на главную страницу

24 Июля 2002 года

Пульс планеты

Среда

Здесь начинается Россия

Валерий ГРОМАК. Калининград.



     - Еще один шаг, и вы - нарушитель границы, - улыбается капитан Юрий Обоймов.
     Мы стоим с начальником смены отделения пограничного контроля (ОПК) «Багратионовск» в непосредственный близости от двух пограничных столбов с государственными гербами России и Польши. А мимо на въезд и выезд через границу идут грузовые и легковые автомобили.
     - За смену в среднем пропускаем около 500-600 легковых и 55 - 60 грузовых автомобилей в одну сторону, - поясняет капитан. - Умножьте это количество на два и получите средний объем нашей работы...
     Смена капитана Обоймова, в которую входят 18 человек, длится 12 часов. В праздники, выходные, днем, ночью. За смену воинам в зеленых фуражках приходится общаться с двумя - тремя тысячами человек. И порой общение это не доставляет особой радости. Каких только случаев в этой связи не было у капитана Обоймова, который в отделении пограничного контроля «Багратионовск» служит с 1999 года. Например, по поддельному паспорту задержали армянина, который вез через границу 10 тысяч долларов. Этот гражданин уже задерживался в пункте пропуска «Мамоново», но решил теперь проверить бдительность пограничников в Багратионовске. Или однажды на паспортном контроле по родинке определили, что паспорт въезжающего в Россию принадлежит его брату-близнецу. Задержали на смене капитана Обоймова, как потом выяснилось, и авторитета с двумя его телохранителями. Они выезжали в Польшу по паспортам, изготовленным в Литве. Кстати, до недавнего времени в этом государстве изготовлением фальшивых документов для желающих выехать из России занималась специализированная фирма. Об этом калининградские пограничники не раз информировали правоохранительные органы Литвы.
     Что бросилось в глаза за время пребывания в ОПК «Багратионовск», так это отсутствие хозяина. Мы привыкли - раз граница, то и хозяева здесь пограничники. Но, оказывается, это далеко не так. В пункте пропуска, кроме пограничников, находятся еще представители таможни, транспортной инспекции, инспекции карантина растений, ветеринарной инспекции, санэпидемконтроля, Ростэка, миграционного контроля. У всех у них различные ведомства, различные начальники, которые и диктуют им свои функции. К примеру, недавно в Калининградскую область въезжал немецкий автобус с туристами. Немцы ехали первый раз в Россию. И их с пункта пропуска представители российской транспортной инспекции завернули из-за отсутствия на автобусе знака о принадлежности к Германии. Мелочь, которую те же пограничники решили бы на месте. Но вот такие «мелочи» здорово бьют по имиджу России.
     Никто не смог ответить мне, зачем держать в пункте пропуска представителей миграционного контроля. И в то же время за последние пять лет здесь не припомнят, чтобы кто-либо из иностранцев попросил на российско-польской границе политического убежища.
     В нескольких десятках метров от нашего пункта пропуска работают польские пограничники. Государство наделило их функциями, которые у нас выполняет транспортная инспекция и ряд других служб. Любой россиянин, предпринимая поездку в Польшу, знает, что на польской стороне его встретят пограничники, таможенники и представители фито контроля. У нас же иностранец вынужден по лужам обойти несколько непрезентабельных вагончиков, чтобы получить штампы, без которых его не пустят в Россию.
     Нет, я далек от мысли идеализировать польских пограничников - работают они намного медленнее наших ребят. Порой возвращают российские машины из-за мелких неисправностей или из-за небрежно оформленного ваучера. Но брать лучшее, на мой взгляд, россиянам незазорно как у поляков, так и у литовцев. Ведь как ни крути, мы вскоре окажемся в центре Евросоюза. Пограничники, как и все жители самой западной области России, обсуждают вопрос о планах введения визового режима. По их мнению, случись это, значительно уменьшится поток людей, пересекающих границу. С одной стороны, это и хорошо - меньше работы. А с другой - кому нужен новый железный занавес? Кому он выгоден?
     Комментарий начальника отряда пограничного контроля «Калининград» полковника Анатолия КИСИЛЕНКО:
     В нашем отряде 13 подразделений пограничного контроля. Самое большое по всем показателям ОПК «Багратионовск». Отделение оборудовано новейшей техникой, в этом плане нам могут позавидовать многие коллеги. Проблема как для этого ОПК, так и для других - штатная численность. Для контрольно-пропускных пунктов офицеров готовят в Московском институте, и лейтенанта сразу назначают начальником смены. А какой жизненный опыт, жизненная школа у вчерашнего курсанта, который как представитель государства первым встречает иностранного гостя? На мой взгляд, здесь должны служить офицеры в звании не ниже майор.
     С 1 января 1997 года в нашем пограничном отряде нет солдат срочной службы. На пунктах пропуска служат все контрактники, прапорщики, и возглавляет смену один офицер. Рядом с ними несут службу таможенники: все офицеры. Естественно и денежное довольствие у них выше. Если мы говорим о том, что пограничники первыми встречают гостей и последними их провожают, то, на мой взгляд, давно назрела необходимость увеличить численность офицеров в отделениях пограничного контроля.
     Проблема для автомобильных пунктов пропуска - отсутствие единого хозяина. Земля, на которой находится пункт пропуска, - в руках одного ведомства. Дорогами занимается другое. Строят и ремонтируют их представители третьего ведомства… Вопросы ведомственности мы пытаемся решать, но все остается по-прежнему. Вопрос оптимизации всех структур, которые сосредоточены на границе, назрел давно. Но он тоже не решается.
     Прочность наших пунктов пропуска проверяется постоянно. И, невзирая на все трудности, мы работали, работаем и будем работать на границе на совесть, как велит воинский долг.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker