на главную страницу

24 Июля 2002 года

Армия и общество

Среда

По следам картофельного дела

Дмитрий Карпов.Хабаровск.



Как уже писала «Красная звезда», в военном суде Дальневосточного военного округа идет слушание дела об убийствах в 1998-1999 годах начальника продовольственной службы управления тыла ДВО и его заместителя.

     Такой оказалась развязка продолжавшихся в течение длительного времени злоупотреблений бывшего офицера, главного фигуранта слушаемого дела, в ценообразовании закупаемой продовольственной службой округа сельхозпродукции. В результате бесконтрольности в организации торгов по закупке овощей государство понесло крупные убытки.
     Как прокомментировал суть рассматриваемого дела бывший начальник следственного отдела военной прокуратуры ДВО полковник Виктор Жданов, причина случившегося состоит в том, что после развала централизованного снабжения войск на тот момент еще не успели сложиться новые хозяйственные связи, не были выработаны механизмы снабжения, препятствующие злоупотреблениям. В связи с отсутствием у военных интендантов реальных (наличных) денег существовало немало лазеек для запутывания учета.
     Итак, будем придерживаться хронологии. В 1996 году Олег Соболев и Олег Гусев проживавшие в Комсомольске-на-Амуре, поддерживали дружеские отношения с майором Геннадием Барсуковым, который проходил там службу в должности заместителя командира части по материально-техническому обеспечению. Вероятно, именно в то время и сложились тесные отношения этой тройки, так как всю их последующую хозяйственную деятельность они вели совместно. При этом положение Барсукова было особенным, лидирующим, так как только он мог с выгодой использовать свое служебное положение.
     Создание Барсуковым организованного, сплоченного, устойчивого преступного сообщества сторона обвинения относит к маю 1996 года, когда тот уже знал о предстоящем назначении его на должность старшего офицера отдела планирования и обеспечения продовольственной службы ДВО.
     К исполнению новой должности майор Барсуков приступил 15 июля 1997 года. Этого события с нетерпением уже ждали Гусев и Соболев. Как следует из материалов дела, они 4 октября 1996 года совершили две поставки картофеля в воинские части от не установленных следствием производителей. На данные поставки была оформлена счет-фактура по завышенной цене. Но не случайно дельцы стихийного рынка затягивали реализацию последней стадии договора: они не без основания опасались, что оплачена эта афера в связи с явным завышением цен не будет.
     И вот «боевое крещение». Приступив к исполнению своих обязанностей, «свой человек в продслужбе» принял на оплату дутую счет-фактуру по завышенной цене без подтверждения поставки. Таким образом, как утверждает следствие, Барсуковым, Соболевым и Гусевым была похищена сумма в размере 101.044,5 рубля. Эпизодов по аналогичной схеме потом было множество.
     Однако, кроме искусственного завышения цен в интересах обогащения, что еще будет квалифицировано судом, преступная группа шла и на откровенные нарушения законодательства, то есть чистые хищения. Но это было уже позже, когда появились вкус наживы и чувство безнаказанности. Иначе неоткуда было взяться нетоварным поставкам, когда реально ничего не поставлялось, но должным образом оформлялся чек-требование и переводились деньги.
     Вменяется Барсукову следующее: он берет чистый чек-требование, незаполненные акты и фиктивно оформляет в одну из частей поставку молодой картошки. Якобы она была поставлена в июне 1998 года, перед самым дефолтом. Знал ли он о скором наступлении последнего, история о том умалчивает. Однако факт остается фактом: он успел получить причитающуюся сумму практически сразу.
     Чтобы прикрыть эту «поставку», потому что по бумагам склады части буквально ломились от поставок молодой картошки, в то время, как там ее ни грамма не было, в октябре-ноябре Барсуков находит райпо в Лесозаводске, которое страдает от избытка картофеля. У этого райпо, чтобы прятаться от налогов, было дочернее предприятие ОАО «Заготсбытбаза». Вот эта «Заготсбытбаза» и привезла реально в часть свою продукцию, за которую Барсуков произвел фактически вторичную оплату.
     Однако горе тому, кто работал с аферистами. За неразборчивость в подборе партнеров «Заготсбытбаза» еще и поплатилась. После очередной поставки картофеля в окружной учебный центр начались дела и вовсе вопиющие. В приступе праведного гнева за неправильно оформленные документы по «Заготсбытбазе» Барсуков последние попросту уничтожил. Потом, правда, переоформил сделку на свою посредническую фирму, якобы это был ее картофель.
     Есть в материалах дела и такое интересное упоминание. Барсуков, зная, что картофель, произведенный в Российской Федерации, лучшего качества и может долго храниться, сознательно в интересах собственной наживы и в ущерб отечественным производителям и войскам округа закупал картошку гораздо худшего качества производства КНР. Мотивация была одна: на дешевом китайском картофеле можно было больше заработать на разнице цен.
     И все же основным источником наживы оставалось искусственное завышение цен при заключении сделок. Для этого только требовалось, чтобы договоры заключались исключительно со «своими» предприятиями, фиктивно оформленными на случайных людей, которым за эти услуги платились сущие копейки.
     Но для того чтобы торги проходили «как надо», необходимо было постараться. Незадолго до назначения Барсукова, в апреле 1997 года, вышел Указ Президента РФ № 305 «Об очередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Соответственно были подготовлены приказы Минобороны РФ и ряд утвержденных начальником Тыла ВС РФ нормативных актов и положение «О проведении торгов и конкурсов».
     Однако на кону стояли большие деньги, предвкушение которых будоражило воображение и отодвигало на задний план элементарные нормы исполнительской дисциплины. И Барсуков, отвечавший за организацию торгов, без особого труда и угрызений совести нарушил требование указанных выше руководящих документов. Более того, желая исказить действительное положение дел по количеству и стоимости овощной продукции на рынке, он такие торги не организовал и не провел. С использованием своего положения он допустил к партнерским отношениям с округом подставные фирмы своей группы. Таким образом, злоупотребляя доверием, Барсуков добился утверждения представленных им заведомо ложных цен на овощную продукцию. В результате, как следует из обвинительного заключения, работа продовольственной службы ДВО с подставными поставщиками сельхозпродукции привела в 1997 году к потере финансовых средств федерального бюджета по смете Минобороны в размере более десяти миллионов рублей.
     Обкатав на практике осенью 1997 года выработанную схему и убедившись в ее живучести, троица решила придерживаться используемых методов и способов, которые приносили отменные барыши, и впредь. При этом было обусловлено, что в следующем году необходимо будет расширить деятельность, захватив как можно большие площади субъектов РФ.
     При этом Барсуков, Гусев и Соболев решили еще более изощренно скрыть свою преступную деятельность, придав ей видимость законной: снизить отпускную цену производителей продукции, в больших объемах использовать оплату транспортных расходов при доставке продукции в войска округа за счет Министерства обороны РФ.
     Они не ошиблись. Следующий год оказался для них еще более урожайным на деньги и события.
     (Продолжение следует.)


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker