на главную страницу

25 Июля 2002 года

Пульс планеты

Четверг

Бундесвер переходит на хозрасчет

Вскоре немецкая армия может лишиться собственных «колес»

Максим ШИГОВ.



В нынешнем году военнослужащие бундесвера продолжают участвовать в миротворческой миссии на Балканах. Кроме того, германские воинские подразделения задействованы в антитеррористической операции в Афганистане. Однако в то время как на немецких военнослужащих возлагаются новые задачи, германские военные эксперты все чаще выражают беспокойство по поводу готовности бундесвера соответствовать растущим требованиям.

     Причем, как подчеркивается, бундесвер сегодня испытывает не только традиционную проблему с финансированием, но и ряд других трудностей, в частности нехватку кадров. Сейчас в германской армии ощущается нехватка 20 тыс. солдат-срочников и кадровых военных. В прошлом году в вооруженных силах ФРГ оставались вакантными 1.412 офицерских и 4.138 унтер-офицерских должностей. Среди рядового состава количество вакансий составило 17.418. К тому же военкоматы большинства федеральных земель отметили увеличение числа отказников по сравнению с прошлым годом примерно на
     26-36 процентов. Как отмечают эксперты, это дает повод говорить о “глубоком кризисе бундесвера”. По их мнению, назрела необходимость коренных реформ с целью создания современной, хорошо вооруженной профессиональной армии.
     Пока что в связи с урезанием финансирования вооруженных сил план реформы в основном сводится к механическому сокращению численности военнослужащих. Так, до 2006 года планируется сократить численность бундесвера с 315 до 285 тыс. человек. Одновременно к 2010 году число гражданских служащих уменьшится до 80-90 тыс. Общее количество военнослужащих и гражданского персонала сократят на 17 процентов - с 440 до 365 тыс. В сухопутных силах боевые части и части поддержки сократят на треть, ВВС - на 25 проц., ПВО - на 30-35 проц., подразделения радиолокационного наблюдения - наполовину, части пограничной охраны ВМС - на 70 проц. В органах территориального управления останутся четыре окружных территориальных управления с небольшим числом местных административных единиц. К 2006 году планируется закрытие 39 крупных и 20 мелких военных городков.
     Между тем наряду с сокращением и структурной перестройкой бундесверу необходима техническая модернизация. О неотложности этой задачи говорит то, что около 75 проц. всей техники в сухопутных силах ФРГ старше 20, а 15 проц. - старше 30 лет. Аналогичным образом обстоит дело и с ВВС: 150 “Фантомов” и 86 военно-транспортных самолетов находятся на вооружении с 60-х годов! В этой связи начиная с 2003 года МиГ-29 и “Фантомы” будут поэтапно сниматься с вооружения и заменяться “Еврофайтерами”, а с 2005 года предстоит поставить на боевое дежурство первую эскадрилью евроистребителей. Военно-транспортные самолеты предполагается заменить к концу текущего десятилетия на машины европейской корпорации “Эрбас индастри” А400М. Это же касается и разведывательных самолетов.
     Сложившаяся сегодня в бундесвере ситуация, подчеркивают эксперты, имеет весьма негативные последствия: молодые солдаты получают недостаточную подготовку, а сроки достижения готовности к действиям в реальных условиях существенно затягиваются. В свою очередь старослужащие теряют свои навыки без постоянных тренировок. Так, например, годовой налет пилотов реактивных самолетов в бундесвере составляет 150 часов, в то время как стандарт, принятый в НАТО, равен 180 часам.
     Все это в итоге привело к тому, что за последние годы в бундесвере значительно повысилась социальная напряженность. В течение прошлого года в Германии отмечен ряд забастовок и демонстраций, причем прошлой весной 14 тысяч гражданских служащих бундесвера провели предупредительную забастовку по всей Германии, выразив протест против возможного сокращения рабочих мест. Полгода спустя представители Союза военнослужащих бундесвера поддержали эти требования, проведя в Берлине массовую демонстрацию полицейских и военнослужащих бундесвера, которые выразили протест против урезания социальных льгот и сокращения личного состава. На улицы вышли около двадцати пяти тысяч сотрудников немецких правоохранительных органов и профессиональных военных.
     Для того чтобы хоть как-то выправить финансовое положение своего ведомства, министерство обороны в прошлом году приняло решение о продаже некоторых видов устаревших вооружений. Оно намеревается реализовать за рубежом 699 танков “Леопард”, 267 ЗСУ “Гепард”, 589 БТР “Мардер”, две подводные лодки, два эсминца, а также несколько самолетов “Торнадо”, “Фантом” и МиГ-29. Военные атташе в посольствах Германии повсюду в мире уже получили указания на этот счет.
     Однако продажа бывшей в употреблении военной техники отнюдь не единственное решение финансовых проблем бундесвера, рассматриваемое на сегодняшний день. В рамках министерства обороны уже создано ведомство с несколько расплывчатым названием – Общество по развитию, приобретению и эксплуатации (ГЕББ). Его целью стала разработка моделей приватизации для тех областей инфраструктуры бундесвера, которые не относятся напрямую к сфере ведения боевых действий.
     К примеру, армейский автомобильный парк насчитывает сейчас 110 тысяч грузовых и легковых машин, годовой пробег которых незначителен. Для грузовиков он составляет в среднем всего 5 тысяч километров. Эксперты ГЕББ предложили сократить парк армейских машин на 30 тысяч, а оставшиеся передать на баланс частным транспортным фирмам. Бундесвер сохранит за собой 51 проц. капитала этих фирм и одновременно станет их клиентом. Военные станут расплачиваться только за реально оказанные им услуги по перевозке, избавившись от всех забот по приобретению новых автомобилей, их эксплуатации и ремонту. Транспортные фирмы в свою очередь выступят на рынке как обычные экспедиционные конторы, предлагая свои грузовики за вознаграждение не только бундесверу, но любому другому желающему.
     Передав в руки коммерческих структур свой парк машин, свои казармы и ангары, свои склады, столовые и вычислительные центры, командование бундесвера надеется сэкономить до полутора миллиардов марок в год. Другой, и весьма существенной, статьей доходов могла бы стать, как считается, продажа недвижимости. Немецкая армия использует в настоящее время по всей стране 360 тысяч гектаров земельных угодий и более 10 миллионов квадратных метров полезной площади. Многие из этих участков и зданий, например, из числа тех, что достались в наследство от армии ГДР, бундесверу не нужны и являются лишь обузой. В рамках запланированной приватизации ГЕББ составил список предназначенных для продажи объектов общей стоимостью миллиард марок.
     На пути всех этих инициатив встало, однако, одно немаловажное препятствие. Дело в том, что бундесвер юридически не владеет ни своими грузовиками, ни казармами. Они – собственность немецкого государства. Таким образом, на отчуждение этой собственности в частные руки министерству обороны нужно «добро» от правительства и не в последнюю очередь от все того же министра финансов Ханса Айхеля. Долгое время тот был не в восторге от идеи распродажи бундесвером государственного добра. И только после вмешательства канцлера Герхарда Шредера удалось выработать компромисс – все деньги, сэкономленные в тыловой инфраструктуре бундесвера, и 80 проц. сумм, вырученных от продажи им недвижимости, могут направляться на нужды армии в качестве целевых инвестиций.
     В министерстве обороны мечтают получать таким образом в год дополнительно два-три миллиарда марок и оплатить закупку пяти новых корветов, партии разведывательных бронетранспортеров и переоборудованных под заправщики транспортных самолетов-“аэробусов”. Впрочем, перевод бундесвера на рыночные рельсы идет не так быстро, как предполагалось. Потенциальные покупатели армейской недвижимости пока выжидают, надеясь сбить цены. В свою очередь многие командиры частей не торопятся расставаться со своей инфраструктурой, опасаясь снижения уровня боеготовности армии ввиду утраты единого контроля над всеми ее составляющими.


Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker