на главную страницу

26 Июля 2002 года

Планета людей

Пятница

Выживет то, что будет востребовано жизнью

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



Сегодня в киргизском городе Чолпон-Ата, расположенном на озере Иссык-Куль, открывается очередное заседание Интеграционного комитета Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) на уровне заместителей глав правительств стран-участниц – основного рабочего органа сообщества. В повестке дня – энергетическое сотрудничество, единая сбалансированная политика по вступлению членов «пятерки» в ВТО, сотрудничество по охране внешних границ и многие другие важные вопросы. В заседании примет участие генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота. Перед отлетом в Киргизию он встретился с журналистами «Красной звезды» и рассказал им о своем видении целей, задач и перспектив развития этой международной организации.

     - Григорий Алексеевич, чем было вызвано создание ЕврАзЭС?
     - В октябре 2000 года пять президентов государств, которые входили в Таможенный союз (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан), решили преобразовать его в международную организацию. Цель - создание единого экономического, налогового, таможенного, энергетического и транспортного пространства, общего рынка для товаров, производимых на территории стран-участниц.
     ЕврАзЭС изначально задумывалось как инструмент экономического взаимодействия на постсоветском пространстве. Ситуация до сих пор во многом такова, что, разрушив с распадом СССР производственные и кооперационные связи, Россия открыла рынки, надеясь, что и другие страны сделают для нее то же самое. Но этого, по сути, не произошло. Нельзя, видимо, проводить на собственной экономике такие эксперименты, иногда она их просто не выдерживает. Между прочим, в так называемом цивилизованном мире к собственной экономике относятся весьма бережно и далеко не всегда бездумно швыряют ее в бушующее море рынка, который, дескать «все сам урегулирует». Только в качестве констатации факта: в США и Канаде, например, сельскохозяйственная продукция является дотируемой со стороны государства.
     - Но есть все же, наверное, и политическая сторона в создании ЕврАзЭС…
     - После распада СССР все его бывшие республики бросились брататься со всеми, кроме своих ближайших соседей. Однако довольно скоро стало понятно, что новые друзья не готовы дружить с кем бы то ни было за счет потери своих выгод – геополитических, экономических, военно-политических... Нельзя забывать, что отношения с соседями – странами, с которыми мы граничим, важный элемент национальной безопасности. Следовательно, отношения, к примеру, с соседней Украиной, для России на порядок важнее, чем, допустим, отношения с Новой Зеландией или Парагваем, при всем уважении к этим государствам. Поэтому политика заключается, пожалуй, только в одном – установление добрососедских отношений между странами - участницами сообщества. Повторюсь, ЕврАзЭС - сугубо экономическое образование. Но развитие торгово-экономических отношений создает хорошую базу для этого.
     - В чем новизна вашей организации по сравнению, скажем, с СНГ?
     - Во-первых, принципы построения у нас несколько иные. ЕврАзЭС имеет статус международной организации, есть официальные представители стран-участниц при сообществе, мы сейчас проходим регистрацию в ООН. Второе отличие - организационное. Все решения, которые принимаются в сообществе, обязательны для исполнения всеми странами-участницами. Это вопрос принципиальный, потому что в противном случае смысла в самом принятии любых решений, которые потом не выполняются, довольно мало. В этом плане я бы сравнил ЕврАзЭС с Европейским Союзом.
     - Но в ЕС есть свой парламент, суд, другие органы законодательной и исполнительной власти…
     - Все это у нас уже создано или создается. Структура сообщества такова. Наш высший орган - межгосударственный совет на уровне глав государств – собирается один раз в год, решения на нем принимаются консенсусом. Это значит, что, если хоть одна сторона против принятия решения, оно не принимается. Межгосударственный совет на уровне глав правительств проводит совещания дважды в год. Интеграционный комитет, здесь уровень вице-премьеров – основной рабочий орган сообщества, проводящий заседания четыре раза в год или, если есть необходимость, чаще.
     В Санкт-Петербурге работает Межпарламентская ассамблея сообщества, в Минске создается экономический суд. Регулярно заседают Советы руководителей налоговых и таможенных служб государств, входящих в ЕврАзЭС, глав центральных банков стран сообщества…
     Еще одна особенность ЕврАзЭС заключается в том, что его бюджет формируется на пропорциональной основе, в зависимости от экономического потенциала каждой страны. Было решено, что 40 процентов ежегодного бюджета сообщества, который на сегодняшний день составляет около 2 миллионов долларов, дает Россия, 20 - Казахстан, 20 - Белоруссия, а Киргизия и Таджикистан - по 10. В таком же соотношении распределяются так называемые квотно-руководящие должности в секретариат от каждой страны, а также голоса при принятии решений на заседаниях Интеграционного комитета.
     - То есть если Россия и Казахстан или Россия и Белоруссия вместе за что-то проголосуют, получив явное большинство, то всем остальным придется принимать это как данность и соглашаться?
     - Почти. Нужно привлечь на свою сторону еще одну страну. Россия в принципе может заблокировать в силу большинства голосов любое решение. Хотя до этого дело не доходит.
     - Значит, ЕврАзЭС в большей степени интересно именно России?
     - Известна тенденция: в значительной степени интерес государства к участию в той или иной международной организации проявляется в том, насколько полно и в срок оно производит обговоренные выплаты. Россия платит все и вовремя. Примечательно, что иногда появляется задолженность со стороны некоторых участниц сообщества, но к концу года все платежи приходят.
     - В мае в Москве прошел саммит Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Одним из решений пяти президентов стало принятие в качестве наблюдателей в сообщество еще двух государств – Украины и Молдавии…
     - Это, конечно, факт примечательный. Статус наблюдателей дает Украине и Молдавии возможность участвовать во всех мероприятиях сообщества, но не дает, правда, права голосовать при принятии решений. Интерес Киева и Кишинева к экономическому сообществу понятен. 80 процентов всего экспорта Молдавии уже сейчас приходится на страны ЕврАзЭС. Или вот у Украины сейчас более 30 процентов экспорта приходится на ЕврАзЭС. Сотрудничество в рамках сообщества позволит Киеву увеличить свою экономическую активность на этом поле. А это уже - прямые финансовые выгоды.
     - Что нужно для того, чтобы в данном случае Украина и Молдавия стали полноправными членами ЕврАзЭС?
     - Страна-кандидат должна отвечать двум требованиям: иметь желание стать членом сообщества и присоединиться ко всем договорам и соглашениям, которые уже приняты в рамках ЕврАзЭС. На сегодняшний день это около 50 документов.
     - На московском саммите фактически завершилось и организационно-правовое оформление ЕврАзЭС. Формирование сообщества, наверное, сопровождалось уже и решением каких-то вопросов. Что удалось сделать за это время?
     - Формирование действительно шло параллельно с решением торгово-экономических задач. Например, идет оформление общего таможенного тарифа – все пошлины должны быть гармонизированы. Помимо этого, активным образом завершается создание зоны свободной торговли на территории стран - участниц ЕврАзЭС. Создана ассоциация «Деловой совет ЕврАзЭС», в которую вошли крупные и не только крупные предприниматели стран - участниц сообщества.
     Решаем также гуманитарные вопросы. К примеру, абитуриент из любой страны ЕврАзЭС согласно подписанному соглашению может поступать в любой гражданский вуз на территории любой страны сообщества на тех же правах, что и гражданин этой страны. И это работает.
     Или вопросы миграции. К примеру, из Таджикистана в Россию каждое лето приезжают, по некоторым данным, от 300 до 500 тысяч человек на заработки. В принципе этот процесс выгоден обеим сторонам. У России – избыток рабочих мест, у Таджикистана – рабочих рук, которые займут эти, как правило, непрестижные и не пользующиеся у россиян спросом места. Нужно лишь упорядочить этот процесс, сделать его цивилизованным и легальным, отсечь криминальный элемент, создать для людей достойные условия труда, добиться, чтобы они платили налоги…
     На майском саммите рассматривались весьма важные для экономики стран сообщества вопросы: координация позиций при вступлении в ВТО, основы пограничной политики, защита внутренних рынков в условиях отказа от протекционистских мер. Страны сообщества не должны друг от друга отгораживаться, но в то же время необходимо защищать и свои рынки. Экономика требует жестких правил игры. Но взаимоприемлемое решение можно и нужно искать. Что мы, собственно, сейчас и делаем. Взять, к примеру, существующие пока внутри сообщества антидемпинговые процедуры. Это ненормально и противоречит самой идее интеграции. Скажем, проблема казахстанской стали или каких-то российских продуктов... Но что самое интересное - цена вопроса и с той, и с другой стороны примерно одинакова. Если обеим сторонам отказаться от них одновременно, взаимный ущерб как бы нивелируется. Но прийти к согласию между странами, а тем более между хозяйствующими субъектами, нелегко.
     - Вступление России в ВТО провозглашено чуть ли не в качестве приоритета. Как можно скоординировать условия вступления в ВТО в рамках ЕврАзЭС? К примеру, Киргизия туда уже вступила, остальные - нет...
     - Мы договорились о координации усилий всех остальных государств при вступлении в ВТО и будем придерживаться этой договоренности. Если каждая страна вступит в ВТО со своими условиями, то между нами могут появиться границы, что также противоречит замыслу создания ЕврАзЭС… Решение этой проблемы - дело переговорного процесса, который идет довольно интенсивно. Основания для оптимизма тут у нас есть. Давайте обратимся к международному опыту: членство в Европейском союзе не мешает участвовать и в ВТО.
     - Сразу же после заседания глав государств ЕврАзЭС в Москве была создана Организация Договора о коллективной безопасности. Практически в том же составе, что и сообщество, плюс Армения. И все те же государства - минус Армения и Белоруссия плюс Китай - входят в Шанхайскую организацию сотрудничества. Эти организации занимаются многими политическими проблемами, выпускают совместные декларации по борьбе с терроризмом, например… Получается не только экономическая связка, но еще и военная, и геополитическая...
     - У нас узкая задача: вот пять стран, а вот наши экономические проблемы, все остальное – вне сферы нашей компетенции. Нам никакие другие организации не мешают. И мы не создавались в противовес чему-то, например, СНГ. ЕврАзЭС - субрегиональная модель, в рамках которой предстоит отработать новые экономические взаимоотношения между государствами.
     - Но даже экономика, не говоря уж о политике, всегда связана с военными вопросами. Например, торговля оружием, совместное производство вооружений… Все это вас, а особенно учитывая ваши прошлые должности, например, генерального директора тогда еще «Росвооружения», не касается?
     - Пока нет. Допускаю, что, скажем, в сфере военно-технического сотрудничества может возникнуть некий экономический аспект, который нам придется решать вместе. Ну и решим, проблемы я тут не вижу.
     Надо понять главное. В политической, экономической, если хотите, исторической сфере мы настойчиво ищем оптимальные формы взаимодействия с нашими ближайшими соседями - СНГ, ЕврАзЭС, союзное государство Белоруссии и России... Выживет то, что будет востребовано жизнью.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства Rambler's Top100 Service Aport Ranker