опытных альпинистов были созданы отряды, которые оседлали перевалы, преградив дорогу немецким горным егерям. На участке обороны Главного Кавказского хребта они ходили в разведку, в тылу у немцев добывали «языков», громили вражеские штабы. Лютой зимой 1942-43 годов именно альпинисты помогли советским частям выбить яростно оборонявшегося врага из знаменитой горной базы «Приют Одиннадцати», которая располагалась на Эльбрусе. Гитлеровцы захватили «приют», потому что он был ключевой точкой, господствовавшей над верховьями ущелий Баксана и Кубани. Противник отбил две атаки наших солдат. Но когда в тыл им зашли три отряда альпинистов, он не выдержал и начал спешное отступление. Так началось освобождение от врага всего Северного Кавказа.
     Крах «эдельвейсов» наступил при взятии советскими войсками Нальчика 4 января 1943 года. Немецкие егеря в тот же день оказались заложниками высокогорья, и наиболее быстроногие из них ринулись вниз, чтобы слиться с основным потоком наступающих дивизий.
     В сущности, действительно новое качество в специальной подготовке наших войск в Закавказье началось при назначении генерал-майора И. Е. Петрова на должность заместителя командующего войсками ЗакВО по обороне горных перевалов (осень 1942 года). Это он со своими подчиненными сформировал 12 особых горно-стрелковых отрядов (ОГСО) с привлечением в их ряды альпинистов. Не скрывая правду-матушку следует отметить, что форсированные тренировки в отрядах во многом копировали германскую методику, весьма продуманную и рациональную. По немецким источникам, батальон «эдельвейс» состоял из пяти рот, каждая включала в себя до 900 человек. Имела на вооружении десять станковых, 36 ручных пулеметов, девять 50-мм и шесть 81-мм минометов, две 75-мм горных пушки. Командиры и солдаты в совершенстве владели альпинистскими и горнолыжными навыками, умели водить различные виды транспорта, в том числе разъемные поъемники-транспортеры с бензиновым движком. По всей Европе для «эдельвейсов» реквизировались белые лошади и мулы.
     Немало от того снаряжения перепало нашим бойцам горно-стрелковых отрядов, которые приняли вызов врага и доказали свое превосходство над грозными егерями. Немецкая пресса бравурные репортажи сменила на рассказы о «кавказских кладбищах».
     Маршал Гречко в своих воспоминаниях о героизме мастеров восхождения: «Хочется сказать несколько теплых слов о наших славных альпинистах, которые сыграли немалую роль в боях на перевалах Главного Кавказского хребта... Альпинисты были на всех высокогорных участках фронта. Многие из них награждены правительственными наградами, об их боевых делах писали фронтовые газеты».
     Среди тех, кто героически сражался с врагом на горной высоте, были альпинисты А. Гусев, Н. Гусак, А. Грязнов,
     Н. Моренец, Л. Коротаева, братья Г. и Б. Хергиани, А. Сидоренко, И. Кельц и многие другие.
     Наши воины-альпинисты вписали яркие страницы в летопись Великой Отечественной войны. Особенно они отличились в боях за Карпаты, Татры, в горах Болгарии и Югославии, в Восточных Альпах. В рядах знаменитой Панфиловской дивизии героически сражались покорители снежных вершин Х. Рахимов, Е. Колокольников, Д. Саланов, С. Легостаев, А. Игнатов. Нелегкими дорогами войны от Сталинграда до Вены прошел известный советский альпинист Н. Ященко. Командир гвардейского полка, он серьезно занимался со своими подчиненными горной подготовкой. Это помогало воинам части успешно громить фашистов на горных рубежах Румынии, Югославии, Венгрии, Австрии.
     ...Прошли десятилетия. И опыт боев в горах был крепко-накрепко забыт. В Афганистане, в стране горцев, мы воевали без альпинистов. В Чечне, и в первую, и во вторую кампании, не помню, чтобы упоминался героизм, мужество, прекрасная горная подготовка воинов-альпинистов. Конечно, отдельные подразделения с горной подготовкой у нас есть. Но разве этого достаточно? И кто из нынешних альпинистов примерил воинскую форму? Признаюсь, что к горам я не равнодушен, сам поднимался не на одну горную вершину, Меня связывает давняя дружба с альпинистскими федерациями России. Нет-нет да и спрошу у их руководителей: интересуются вами силовые ведомства? Оказывается наталкиваются они на стену молчания. Показывали мне множество копий писем в различные ведомства, в том числе и в Министерство обороны, которые так и остались без ответа.
     Между тем в Узбекистане уже развернулись военные альпинисты из США. Посматривают и на Грузию. Немецкие осваивают тропы и перевалы Тянь-Шаня. Надо ли говорить об их экипировке? Уж точно, поверьте мне, она намного совершеннее, чем была у гитлеровских егерей.
     А мы опять теряем время, которое, как известно, вспять не течет.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker