на главную страницу

25 Июля 2002 года

Армия сегодня

Четверг

Надежды и тревоги «Ордынки»

Аркадий ПИНЧУК, «Красная звезда».



     Четыре года назад по заданию газеты я провел несколько дней в прославленном авиационном полку, который уже более тридцати лет базируется на Сиверском аэродроме с поэтическим позывным «Ордынка». Полк в то время еще жил довольно-таки насыщенной жизнью. Проводил плановые полеты, участвовал в учениях, «ставил на крыло» молодое пополнение. Конечно, не так интенсивно, как во времена моего первого знакомства с этим коллективом, которое состоялось в условиях многопланового учения. Авиаторы тогда совершали перелет в Заполярье и садились при ограниченной видимости на ледовую полосу одного из замерзших озер на Кольском полуострове. Я сидел рядом с руководителем полетов подполковником Георгием Меркуловым и вслух восхищался мастерством пилотов.
     Прошли годы, и о том учении боевой ветеран подполковник запаса Меркулов рассказывает теперь только во время экскурсий, которые проводит со школьниками в музее части. Конечно, уже и четыре года назад авиаторов держал за горло жесткий дефицит горючего, масел. Одна треть боевых самолетов стояла на приколе из-за отсутствия необходимых запчастей. Добытая запредельными трудами гордость авиаторов бомбардировочного полка за свою профессию, за верность небу уже тогда отдавалась в их сердцах острой болью. От собственного бессилия что-либо изменить, от нарастающей ответственности за безопасность страны, от растущих, как снежный ком, безответных вопросов. Даже на мой вопрос, какие предполагаются меры, один из генералов только махнул рукой:
     - Страна валится, а вы про какой-то полк...
     Эти слова мне вспомнились спустя некоторое время, когда авиаторы «Ордынки» провожали своего командира и начальника гарнизона Николая Савченко на повышение. В час прощания было сказано немало слов о долге и верности, и невольно подумалось: если бы наши государственные мужи болели за порученное дело так, как за него болели простые военные летчики, если бы народные избранники и члены правительства так же чувствовали ответственность за страну, как ее чувствовали всегда русские офицеры, страна на боку никогда не лежала бы. Мысль, конечно, упрощенная, но по сути верная, потому что сегодня так думают не только военные люди, но и те, кто далек от армейских проблем.
     В апреле-мае нынешнего года бомбардировочный полк в Сиверской инспектировала столичная комиссия. Авиаторы получили положительную оценку. Когда я узнал об этом, искренне порадовался за своих друзей: значит, в полк пришли наконец позитивные перемены! И сразу же решил: надо посмотреть, как начали учебный год.
     Примерно километров за двадцать от гарнизона услышал над головой знакомый грохот мощных турбин. Остановился, вышел из машины. Летают! Прижав к фюзеляжу крылья, Су-24 на малой высоте с характерным свистом молнией прошелся над своим аэродромом и круто взмыл в облака. Спустя минуту-другую уже с иного направления, но так же стремительно атаковал цель другой самолет...
     Полеты длились до позднего вечера, и поговорить с командиром мне удалось только на следующий день. Полковник Александр Волков уже три года возглавляет бомбардировочный полк. Начинал здесь комэском, был заместителем командира по летной подготовке, первым замом. Его личная жизнь и жизнь полка давно слились в нечто неразделимое. Здесь заместителем командира эскадрильи летает младший брат майор Сергей Волков, на метеостанции работает сменным специалистом супруга - Вера Павловна, по выходным в гости приезжает сын лейтенант Евгений Волков, а в этом году военно-транспортная авиация пополнится еще одним молодым летчиком - лейтенантом Романом Волковым. Рассказываю об этом для того, чтобы читатель хотя бы в первом приближении почувствовал, сколь глубока тревога и боль этого офицера за все, что происходит сегодня в военной авиации.
- А происходит нечто не поддающееся объяснению, - устало сказал мне Александр Васильевич. - Руки мы, разумеется, не опускаем, цепляемся за любую возможность, чтобы сохранить полк как боевую единицу, но их все меньше и меньше.      - Не сгущаете ли вы краски, Александр Васильевич? Я вчера около часа любовался работой полка в небе. Сколько, кстати, эскадрилий летало?
     - Пять самолетов. При необходимости еще могли бы пару поднять. Остальные не боеготовы. Причем по мелочам. Остекление фонаря, деталь двигателя, колеса, спецмасла... Сколько рапортов и заявок написано - никакой реакции. Ответ один: нет возможности удовлетворить.
     Попросил командира поподробнее рассказать о прошедших накануне полетах. Волков оживился, заговорил о молодых летчиках, которых удалось наконец вывести в небо. Майор Александр Димитров и старший лейтенант Владимир Змиев близки к тому, чтобы получить право на самостоятельные полеты. Майоры Александр Володичев, Андрей Стецко и Александр Дорошенко закончили необходимый налет по программе и выполнили уже самостоятельные полеты.
     - Это наша маленькая, но очень важная победа, - сказал Волков. - В полку на сегодня осталось только шесть инструкторов, имеющих право на обучение молодых. Этим пятерым осталось совсем немного, и, если ничего не случится, мы их поставим на крыло.
     - А что может случиться?
     Командир грустно улыбнулся:
     - Керосина у нас осталось на полсмены. Не подвезут, считай все, что успели сделать на прошедших полетах, летит прахом. Малейшая просрочка с вводом в строй молодежи - и тогда все придется начинать сначала. Надо было видеть, как загорелись надеждой глаза у этих пятерых, годами ждавших своего часа. Да и остальная дюжина «нелетающих» оживилась - очередь двинулась, значит, и до них когда-то дойдет. А я вот вздрагиваю от каждого телефонного звонка - все боюсь, что не сегодня - завтра скомандуют «отбой» нашим радужным планам. В авиации есть термин - рубеж возврата. От него еще можно вернуться на исходные позиции. Так вот мы уже на этом рубеже. Переступим, и можно сдавать Знамя полка в музейные запасники на вечное хранение.
     - А если, скажем, завтра полку поставят задачу «на готовность номер один». Сколько понадобится времени, чтобы ее выполнить?
     В кабинет вошел заместитель командира по летной подготовке подполковник Николай Ерылкин. В эти напряженные дни он вывозил молодых, летал на разведку погоды, а затем руководил полетами.
     - Вот пусть Николай Николаевич скажет.
     - При наличии идеальных условий, - ответил Ерылкин, - три с половиной - четыре месяца. Но если внести поправку на погоду и другие факторы - год.
     Заканчивая нашу беседу, я не мог не спросить о летчиках, которых давно знал и с которыми часто общался. Ответ заставил задуматься. Заместитель командира по воспитательной работе подполковник Мкртыч Григорян уходит в запас. Убывает на заслуженный отдых опытнейший комэск подполковник Александр Перелыгин. Нет больше Александра Дроздецкого - был выдвинут на повышение и нынешней весной погиб в авиакатастрофе. Закончили службу и оформляются на увольнение высококлассные комэски подполковник Александр Углов, Александр Сенотрусов, Сергей Гарькин. Покинул полк и армию молодой и талантливый летчик лейтенант Сергей Рыбников - парня охотно приняли в испытательный центр одной из авиафирм. Подали рапорта на увольнение еще несколько опытных летчиков. Правда, пока держат их при себе. Обещают порвать, если не прикроют полеты и не обманут в очередной раз с повышением денежного содержания. Так что сегодня на «Ордынке» дни надежд и тревожных ожиданий.
     Боль авиаторов за будущее полка и нашей военной авиации близка и понятна. Из памяти моей вот уже полвека не уходят первые месяцы сорок первого, когда нашу мирную и красивую землю нагло топтал кованый сапог немецкого завоевателя. Когда простые люди, глядя на грохочущие армады фашистских войск, со слезами горького недоумения бросали кому-то невидимому безответный вопрос: «Ну почему нам не сказали, что у Красной Армии нет самолетов и танков?! Почему не объяснили, что защитникам страны нужна помощь?! Да мы еще на две дырки затянули бы пояса, отдали бы последнее, чтобы никогда не видеть этого позора, не терпеть такого унижения!»
     - Понимают ли все это там, наверху? - спрашивали меня летчики.
     Я честно ответил: не знаю. А теперь вот думаю, что ответить надо было иначе. Понимают, но не до конца. Надеются, что как-то удастся выкрутиться. В 1941-м многие так же думали... Не наступить бы на страшные грабли вторично.
     На снимках: командир полка полковник Александр ВОЛКОВ (слева) и замкомандира эскадрильи майор Сергей ВОЛКОВ (на 1-й стр.); заместитель командира полка по летной подготовке подполковник Николай ЕРЫЛКИН; Су-24 идет на посадку.
     Фото автора.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker