на главную страницу

24 Июля 2002 года

Пульс планеты

Среда

Равное обращение и равные возможности

Евгений МОИСЕЕНКО.



"Как сообщали средства массовой информации, недавно США потряс очередной расовый скандал. По телевидению показывали кадры задержания полицейскими «подозреваемых не белой расы», судя по их виду, было ясно, что с ними обошлись «не совсем корректно». По стране прокатились акции протеста черных и цветных, которые требовали «навести порядок». А как эта проблема решается в вооруженных силах США? Не могла бы «Красная звезда» рассказать на своих страницах о ней."
Олег Скалицын.

     Вооруженные силы США представляют собой такой же конгломерат различных рас и национальностей, как и само американское общество. Сегодня национальные меньшинства составляют почти одну треть личного состава вооруженных сил, причем самой многочисленной группой являются латиноамериканцы (7 процентов). Выходцы из стран Юго-Восточной Азии, а также коренное население Америки составляют в вооруженных силах около четырех процентов. В то же время в офицерском корпусе латиноамериканцы представлены слабо, особенно в сухопутных войсках, где их менее четырех процентов, а вот афроамериканцев больше – 11 процентов. Невысокий процент представители нацменьшинств имеют и на курсах вневойсковой подготовки офицеров резерва при университетах и колледжах, откуда армия получает до 70 процентов всего офицерского состава.
     Вместе с тем за последние двадцать лет число представителей национальных меньшинств выросло среди генералов до семи процентов (сейчас их около 70 человек). Причем уже считается обычным, что представители нацменьшинств занимают самые высокие посты в вооруженных силах США. Например, начальник штаба сухопутных сил - генерал Э. Шинсеки - японец по происхождению, помощник министра обороны по личному составу Э. Мэлдан - афроамериканец. В администрации Джорджа Буша-старшего пост председателя ОКНШ занимал афроамериканец Колин Пауэлл (ныне госсекретарь США), а при президенте Билле Клинтоне министром сухопутных сил был латиноамериканец Л. Кардела.
     Наличие в американских вооруженных силах довольно значительного контингента военнослужащих из числа национальных меньшинств вынуждает Пентагон уделять большое внимание проблеме межрасовых отношений, улучшению расового климата в войсках. Именно с этой целью в вооруженных силах проводятся различного рода месячники и фестивали. Так, осенью прошлого года проводился месячник латиноамериканской культуры, во время которого всячески популяризировались заслуги граждан латиноамериканского происхождения перед Америкой, возвышалось их чувство патриотизма по отношению к стране. При этом подчеркивалось, что латиноамериканцы составляют 28 процентов всех лиц, чьи имена занесены на мемориальную стену погибших во вьетнамской войне. Особенно прославлялась 100-летняя история 65-го пехотного полка национальной гвардии Пуэрто-Рико, личный состав которого проявил во время войны в Корее образец «мужества и патриотизма» и вернулся с нее с многочисленными наградами.
     Ежегодно в вооруженных силах США проводятся также месячник афроамериканской истории и фестиваль азиатско-тихоокеанской культуры. Во время этих мероприятий организуются выставки и концерты, лекции, диспуты, «круглые столы», на которых обсуждаются перспективы развития межрасовых отношений, реализация гражданских прав и жизненный уровень нацменьшинств.
     Еще в середине 70-х годов прошлого века в вооруженных силах США была введена специальная учебная программа «Равные возможности», цель которой состояла в том, чтобы сгладить расовые противоречия среди военнослужащих, создать национальным меньшинствам условия для повышения их общеобразовательного уровня, обеспечения их социальной защищенности, соблюдения равных прав и обязанностей. Были предприняты меры по искоренению расовых предрассудков в советах, занимающихся присвоением очередных воинских званий, по усилению процесса интеграции военнослужащих всех рас и национальностей в повседневной жизни, в частности по десегрегации жилья и мест отдыха.
     Первые же попытки такой интеграции были предприняты в 1948 году президентом Гарри Трумэном, издавшим указ «О равном обращении и равных возможностях» в вооруженных силах. До этого представители нацменьшинств служили в сегрегированных частях и подразделениях. Однако, как утверждают военные историки, во время корейской войны интеграция в вооруженных силах шла медленно, а во Вьетнаме она и вовсе прекратилась. Причем было замечено, что единение военнослужащих различных рас и национальностей происходит сильнее на поле боя, чем в перерывах между боями, и сильнее на службе, чем вне ее.
     Сегодня процесс интеграции в вооруженных силах США идет весьма успешно. Об этом говорит тот факт, что от 80 до 90 процентов военнослужащих общаются со своими сослуживцами - представителями другой расы или национальности - и приглашают их к себе домой. В военных магазинах, столовых и клубах стали учитываться вкусы афроамериканцев и других нацменьшинств.
     Большинство американских военнослужащих признают, что межрасовые отношения в вооруженных силах сейчас лучше, чем несколько лет назад. Положительную оценку состоянию этих отношений дают 90 процентов белых и более 80 процентов военнослужащих других рас и национальностей. Более 40 процентов считают, что в настоящее время в вооруженных силах для нацменьшинств имеется больше возможностей получить образование и профессию, чем «на гражданке».
     Однако состояние дел в этом вопросе еще далеко до совершенства. В конце 1999 года был опубликован доклад о результатах последнего широкомасштабного опроса военнослужащих, проведенного в 1996-1997 годах с целью изучения расового климата в войсках и эффективности программы «Равные возможности». Как следует из доклада, до полной расовой гармонии в вооруженных силах еще далеко, поскольку они все еще «не свободны от расизма». Скрытые факты расизма до сих пор существуют. И выражаются они прежде всего в дискриминации национальных меньшинств. По данным опроса, более 30 процентов военнослужащих, принадлежащих к различным этническим группам, считают, что по отношению к ним проводится дискриминация при продвижении по службе и оценке их способностей. Около 40 процентов не верят в то, что их непосредственные начальники предпринимают попытки покончить с дискриминацией и расизмом в армии. 75 процентов представителей национальных меньшинств в вооруженных силах в ходе опроса заявили, что они испытывают на себе проявления расизма в той или иной форме, причем 10 процентов сказали, что им угрожали нанести материальный и физический ущерб или причиняли его.
     Одной из проблем, вызывающих тревогу американского командования, является то, что оно не получает полной информации о расовых взаимоотношениях в войсках. Как было выявлено в ходе опроса, среди военнослужащих часто бытует склонность не докладывать начальству о проявлениях «расового неблагополучия» в частях и подразделениях, которую они объясняют тем, что считают их «недостаточно серьезными» или тем, что с этим явлением «нельзя ничего поделать».
     В целом политика, проводимая военным командованием США по ослаблению расовых противоречий среди личного состава вооруженных сил, в значительной степени снизила их остроту. Об этом свидетельствует тот факт, что в последние годы не наблюдалось таких скрытых проявлений расовой ненависти, как, например, казарменные драки между черными и белыми военнослужащими, а также и то, что во время последнего исследования расовой проблемы в вооруженных силах не было выявлено никаких расистских группировок, подобных существовавшим в середине 90-х годов в Форт-Брегге (Северная Каролина). Подавляющее большинство американских военнослужащих признают, что сегодня в вооруженных силах достигнут больший прогресс в области расовых взаимоотношений, чем в стране в целом.
     На снимке: у него проблема - только служба.Фото МО США.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker